Бизнес-планирования деятельности на коммерческом предприятии ЗАО «Вектор-Бест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление теоретических и методических аспектов применения бизнес-планирования в деятельности коммерческих предприятий.
Согласно цели были определены следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть сущность бизнес-планирования в коммерческой деятельности;
- обосновать роль бизнес-планирования;

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Дипломная работа посвящена  проблеме применения бизнес-планирования деятельности на коммерческом предприятии

В современных условиях все более широкого распространения  рыночных отношений на предприятиях и в организациях нашей страны бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы и управления коммерческими предприятиями. Организация процессов работы и деятельности предприятия требует своевременного обновления, изменения стиля и принципов подготовки и принятия решений. К сожалению, не многие предприниматели должной степени подготовлены к ведению бизнеса в рамках жесткой конкуренции и, соответственно, неустойчивости на рынке. 

Одними из таких вопросов выступают: планирование бизнеса, так  как в рамках рыночной системы  главным координатором действий ее участников- предприятий являются цены, составление бизнес–планов, необходимых для определения перспектив развития предприятий; осуществления структурной перестройки производства; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы.

В современной экономике  бизнес – план является рабочим  инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования, сущность деятельности фирмы, показывает цели и задачи для фирмы в определенной сфере деятельности, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти и развиваться, занимать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес – план является постоянным документом; он своевременно обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Бизнес – план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. И наконец, бизнес – план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в платежеспособности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

В отличие от западных стран деловое планирование России имеет ряд особенностей. Отечественные  предприятия имеют пока небольшой  опыт разработки вопросов бизнес –  планирования, да и рыночные отношения  ещё весьма далеки от желаемого уровня. 

Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространено мнение отрицающее целесообразность разработки развёрнутого бизнес – плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико–экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием «глубины» отечественного бизнеса и интуиции.

Все выше перечисленное является главным для рассмотрения и следовательно этим и объясняется актуальность данной темы.

Целью дипломной работы является выявление теоретических и методических аспектов применения бизнес-планирования в деятельности коммерческих предприятий.

Согласно цели были определены следующие задачи дипломной работы:

- рассмотреть сущность  бизнес-планирования в коммерческой  деятельности;

- обосновать роль бизнес-планирования;

- рассмотреть методику  бизнес-планирования;

- раскрыть структуру  и содержание бизнес-плана;

- провести анализ и  оценку эффективности деятельности  коммерческого предприятия ЗАО  «Вектор-Бест»;

-рассмотреть особенности  применения бизнес-плана для развития  коммерческого предприятия;

- дать комплексную  характеристику бизнес идеи и  разработки бизнес-плана;

- оценить эффективность  реализации предложенной бизнес  идеи;

Объектом исследования в дипломной работе является ЗАО  «Вектор-Бест-Балтика».

Предметом выступает  исследование теоретических и практических методов применения бизнес-планирования.

Дипломная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список используемых источников. В  первой части работы раскрыты теоретические  вопросы бизнес-планирования.

Во второй части приведен анализ объекта исследования, оценка коммерческой деятельности предприятия и его основные направления развития, так же приведены особенности применения бизнес-плана для развития коммерческого предприятия ЗАО «Вектор-Бест-Балтика».

В третьей главе представлены краткая характеристика бизнес идеи и оценка эффективности реализации бизнес идеи.

В заключении приведены  краткие выводы по каждой из глав и  общих вывод исходя из всей проделанной  дипломной работы.

Теоретические аспекты  бизнес-планирования характеризовались  на основе использования учебников  и учебных пособий российских экономистов, таких как Лапыгин Ю. Н., Халтаева С. Р., Попов В. М.

Практическая значимость заключается в обосновании рекомендаций по бизнес-планированию деятельности коммерческого предприятия, может  использоваться для совершенствования  системы планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы бизнес-планирования деятельности коммерческих предприятий

 

1.1 Сущность  и роль бизнес-планирования в  коммерческой деятельности

 

Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки  бизнес-плана, в котором  осуществляется планирование бизнеса  от формирования идеи до ее реализации.

Новая экономическая  среда ставит руководителей и  специалистов перед необходимостью по-иному строить свою работу. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как "антиплановые", но это далеко не так. Рыночные условия требуют еще более точной разработки целей, задач и способов их достижения. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.

Однако планирование деятельности компаний в условиях рынка  по своим целям, содержанию и организации  существенно отличается от долгосрочного  и краткосрочного планирования, применявшегося ранее на российских предприятиях.

Бизнес-планирование – это  процесс,  осуществляемый  при создании нового направления деятельности, а также при определении первоначальной стратегии или при необходимости внесения корректировок в деятельность фирмы. [49, п. 9.1]

Бизнес-планирование - процесс, который требует многопрофильного предварительного анализа производственной  и экономической деятельности предприятия.

При создании пакета материалов по бизнес планированию необходимо учитывать  конкурентоспособность фирмы, ее долю в определении емкости рынка. Страхование рисков также обязательно учитывается в бизнес планировании. Общая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции корректируется в бизнес планировании с учетом показателей будущего долгосрочного периода.

В период становления  рыночных отношений появилось расхожее мнение о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования.  Механизм делового рыночного планирования включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования. [49, п. 9.1]

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного  или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия  или корпорации, а одну из важнейших  задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы  разрабатываются на инновационные  проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении  которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и  получении на выполнение проекта  необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы  разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее 'совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные  специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку  в большинстве методических и  учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями. [6]

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия  сводятся к решению следующих  вопросов:

- какой вид продукции  или какое новое дело выбрать  для выхода на отечественный  и зарубежный рынок;

- каков будет рыночный  спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

- какие ресурсы и  в каких количествах потребуются  для организации бизнес-проекта;

- сколько будут стоить  необходимые ресурсы и где  найти надежных поставщиков;

- каковы будут издержки  на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

- какой может быть  рыночная цена на данную продукцию  и как на нее повлияют конкуренты;

- какими могут быть  общие доходы и как их следует  распределять между всеми участниками  бизнес-проекта;

- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или  иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных  расчетов экономистами-менеджерами. В  дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

- общие исходные данные  и условия выполнения проекта;

Информация о работе Бизнес-планирования деятельности на коммерческом предприятии ЗАО «Вектор-Бест»