Бизнес-планирования деятельности на коммерческом предприятии ЗАО «Вектор-Бест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление теоретических и методических аспектов применения бизнес-планирования в деятельности коммерческих предприятий.
Согласно цели были определены следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть сущность бизнес-планирования в коммерческой деятельности;
- обосновать роль бизнес-планирования;

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

- рынок сбыта продукции  и производственная мощность;

- материальные факторы  производства и требуемые ресурсы;

- местонахождение предприятия  и транспортные связи;

- проектно-конструкторская  документация;

- организация предприятия  и накладные расходы;

- потребность трудовых  ресурсов и источники покрытия;

- планирование сроков  осуществления проекта;

- финансово-экономическая  оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на eё основе плановые показатели.

В  процессе бизнес-планирования  могут принимать участие две заинтересованные стороны: разработчики бизнес-плана и инвестор, который хочет знать  эффективность вложения средств. 

Потребность в бизнес-плане возникает при  решении следующих задач:

- открытие нового дела;

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;

- подготовка заявок для получения кредитов;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).

Основная  форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.[12]

Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие  возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План  бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.

Основное  назначение бизнес-плана:

- проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

- составить план и график работ, действий;

- информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);

- усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель  должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или  инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду  с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

- организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются:

- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;

- выбор стратегии и тактики конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

В бизнес-плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуренты, технологии, социально-экономическая среда, политическая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и техническая база, кадры, финансы и др.).

Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской  деятельности фирмы и в то же время  как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Основными принципами при разработке бизнес-планирования могут являться:

Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как вы его будете организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого Вы собираетесь просить  деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам; вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока.

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует  все проблемы, с которыми оно может  столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому  правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломку".

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько  велико, что многие зарубежные банки  и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:

1. Для внешнего использования.  Чтобы представить дело в наиболее  выгодном свете людям извне,  например, инвесторам.

2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления. Можно достигнуть существенных преимуществ, если начнете с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания идет рассмотрение многих вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем.

Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности. Когда в конечном счете Вы поймете, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% доходов инвестору.

Все варианты и стратегия  развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора  окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую  основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Большой грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.

Итак, назначение бизнес плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Изучить емкость  и перспективность развития будущего  рынка сбыта.

2. Оценить затраты  для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

3. Обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие  новое дело впервые годы его реализации.

4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно  контролировать состояние дел.

Стоит особо сказать, что бизнес- план обычно пишется  на перспективу и составлять его  следует примерно на 3 года вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально и лишь начиная с 3-го года следует ограничиться годовыми показателями.

Такой вид планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку  экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на промежуточном времени более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.

 

1.2 Методика бизнес-планирования

 

Независимо от сектора  экономики для ведения предпринимательской  деятельности необходим грамотный бизнес-план. Его основная цель – планирование и эффективное управление бизнесом, что служит одним из главных инструментов для менеджмента предприятия.

Хотя сам процесс разработки бизнес-плана весьма трудоемкий и  ресурсозатратный, тем не менее, он неизбежен и в большом, и в малом предпринимательстве. Ведь именно в нем просчитывается и обосновывается целесообразность инвестиций в данный бизнес-проект.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором рассматриваются основные аспекты деятельности предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться в будущем, и излагаются способы их решения. 

Особенно важна эффективная  методика бизнес планирования на начальной  стадии организации бизнеса.  Для организации малого бизнеса составление этого документа играет главную роль в привлечении инвестиций. Правда, у бизнес-планов для малого бизнеса имеется один общий недостаток – как правило, в них не находят глубокого отражения поэтапные действия, направленные на развитие бизнеса.

Тем не менее, даже несколько  схематичный бизнес-план дает четкую картину необходимых поэтапных  действий и позволяет исключить  необоснованные финансовые затраты. При  правильном составлении бизнес-план отвечает на вопрос, существует ли вообще смысл инвестировать средства в этот проект и сможет ли он обеспечить прибыль, которая компенсирует затраченные средства и силы.

В каждой компании составляется индивидуальный инвестиционный проект, отражающий конкретно ее бизнеса. В  зависимости от характера бизнеса  и требований инвесторов компания использует собственное видение и структуру. Так, например, в бизнес-плане производственной компании будут присутствовать разделы, отличающиеся от бизнес-плана, который составлен для предприятия сферы услуг. 

Наиболее глубоким и аргументированным должен быть бизнес-план, составляемый для привлечения инвестиций. В его структуру входят:

- всестороннее освещение целей и задач финансового проекта;

- обзорный анализ соответствующего сегмента рынка;

- данные о менеджменте  компании;

- план маркетинга;

- план производства;

- характеристика объема требуемых инвестиций;

- анализ финансовых  рисков;

детальные расчеты предполагаемой прибыли и окупаемости.

Так же в последнее  время стали широко популярными  такие зарубежные методики разработки бизнес-плана, как Европейского банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), Мирового банка Реконструкции и Развития (МБРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК) – структуры Мирового Валютного Фонда, UNIDO (разработка венской лаборатории) и другие.

Главное различие между методиками является то, что наиболее считается важным в них. В методиках  МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в то время как МБРР делает акцент на оценке ситуации на рынке, где действует, или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта.

Информация о работе Бизнес-планирования деятельности на коммерческом предприятии ЗАО «Вектор-Бест»