Бюджетная политика Вологодской области 2009-2011 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

Правительством Российской Федерации были разработаны основные направления бюджетной политики 2009-2011 г.
Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

Работа содержит 1 файл

бюджетная политика.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Требования статей 107, 111 Бюджетного кодекса РФ в части  соблюдения верхнего предела государственного долга области и предельного  объема расходов на обслуживание государственного долга за 2010 год соблюдены.

Вологодская область  – единственный субъект РФ, не достигший  в 2011 году докризисного уровня поступления  собственных доходов. Они восстановились лишь на 88% к докризисному уровню.  
Ведущие отрасли региона – металлургия и химия – утратили былые позиции в наполнении бюджета. В условиях сокращения доходов функционирование бюджетной сферы и поддержка ведущих отраслей хозяйства обеспечивалось ценой заимствований. За три года образовался государственный долг в размерах, приближающихся к критическому. На 1 января 2012 года государственный долг области составил 25,8 миллиарда рублей.  
Олег Кувшинников рассказал коллегам о том, какие меры по оздоровлению финансов и сокращению объёма госдолга принимаются для сохранения экономической и социальной стабильности, финансовой самостоятельности и безопасности области. В частности, речь идет об отмене неэффективных налоговых льгот, объем которых составил 2,1 миллиарда рублей. Взамен налоговых льгот бизнесу предлагается новая форма поддержки – инвестиционный налоговый кредит.  
«К сожалению, налоговая политика федерального уровня приводит к сокращению доходов области. Мы имеем выпадающие доходы по налогу на прибыль в связи с применением организациями «амортизационной премии», а повышение ставок страховых взносов провоцирует сокрытие доходов и уход от налогообложения. Ежегодно выпадающие таким образом доходы составляют 500 миллионов рублей, – рассказал Олег Кувшинников. – Из-за федеральных налоговых льгот область несет огромные потери по наиболее стабильному доходному источнику – налогу на имущество организаций. Наиболее «ощутима» для бюджета области преференция для предприятий естественных монополий (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, магистральных трубопроводов). На территории области в эти отрасли только за 2011 год вложено 67 миллиардов рублей инвестиций. Однако со льготой бюджет теряет ежегодно более 4 миллиардов налоговых поступлений. Для области крайне важна скорейшая отмена этой льготы».  
Кроме того, Губернатор области отметил, что считает необходимым принятие решения по передаче в региональные бюджеты налога на прибыль, зачисляемого сейчас по ставке 2 процента в федеральный бюджет, налога на прибыль с дивидендов, а также лесных податей. Все это позволило бы увеличить доходы области на 2,3 миллиарда рублей.  
«Правительством области разработан план мероприятий по укреплению доходной базы консолидированного бюджета области и улучшению качества администрирования доходов на 2012-2014 годы. Планируемый бюджетный эффект – более 4 миллиардов рублей. Под моим руководством создана межведомственная рабочая группа по платежам в бюджет и легализации объектов налогообложения. В регионе взят курс на бездотационность местных бюджетов. Мы пошли по пути замены дотаций налогом на доходы с физических лиц. В этом году бездотационными стали 14 из 26 районных бюджетов. На пороговом уровне находится еще 6 районов. Статус бездотационности добавляет ответственности и стимулирует муниципалитеты к развитию собственной доходной базы», - подчеркнул Олег Кувшинников.  
До конца 2012 года будут разработаны программы развития четырех опорных кластеров области: лесного, строительного, агропромышленного и рекреационного. В целях формирования нового инвестиционного облика в регионе создана «Корпорация развития Вологодской области». В 2012 году запланированы разработка и принятие Стратегии инновационного развития Вологодской области на период до 2020 года. Озвученные Губернатором меры по преодолению бюджетного кризиса были поддержаны Полномочным представителем Президента РФ в СЗФО Николей Винниченко.  
Помимо итогов исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ среди вопросов повестки дня был также обзор основных социально-экономических тенденций в Северо-Западном федеральном округе в 2011 году и 1 квартале 2012 года, а также проблемы в долевом жилищном строительстве.

 

Вологодская область — регион-донор, в докризисный  период входивший в первую десятку  субъектов с высокой бюджетной  обеспеченностью, оказалась в числе  наиболее пострадавших от кризиса регионов. Тем не менее в области имеется  большой опыт бюджетного планирования, в числе первых субъектов Федерации область участвовала в программе реформирования региональных финансов и осуществила полномасштабную реформу местного самоуправления.

В силу особенностей экспортно-ориентированной  экономики Вологодской области, преобладающей доли продукции черной металлургии и химической промышленности в объеме промышленного производства и высокой зависимости доходов областного бюджета от поступлений налога на прибыль наполнение нашего бюджета имеет существенные циклические риски. Ослабление деловой активности крупнейших налогоплательщиков региона приводило к снижению доходов областного бюджета в 2001 и 2005 годах. С учетом этого политика в сфере доходов ориентировалась на антициклические меры, включающие использование консервативного сценария социально-экономического развития региона, наличие финансового резерва и усиление балансирующей роли капитальных расходов.

В сложном 2009 году, проведя оптимизацию бюджетных  расходов, активную политику в области  заимствований, получив федеральную поддержку на сбалансированность бюджета и реализацию антикризисных мер, выполнили все взятые на себя обязательства, обеспечили стабильное функционирование бюджетной сферы. Но цена вопроса для Вологодской области — это бюджетный дефицит в 6,5 млрд руб. и рост государственного долга области на 8,2 млрд руб.

Медленные темпы восстановления экономики, налоговая  политика и ситуация в бюджетной  сфере ставят вопрос о новых подходах к укреплению доходной базы областного и местных бюджетов. Общий объем льгот, предоставленных в 2009 году федеральным налоговым законодательством субъектам экономики области, составил 2,3 млрд руб., из которых 1 млрд руб. предоставлен за счет поступлений в федеральный бюджет и 1,3 млрд руб. — за счет бюджета области. При этом регулирование ставок зачислений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты в пользу бюджета области компенсировали лишь половину выпадающих доходов.

 

 Основные направления налоговой и бюджетной политики Вологодской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом области "О бюджетном процессе в Вологодской области" (с последующими изменениями), а также действующими федеральными законами и законами области.

I. Основные задачи налоговой  и бюджетной политики в 2009 - 2011 годах

1. Основным направлением бюджетной  политики в 2009 - 2011 годах станет  переход на долгосрочное бюджетное планирование.

Принятие бюджета на трехлетний период должно стать реальным шагом  на пути к повышению эффективности  расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для  их необоснованного роста.

Должна быть сформирована система  мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов.

Решение поставленных задач позволит создать условия для обеспечения  социальной стабильности, повышения  эффективности и прозрачности управления региональными финансами.

2. Безусловное исполнение действующих  расходных обязательств, реализация  уже принятых решений - базовый  принцип ответственной бюджетной  политики, который также требует  проведения на постоянной основе  анализа эффективности действующих  расходных обязательств, с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.

Решения по увеличению действующих  или установлению новых расходных  обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.

3. В 2009 году и плановом периоде  органы государственной власти  области и местного самоуправления  муниципальных образований области  продолжат реализацию реформы  местного самоуправления.

4. Инвестиционная политика области,  реализуемая за счет средств  областного бюджета, будет направлена  на создание благоприятных условий  для развития бизнеса, усиление  роли финансово-кредитных институтов  в инвестиционных процессах.

Основные задачи бюджетной политики:

в области доходов:

- обеспечение стабильности и  роста объема поступлений собственных  доходных источников областного  и местных бюджетов,

- повышение эффективности администрирования  доходов,

- создание условий для заинтересованности  органов местного самоуправления муниципальных образований области в наращивании собственной доходной базы,

- совершенствование управления  государственной собственностью, ее  эффективное использование;

в области расходов:

- сохранение социальной направленности  консолидированного бюджета области,

- обеспечение сбалансированности  областного и местных бюджетов  на очередной финансовый год  и среднесрочную перспективу,

- повышение качества управления  региональными и муниципальными  финансами,

- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов,

- продолжение реализации приоритетных  национальных проектов,

- повышение эффективности межбюджетных  отношений, направленных на обеспечение необходимых гарантий бюджетам муниципальных образований в исполнении их расходных обязательств,

- проведение мероприятий, направленных  на обеспечение прозрачности  бюджетов области и бюджетных  процедур,

- обеспечение эффективного управления  государственным и муниципальным долгом.

II. Основные направления налоговой политики области на 2009 - 2011 годы

В ближайшие три года продолжится  начатое в 2008 году совершенствование  налогового законодательства, направленное на улучшение качества налогового администрирования федеральных, региональных и местных налогов.

Планируемые на федеральном уровне изменения налогового законодательства в 2009 - 2011 годах коснутся порядка  исчисления налогов, формирующих доходную базу консолидированного бюджета области:

    • по налогу на прибыль организаций предполагается введение института консолидированной группы налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы взаимозависимых организаций с предоставлением возможности суммирования прибыли и убытков участников группы, а также изменение учета при налогообложении прибыли организации ее экономически обоснованных расходов по обучению, лечению, страхованию и пенсионному обеспечению работников. На 2009 год для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общепринятую систему налогообложения, продлится действие нулевой ставки налога на прибыль организаций;
    • по налогу на доходы физических лиц планируется увеличить размеры стандартных налоговых вычетов. Вычет на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых он находится, повышается с 600 до 800 рублей, и снимается установленное законодательством ограничение предельного размера доходов, до достижения которого предоставляется вычет. Увеличивается предельный размер дохода, дающий право на применение стандартных налоговых вычетов каждому работающему физическому лицу с 20000 до 40000 рублей;
    • в 2009 году изменится норматив зачисления в областной бюджет доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации.

Зачисление будет осуществляться по следующим нормативам:

40 процентов указанных доходов  (в настоящее время - 20 процентов) зачисляется в областной бюджет по месту производства алкогольной продукции;

60 процентов указанных доходов  (в настоящее время - 80 процентов)  распределяется между бюджетами  субъектов по нормативам, утверждаемым  федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Планируется закрепить в законе о федеральном бюджете за Вологодской областью норматив в размере 1.5411;

по акцизам на алкогольную продукцию  планируется ежегодная индексация ставок в среднем на 10 процентов по отношению к уровню предыдущего года, по акцизам на бензин и моторное топливо ставки будут дифференцированы в зависимости от качества топлива. Размеры ставок акцизов будут увеличены с 2011 года;

по специальным режимам налогообложения  уточнится порядок их применения налогоплательщиками.

С целью предоставления права использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности исключительно субъектам малого предпринимательства вводятся ограничения по предельному количеству физических лиц, работающих у налогоплательщика. Предполагается также повысить размер базовой доходности для исчисления единого налога в среднем в 1.5 раза.

Увеличится предельный размер дохода, ограничивающий право налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения, с 20 до 70 млн. рублей:

по налогу на имущество организаций  изменится состав объектов налогообложения, в него планируется включить недвижимое имущество, находящееся в федеральной  собственности и выведенное из гражданского оборота с отменой льгот в отношении такого имущества;

по налогу на недвижимость предполагается принятие главы Налогового кодекса  Российской Федерации, регулирующей взимание с 2011 года налога на недвижимость исходя из рыночной цены объекта имущества.

Ведущим направлением налоговой политики области является внедрение современных  подходов к налоговому администрированию, способствующих эффективной реализации на территории области предоставленного федеральным законодательством  муниципальным образованиям полномочия по сбору налогов с физических лиц. Методом усиления администрирования доходов станет внедрение и использование в совместной деятельности налоговых, финансовых органов и органов местного самоуправления мобильных налоговых офисов и передвижного пункта кассовых операций. Их задачами являются ежегодное повышение уровня собираемости транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц; формирование актуальной налоговой базы для исчисления имущественных налогов; сокращение недоимки по налогам с физических лиц в областной и местные бюджеты; внедрение прогрессивных форм работы с налогоплательщиками.

Информация о работе Бюджетная политика Вологодской области 2009-2011 годов