Безработица. Неравенство и социальная защита в условиях современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 100.23 Кб (Скачать)

- социальная ответственность  общества и государства за  бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный  труд, выбор профессии, места работы  и обучения;

- обеспечение приемлемых  условий труда, защиту здоровья  и жизни, компенсацию утраты  трудоспособности;

- социальная справедливость  в области трудовых отношений  - равное вознаграждение за равный  труд, право на безопасность и  гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на  социальные пособия в случае  болезни, на высокий уровень  компенсации постоянной утраты  трудоспособности, обеспечение медицинской,  социальной и профессиональной  реабилитации пострадавших на  производстве;

- всеобщий и обязательный  характер защиты работников от  социальных и профессиональных  рисков, обеспечение права на  социальную защиту как главного  ориентира социально-экономического  развития общества;

- минимально возможный  уровень социальных и профессиональных  рисков, доступность и открытость  соответствующей информации, примат  безопасности и достижение социального  согласия в обществе по поводу  установления уровней профессиональных  и социальных рисков, социальных  гарантий по их минимизации  и компенсации;

- государственные  гарантии, связанные с социальной  защитой при одновременной самостоятельности  и самоуправляемости негосударственных  систем и программ защиты.

3.4 Решение социальных  проблем в развитых  странах.

Социальная политика в развитых странах реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Рассмотрим, как проводится социальная политика в странах ЕС и в США.

Если следовать  определению Европейской социальной модели (ЕСМ), которое было дано на сессии Европейского совета в Барселоне  в 2002 г., то она подразумевает высокий  уровень социальной защиты, заботу о качественном образовании и  поддержание социального диалога  – то есть ключевые черты, присущие социальной политике государств, участвующих  в ЕС.[18]

Наличие развитых систем социальной защиты представляет собой  фундаментальный компонент и  отличительную особенность европейской  модели рыночного хозяйства. Под  моделью социальной защиты понимаются сложившиеся принципы организации  и функционирования программ социального  обеспечения. Согласно отчету Европейской  комиссии, представленному в 1995 г., в  странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская. [19] Рассмотрим их подробнее.

Континентальная модель: Германия.

Континентальная модель устанавливает жесткую связь  между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит  социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В Германии существуют три «отрасли» социального страхования: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса.

Развитая система  социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь.[20]

В модели социальной защиты ФРГ центральное место  занимает социальное страхование. В  большинстве западноевропейских странах  система социального страхования  подразделяется на подсистемы обязательного  и частного. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское  и пенсионное, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.

Имеются также большие  недостатки. Так, расходы на социальную помощь – одна из самых крупных  статей германского бюджета (они  сопоставимы с расходами на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать  налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка  и более. Высокие же налоги подрывают  стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или  служащий получают в месяц почти  столько же, сколько неработающий «социальщик». А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном  домашнем хозяйстве или в сфере  услуг. Политики и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации.

Англосаксонская модель: Великобритания.

Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией  и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся  в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в  едином размере пособий, а так  же условий их выдачи. Условие "равные пособия за равные взносы" Беверидж считал социально справедливым, а  потому в большинстве случаев  соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера  утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой  человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет  неотъемлемое право на минимальную  социальную заботу.

Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так  и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются  из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов  наемных работников и работодателей. Характерным моментом является также  широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

Следует отметить, что  внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются  всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии – только низкооплачиваемым.

Обращают на себя внимание две специфические особенности  британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, - старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы  социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая  роль в обеспечении социальными  услугами государственных учреждений, а также – в силу исторического  развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется  пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

В системе социального  страхования застрахованные делятся  на четыре класса в зависимости от уровня доходов. Первый класс - наемные  работники и предприниматели. Второй класс - самозанятые граждане. Взносы второго класса дают право на получение  пособий по болезни, беременности и  родам, пенсия по старости (но не пособия  по безработице). Третий класс - лица, не работающие или не имеющие достаточного страхового стажа для получения  права на соответствующее социальное обеспечение по первым двум категориям. Четвертый класс - самозанятые лица (актеры, музыканты и пр.), а также  руководители предприятий и административно-управленческий персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования по первому и  второму классу.

Южно-европейская  модель: Италия.

Испания, Греция и  Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность»  модели отмечается основной ее особенностью. Как правило, уровень социального  обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится  к сфере заботы родственников  и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль.

Одна из основных проблем социальной защиты Италии - исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. Так  уровень безработицы на Севере составляет приблизительно 7,5%, а на Юге –  более 20%. Также важной проблемой  является неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным  причинам лишились каких либо доходов.

Следующей по значению проблемой является ассиметричная  структура социальных расходов. Это  выражается в том, что наиболее крупную  часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение – 15,4% ВВП (при  среднеевропейском уровне 11,9%), тогда  как на поддержку материнства, семьи, образования и занятости затрачиваются  значительно небольшие средства (около 0,8%).Средний размер пенсий в  Италии в середине 90-х годов XX в. был  самым высоким в Европе (после  Франции и Нидерландов). Именно поэтому  Италию иногда называют страной пенсионеров.

Наконец, характерным  для Италии и самым большим  в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где  занято почти 25% трудящихся, в то время  как в официальном секторе  занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах  инвестирования в социальную сферу.

В целом можно  обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых в 90-е годы. Во-первых, стремление наряду с финансовой консолидацией  социального бюджета к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным  повышением ее эффективности. Во-вторых, унификация предпосылок ля расчета  пенсий в разных отраслях. И, в-третьих, переход к активной политике занятости  и более диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей  для повышения эффективности  воздействия на рынок труда.

Скандинавская модель: Швеция.

Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская  модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как  гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое  за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а  как законное право гражданина. Исключением  является страхование по безработице, выделенное из системы государственной  социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.

Отличительная черта  скандинавской модели - широкий охват  различных социальных рисков и жизненных  ситуаций, которые требуют поддержки  общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень  социальной защищенности довольно высок.

Основополагающий  принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени  реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается  в том, что все граждане равным образом и вне зависимости  от социального статуса участвуют  в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

Наконец, необходимым  элементом в такой системе  выступает государство, берущее  на себя функции перераспределения  социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна  подобной системы (уровень налогообложения  в Швеции один из самых высоких  в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью  населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью  и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.[21]

Приоритетной целью  экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности  занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди  всех развитых стран.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что у  каждой социальной системы в Европе есть три главные цели – это  страхование от общественных рисков, помощь неимущим и перераспределение  доходов.

Соединенные Штаты Америки.

В силу различных  причин во второй половине XX в. значительная постоянно растущая часть ответственности  за обеспечение достойного уровня жизни  людей перешла к государству.

Начиная с «нового  курса» Ф. Рузвельта в Америке  государство играет возрастающую роль в социальной сфере. Сейчас на здравоохранение  американцы тратят 14% ВВП, на образование 7,6, на науку 2,6 ВВП. Активная социальная политика американского государства  обеспечила высокую квалификацию рабочей  силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее и высшее (включая  незаконченное) образование. Средний  уровень образования в США  – 13 лет, вероятно, это один из самых  высоких в мире показателей. В 90-х  гг. администрация Клинтона провозгласила  повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях непрерывной  технологической революции. Не случайно США остается лидером в самых  перспективных технологиях, опережая по производительности труда ближайших  конкурентов на 15-35%. В свою очередь, экономический рост расширял возможности  для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно  получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превысил 1 триллион долларов.

Информация о работе Безработица. Неравенство и социальная защита в условиях современной рыночной экономики