Бюджетирование как элемент внутрипроизводственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Планирование — особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Содержание

1 Сущность бюджетирования. Понятие бюджета предприятия……………….3

2 Генеральный бюджет производственного предприятия……………………12

3 Контроль и анализ деятельности предприятия……………………………...20

4 Пример составления генерального бюджета производственного предприятия АО «Красная игла»……………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Управленческие решения в экономике.doc

— 302.50 Кб (Скачать)
tify">     Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом.

Бюджет  производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года - Запас готовой продукции на начало периода.

     Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость  единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных  расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета —  это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.

3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах. При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством). Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:

• запасы материала на начало отчетного периода;

• потребности  в материалах для выполнения производственного бюджета.

     Стоимость материалов, необходимых для обеспечения  плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:

Количество  материалов, необходимых  для обеспечения  плана производства = Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции - Запасы материалов на начало периода.

4. Разработка бюджета  прямых трудовых  затрат. Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости, системы оплаты труда. Эти данные используются при составлении бюджета прямых трудозатрат.

5. Разработка бюджета  накладных расходов. Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема выпущенной продукции. Если накладные расходы не изменяются при сокращении или увеличении производственной программы, то такие расходы будут считаться постоянными. Если подобная зависимость существует, то это переменные расходы.

6. Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении. Запасы готовой продукции в натуральной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством. Для того чтобы оценить запасы в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции.

     На  основании информации о стоимости  накладных расходов и данных о  запасах материалов и готовой  продукции в натуральном выражении  можно составить бюджет запасов на конец планируемого периода. Для оценки запасов материалов необходимо знать величину запасов в натуральном выражении и стоимость единицы запасов. Величина запасов в натуральной оценке определяется в планах руководства.

7. Разработка бюджета  себестоимости продаж. В основе составления бюджета проданной продукции лежит следующая формула расчета:

Себестоимость проданной продукции = Запас готовой  продукции на начало периода + Себестоимость  произведенной за планируемый период продукции - Запас  готовой продукции на конец периода.

     В свою очередь себестоимость произведенной  за планируемый период продукции  вычисляется следующим образом:

Себестоимость произведенной за планируемый период продукции = Прямые затраты  материалов в планируемом  периоде + Прямые затраты труда в планируемом периоде + Накладные расходы за планируемый период.

8. Разработка бюджета  административных, маркетинговых,  коммерческих и  других периодических  расходов. Информацией для планирования служат сведения об ожидаемой величине накладных расходов.

9. Разработка плана  прибылей и убытков. Составление операционного бюджета завершается подготовкой плана прибылей и убытков.

В составление  финансового бюджета входят следующие этапы.

     1 Разработка бюджета денежных средств. Прогноз движения денежных средств - это отчет в котором отражаются все поступления и расходования денежных средств в процессе ожидаемых сделок (операций) за определенный период. Бюджет денежных средств - прогноз потоков наличных средств, вызванных инкассацией и выплатами. При создании этого бюджета информация из плана прибылей и убытков анализируется с точки зрения реального выбытия и поступления денежных средств. Данный анализ предполагает знание условий погашения кредиторской задолженности, а также порядка работы с дебиторами.

     Помимо получения денежных средств от продаж и оплаты закупок материалов бюджетом денежных средств должны быть учтены все другие источники поступления наличных и безналичных денег и направления их расходования. Выплата заработной платы осуществляется на предприятии в конце каждого месяца и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности перед работниками по заработной плате у предприятия не возникает. Расходная часть бюджета формируется из выплаты заработной платы, уплаты налогов, расходов на приобретение новых активов, например основных средств.

2. Разработка прогнозируемого  баланса предприятия. Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в плане прибылей и убытков и бюджете денежных средств в соответствии с формулой:

Сальдо  на конец периода = Сальдо на начало периода + Начисления (из плана прибылей и убытков) + Поступления (из бюджета денежных средств) - Выплаты (из бюджета денежных средств).

     Дебиторская задолженность на конец периода  определяется по формуле:

Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская  задолженность на начало периода + Стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции - Поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию

     Кредиторская  задолженность предприятия складывается из обязательств оплаты приобретенных  материалов, задолженности по заработной плате и расчетов с бюджетом.

Задолженность поставщикам материалов определяется как:

Задолженность поставщикам на конец  периода = Задолженность  на начало периода + Закупки за период - Выплаты по счетам за период.

     Сведения  об имуществе и обязательствах предприятия сводятся в прогнозируемый баланс. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Генеральный бюджет показывает руководству предприятия, как его планы скажутся на финансовом состоянии организации. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, вызванные принятием того или иного курса действий, то руководство предприятия начинает всю плановую работу заново. Так, может быть изменена кредитная политика предприятия в отношении покупателей: введена скидка за быструю оплату счета или изменены условия предоставления отсрочки платежа.

     Другими словами, первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После корректировки планов действий предприятия в целом и его отдельных подразделений вносятся изменения в генеральный бюджет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его финансовое состояние. В этом смысле процессы планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.

     Обычно  для анализа влияния различных  вариантов развития предприятия  используются математические методы финансового  планирования, которые помогают анализировать  влияние изменений различных  факторов на конечные финансовые результаты предприятия. Они призваны ответить на вопрос: ≪Что будет, если...?≫. Широкое использование компьютеров в обработке данных и управлении способствовало росту популярности этих моделей. 
 
 
 

     3 Контроль и анализ деятельности предприятия

     Функции бюджета как средства контроля и  оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. То есть, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.

     Среди анализируемых показателей деятельности организации особый интерес представляет прибыль. Для того чтобы ответить на вопрос: каковы причины отклонения фактической прибыли от запланированной, проводят пофакторный анализ прибыли, который выполняется на четырех уровнях — нулевом, первом, втором и третьем. Каждый последующий уровень анализа детализирует результаты, полученные на предыдущих уровнях.

     Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых результатов с данными статического бюджета, рассчитанного на конкретный уровень деловой активности организации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Вот почему этот уровень пофакторного анализа прибыли считается нулевым.

     Первый  уровень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

     Задача  анализа первого уровня  заключается в выявлении степени влияния на прибыль двух ≪укрупненных≫ факторов:

  1. изменение фактического объема реализации в сравнении с запланированным;
  2. изменение суммы затрат в сравнении с запланированной.

     Для выявления степени влияния первого (доходного) фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной сравниваются показатели двух бюджетов — статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различия между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.

     Формула расчета отклонения фактической  прибыли от бюджетной в зависимости  от объема продаж выглядит следующим  образом:

Отклонение  прибыли в зависимости  от объема продаж = (Количество реализованной продукции по гибкому бюджету -- Количество проданной продукции по статическому бюджету) х Запланированная величина удельного маржинального дохода

     Для выявления степени влияния второго (затратного) фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной следует сравнивать между собой фактические данные с показателями гибкого бюджета. И те, и другие определены исходя из одинакового объема реализации.

     При проведении анализа отклонений фактических  показателей от бюджетных в управленческом учете используются понятия эффективности и производительности. Эффективность — это степень достижения поставленной цели. Производительность — степень использования ресурсов для достижения поставленной цели. (В этом смысле показатель производительности труда, например, характеризует степень использования организацией трудовых ресурсов.)

     Применительно к анализу прибыли можно сказать, что отклонение, вызванное влиянием первого (доходного) фактора, свидетельствует  об эффективности деятельности предприятия; отклонение в связи с воздействием второго (затратного) фактора — о его производительности.

Второй  и третий уровни анализа позволяют  более подробно исследовать влияние  на прибыль затратного фактора.

Информация о работе Бюджетирование как элемент внутрипроизводственного управления