Бюджетная политика Вологодской области 2009-2011 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

Правительством Российской Федерации были разработаны основные направления бюджетной политики 2009-2011 г.
Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

Работа содержит 1 файл

бюджетная политика.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

оптимизацию функционирования органов власти, исключение дублирования функций и полномочий;

реализацию  механизмов противодействия коррупции;

повышение эффективности  и прозрачности деятельности органов  исполнительной государственной власти области;

повышение ответственности  органов государственной власти за выполнение возложенных на них  функций.

В области межбюджетных отношений

Будет продолжена реализация реформы местного самоуправления и преобразование муниципальных  образований области в целях  их укрупнения путем объединения.

Приоритетной  задачей бюджетной политики является поддержание сбалансированности местных  бюджетов. С этой целью будут сохранены  переданные муниципалитетам по единым нормативам доходные источники субъекта.

При введении в  области системы налогообложения  на основе патента предполагается передача данного доходного источника в бюджеты муниципальных районов и городских округов области.

Межбюджетные  отношения с муниципальными образованиями  области будут формироваться  в соответствии с требованиями закона области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" (с последующими изменениями).

Основой распределения  дотаций на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  области из региональных фондов финансовой поддержки будут:

налоговый потенциал муниципальных образований области, определяемый исходя из установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных, региональных налогов и налогов, установленных специальными налоговыми режимами, закрепленных на постоянной основе, а также установленных законодательством области единых нормативов отчислений;

численность населения, проживающего на территории муниципального образования области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Вологодской области, на начало планируемого года;

сокращение  различий в уровнях бюджетной  обеспеченности.

Основными направлениями  бюджетной политики в данной сфере  будут:

обеспечение режима экономного и рационального использования  бюджетных средств, оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления;

обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг;

усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих  подписание соглашений с органами местного самоуправления по повышению эффективности использования средств бюджетов;

создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных  образованиях области, мониторинг показателей  оценки качества управления;

повышение ответственности  органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.

Выделение субсидий из регионального фонда софинансирования расходов будет осуществляться в  соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между муниципальными образованиями области в обеспечении предоставляемых отдельных муниципальных услуг, а также на повышение качества муниципальных услуг.

Перечнем приоритетных расходных обязательств муниципальных образований области, софинансируемых за счет средств областного бюджета, Правительство области определяет:

- бюджетные  инвестиции в объекты капитального  строительства, находящиеся в  собственности муниципальных образований области;

- разработка  генеральных планов поселений  и схем территориального планирования  муниципальных районов области;

- обеспечение  условий для развития на территории  муниципальных образований области  физической культуры и спорта;

- природоохранные мероприятия;

- обеспечение  мероприятий по капитальному  ремонту многоквартирных домов;

- обеспечение  мероприятий по переселению граждан  из аварийного жилищного фонда.

Кроме того, будет  оказываться финансовая помощь в  форме субсидий муниципальным образованиям области, участвующим в реализации долгосрочных целевых программ, принятых Правительством области, а также за счет средств, поступающих из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов.

(в ред. постановления  Правительства Вологодской области от 07.12.2009 N 1876)

Будет продолжена практика оценки качества и эффективности  управления финансами муниципальных  образований области. По результатам  оценки будет составляться рейтинг  муниципальных образований области  и осуществляться поощрение муниципальных образований области - победителей.

Осуществление органами местного самоуправления муниципальных  образований области переданных им отдельных государственных полномочий будет производиться за счет субвенций, выделяемых из регионального фонда компенсаций.

IV. Государственный долг

Главной задачей  долговой политики области будет  являться обеспечение финансирования расходов областного бюджета с привлечением заемных источников при условии:

сохранения  объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;

обеспечения исполнения долговых обязательств в полном объеме;

поддержания минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.

Управление  государственным долгом будет направлено на осуществление контроля за соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в  условиях финансового кризиса будет  продолжено совершенствование механизмов государственной поддержки в  виде предоставления государственных  областных гарантий организациям реального сектора экономики области, обеспечивающим устойчивое функционирование экономики и социальной сферы области.

V. Использование государственной собственности

Будет продолжена работа по оптимизации структуры  государственной собственности путем сокращения количества государственных унитарных предприятий, сохранения социально значимых предприятий и учреждений, участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ в целях стимулирования структурных изменений в экономике области, достижения позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

В целях повышения  эффективности использования объектов государственной и муниципальной  собственности необходимо обеспечить безусловное исполнение требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с последующими изменениями), завершить работу по разграничению имущества, находящегося в муниципальной собственности, внедрить новые источники воспроизводства государственной и муниципальной собственности (концессионные соглашения).

 

 

 

Проект закона области  «Об областном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов»[1].

Согласно  заключению Общественной палаты, формирование бюджета области в значительной степени зависит от макроэкономической ситуации в стране, проводимой федеральным правительством экономической и бюджетно-налоговой политики. Однако это не должно снижать роли областных органов власти и управления в решении задач устойчивого социально-экономического развития региона.

Анализ  проекта областного бюджета и  прогноза социально-экономического развития Вологодской области на 2011-2013 годы позволяет сделать следующие  выводы.

1. Задача  бюджетно-налоговой политики области на 2011 – 2013 годы по восстановлению доходной базы бюджета на докризисный уровень вряд ли будет решена.

В Вологодской  области в 2011 – 2013 гг. прогнозируется восстановление положительной динамики основных макроэкономических показателей (табл. 2) и основных параметров областного бюджета (табл. 3). Темпы экономического роста Вологодской области составят 3,5 – 5 % при темпах роста в России 3,9 – 4,5 %.

Вместе  с тем вывести на докризисный  уровень доходов областной бюджет в 2013 г. не удастся: он будут ниже на 8,4 %, а собственные доходы – ниже на 3,2 %. Кроме того, с 2011 года Вологодская область становится дотационной: размер дотации на выравнивание бюджетной системы составят в 2011 году 2,3 % в объеме совокупных доходов регионального бюджета.

Учитывая заложенные в прогнозе тенденции снижения доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) и его дефицитность (главным образом за счет недопоступления нефтегазовых налогов и несбалансированности пенсионной системы), межбюджетные отношения с федеральным центром будут иметь напряженный характер.

Следовательно, требуется существенная корректировка  региональной бюджетной и экономической  политики, в том числе:

– системный  переход от сырьевой ориентации экономики  и снижение ее зависимости от конъюнктуры  цен на мировых рынках;

– диверсификация экономики, обеспечение сбалансированности структуры производственного комплекса  области (в прогнозе закладывается  привязка налоговой базы региона  к металлургическому комплексу, который в среднесрочной перспективе  будет формировать 60 % прибыли и 40 % налога на прибыль);

– восстановление инвестиционного спроса до 20 % в год (прогнозируется его рост на 10 – 13 %);

– поиск  иных источников дохода областного бюджета.

2. Задача  обеспечения устойчивого функционирования  социальной сферы, сохранения объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры не будет решена в полном объеме.

Бюджет  области прежде всего решает задачу исполнения социальных обязательств. Самой масштабной статьей расходов в плановом периоде станет социальная политика – на ее финансирование будет направляться ежегодно четверть бюджета. На втором месте образование и здравоохранение – 16–17 % общей суммы расходов; на третьем месте – межбюджетные трансферты общего характера и национальная экономика – 10–11 % бюджетных ассигнований. Всего на финансирование социальной сферы ежегодно будет использоваться свыше 60 % бюджетных затрат. Вместе с тем в целом расходы на социальную сферу снижаются.

Во-первых, расходы на образование в 2013 г. предусматриваются  на 8 % ниже уровня 2010 года.

Во-вторых, бюджетные ассигнования на мероприятия  в области социальной политики сократятся в 2011 г. на 22 % по сравнению с ожидаемым  уровнем 2010 г., в 2012 – 2013 гг. они уменьшатся еще на 7 %.

В-третьих, судя по законопроекту, расходные обязательства области в сфере здравоохранения в 2011 – 2013 гг. увеличатся на 3,3 % по отношению к 2010 г. Однако анализ постатейного распределения выделяемых ассигнований на здравоохранение дает основание заключить, что на базовые функции здравоохранения будет использована меньшая часть расходов, к тому же прослеживается явная тенденция их сокращения в плановом периоде.

В-четвертых, предусматривается ежегодное сокращение затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. При увеличивающемся износе жилья (с 25 % в 2007 г. до 50 % на конец 2009 г.) их доля в бюджете сократится с 6 % в 2010 г. до 2,6 % в 2013 г. Очевидно, что весь ремонт ЖКХ перекладывается на плечи населения, которое не в состоянии это делать.

Ситуацию  усугубляет тот факт, что расходы  прогнозируются в текущих ценах без учета инфляционной составляющей, уровень которой, согласно прогнозу Минэкономразвития, за этот период составит около 20 %.

Учитывая  уровень инфляции, реальная заработная плата работников бюджетной сферы  также будет снижаться. В этой связи представляется особенно настоятельным увеличить расходы бюджета на социальную сферу. С целью стимулирования демографической ситуации в области требуют пересмотра бюджетные ассигнования, выделяемые на социальную поддержку материнства и детства, обеспечение жильем молодых семей.

3. Вопрос  обеспечения макроэкономической  стабилизации остается открытым.

В проекте  бюджета расходы на государственную  поддержку отраслей экономики в  номинальном выражении по отношению  к 2010 г. сокращаются в 2011 г. в 1,5 раза, в последующие два года – почти в 2 раза, в том числе:

– финансирование «Общеэкономических вопросов» снизится в 4,2 раза;

– государственная  поддержка сельского хозяйства  за счет средств области сократится на 22 %, а ее доля в бюджетных затратах – с 2,8 % в 2011 г. до 1,9 % в 2013 г.;

– в 1,5 раза снизятся по сравнению с 2010 г. ассигнования на лесное хозяйство.

4. Ограниченность  бюджетных ресурсов создает определенные  риски с точки зрения использования  бюджета как инструмента реализации  основных задач модернизации региона.

Вместе  с тем бюджет не стимулирует структурный  сдвиг в пользу инновационных  отраслей. Из 46 долгосрочных целевых  программ, принятых к утверждению  в проекте бюджета, к программам модернизации и инноваций можно  отнести 6 на сумму 1,3 – 1,4 млрд. руб. или 4 – 5 % расходной части бюджета. При этом две трети финансирования будет направлено на строительство и реконструкцию дорог.

5. Резервы  по увеличению доходной базы  региона использованы не в  полной мере.

Важным  источником пополнения доходов областного бюджета является ликвидация недоимки по бюджетным платежам. В представленном проекте не оговаривается сумма недоимки, задействованной при формировании доходов бюджета. Между тем ее размер на 1 октября 2010 г. только по областному бюджету (без учета пеней, штрафов) составляет 0,7 млрд. рублей.

Информация о работе Бюджетная политика Вологодской области 2009-2011 годов