Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:05, реферат
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
- социальная ответственность
общества и государства за
бережное отношение к личности,
реализацию его прав на
- обеспечение приемлемых
условий труда, защиту
- социальная справедливость
в области трудовых отношений
- равное вознаграждение за
- всеобщий и обязательный
характер защиты работников от
социальных и профессиональных
рисков, обеспечение права на
социальную защиту как
- минимально возможный
уровень социальных и
- государственные
гарантии, связанные с социальной
защитой при одновременной
3.4 Решение социальных проблем в развитых странах.
Социальная политика в развитых странах реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Рассмотрим, как проводится социальная политика в странах ЕС и в США.
Если следовать
определению Европейской
Наличие развитых систем
социальной защиты представляет собой
фундаментальный компонент и
отличительную особенность
Континентальная модель: Германия.
Континентальная модель
устанавливает жесткую связь
между уровнем социальной защиты
и длительностью
Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь.[20]
В модели социальной
защиты ФРГ центральное место
занимает социальное страхование. В
большинстве западноевропейских странах
система социального
Имеются также большие недостатки. Так, расходы на социальную помощь – одна из самых крупных статей германского бюджета (они сопоставимы с расходами на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получают в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Политики и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации.
Англосаксонская модель: Великобритания.
Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие "равные пособия за равные взносы" Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу.
Финансирование подобных
систем социальной защиты производится
как за счет страховых взносов, так
и из общего налогообложения. Так, семейные
пособия и здравоохранение
Следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии – только низкооплачиваемым.
Обращают на себя
внимание две специфические особенности
британской системы социальной защиты.
Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных,
организационно оформленных институтов,
занимающихся страхованием конкретных
видов социальных рисков, - старость,
болезнь, безработица, несчастные случаи
на производстве и др. Все программы
социального страхования
В системе социального
страхования застрахованные делятся
на четыре класса в зависимости от
уровня доходов. Первый класс - наемные
работники и предприниматели. Второй
класс - самозанятые граждане. Взносы
второго класса дают право на получение
пособий по болезни, беременности и
родам, пенсия по старости (но не пособия
по безработице). Третий класс - лица, не
работающие или не имеющие достаточного
страхового стажа для получения
права на соответствующее социальное
обеспечение по первым двум категориям.
Четвертый класс - самозанятые лица
(актеры, музыканты и пр.), а также
руководители предприятий и административно-
Южно-европейская модель: Италия.
Испания, Греция и Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Как правило, уровень социального обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль.
Одна из основных
проблем социальной защиты Италии -
исторически сложившееся
Следующей по значению
проблемой является ассиметричная
структура социальных расходов. Это
выражается в том, что наиболее крупную
часть социальных расходов составляет
пенсионное обеспечение – 15,4% ВВП (при
среднеевропейском уровне 11,9%), тогда
как на поддержку материнства, семьи,
образования и занятости
Наконец, характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.
В целом можно
обозначить три приоритетные цели,
которые лежали в основе реформ,
начатых в 90-е годы. Во-первых, стремление
наряду с финансовой консолидацией
социального бюджета к созданию
более равновесной и
Скандинавская модель: Швеция.
Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.
Отличительная черта скандинавской модели - широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок.
Основополагающий принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.
Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.[21]
Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что у каждой социальной системы в Европе есть три главные цели – это страхование от общественных рисков, помощь неимущим и перераспределение доходов.
Соединенные Штаты Америки.
В силу различных причин во второй половине XX в. значительная постоянно растущая часть ответственности за обеспечение достойного уровня жизни людей перешла к государству.
Начиная с «нового
курса» Ф. Рузвельта в Америке
государство играет возрастающую роль
в социальной сфере. Сейчас на здравоохранение
американцы тратят 14% ВВП, на образование
7,6, на науку 2,6 ВВП. Активная социальная
политика американского государства
обеспечила высокую квалификацию рабочей
силы. 90% американцев, занятых в экономике,
имеют среднее и высшее (включая
незаконченное) образование. Средний
уровень образования в США
– 13 лет, вероятно, это один из самых
высоких в мире показателей. В 90-х
гг. администрация Клинтона провозгласила
повышение уровня образования постоянной
функцией на протяжении жизни человека.
Это необходимо в условиях непрерывной
технологической революции. Не случайно
США остается лидером в самых
перспективных технологиях, опережая
по производительности труда ближайших
конкурентов на 15-35%. В свою очередь,
экономический рост расширял возможности
для социальной защиты граждан. Свыше
80 миллионов американцев