Безработица. Неравенство и социальная защита в условиях современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 100.23 Кб (Скачать)

3.1Типы  социальной политики  государства.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени  вмешательства государства в  управление социальными процессами. В зависимости от этого все  сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две  группы. Первую условно можно назвать  остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые  не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам  и охватываемому контингенту  социальная политика, преимущественно  пассивная и имеющая компенсационный  характер. Типичным представителем данного  варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа —  институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в  обеспечении населения социальными  услугами и рассматривается в  качестве более эффективного в социально-экономическом  и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная  политика. С концептуальной точки  зрения эта группа в наибольшей степени  испытывает влияние социал–демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант  социального государства.

Обе группы различаются  между собой не наличием или отсутствием  тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем  в деятельности государства.Социальная роль государства во всех остальных  странах мира находится в диапазоне  между этими двумя группами.

Естественно, что  практика гораздо разнообразнее  любой типологии. Например, в Бельгии  очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также  нет и либеральных режимов  чистого типа. Все европейские  государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических  импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик  различных типов государственной  социальной политики, особенно это  относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной  поддержки населения, в первую  очередь это касается бесплатного  или льготного предоставления  социально значимых благ и  услуг (образование, здравоохранение,  культура), не является прямой  функцией уровня экономического  развития, хотя, естественно, зависит  от него.

2. Существует прямая  зависимость между уровнем многих  социальных индикаторов развития  нации и масштабами перераспределительной  деятельности государства — это,  в частности, подтверждается многочисленными  в последние годы исследованиями  международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого  потенциала).

3. Общество всегда  стоит перед выбором — рост  личных доходов (низкий уровень  налогов и других изъятий из  личных доходов) или повышение  уровня удовлетворения на льготных  условиях социально значимых  потребностей всего общества (или  его значительной части).

4. Идеология государственной  политики в социальной сфере  по отношению к центральному  вопросу—степени вмешательства  государства в социальную сферу  – претерпевает циклические изменения  не только в зависимости от  экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией  массового избирателя на изменения  в политике, затрагивающие его  интересы.

3.2 Социальная роль  государства.

Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60—70-е  годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во  Франции; 31,5%—в Германии; более трети—в  Швеции и Дании. В 80-е годы маятник  качнулся в другую сторону.

Россия традиционно  относится к типу государств с  сильной ролью государства в  социальной сфере. Если не говорить о  более низком материальном и институциональном  уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся  в России к началу экономических  преобразований, в целом соответствовала  принципам социального рыночного  хозяйства. Но с точки зрения критериев  рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Под уровнем жизни  населения понимается уровень потребления  материальных благ (обеспеченность населения  промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление  основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в  расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете  на 100 семей). Немаловажное значение для  оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления  продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой  является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный  уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский  набор, уменьшение которого ставит потребителя  за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может  существовать физически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  в данной стране.

“Рациональный уровень  потребления” отражает количество и  структуру потребления, наиболее благоприятную  для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет  статистика, приближенная к такому потребителю.

Значительно более  сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия  и безопасность труда, состояние

Необходимо также  отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и  пространстве. То, что 20-30 лет назад  рассматривалось как высокий  жизненный уровень, сегодня может  лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей  Африки или Заполярья может явиться  наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или  американской цивилизации в быт  и культуру малых народов Севера.

В этом плане заметим, что Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в  достаточно сложном положении, когда  социальные ожидания населения существенно  завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и  механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо  важное значение.

3.3 Социальная защита  населения.

Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого  в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование  нового для США института обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено  кардинальными изменениями, произошедшими  в социальной политике западных стран  в 30-50-х годах.

У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании  возникла, когда появилась настоятельная  необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

Так, по мнению Б. Ракитского, социальная защищенность в широком  смысле представляет собой такой  общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы.

К важнейшим характеристикам  термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие национальные системы  социальной защиты как комбинацию различных  институтов социального страхования  и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев  на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов  вспомоществования; национальные системы  охраны труда; помощь государства в  получении образования; системы  социальной защиты на уровне предприятий.

Обобщив трактовки  категории "социальная защита", можно  дать следующее определение данного  понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных  с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

Социальная защита работников включает в себя следующие  направления:

- создание условий  для занятости населения трудовой  деятельностью, позволяющей работникам  зарабатывать средства для жизни  в объемах, достаточных для  достойного существования;

- обеспечение безопасных  условий труда для работников  и доступа граждан к национальным  системам здравоохранения, реабилитации  и профессионального образования;

- обеспечение работников  и членов их семей прожиточным  минимумом материальных средств  в случаях безработицы, потери  или резкого сокращения дохода  из-за болезни, рождения ребенка,  несчастного случая в быту, производственной  травмы или профессионального  заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение  зависят от трех групп факторов - политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности  людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную  структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального  благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обществом  и индивидом.

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан,

В частности, в ст.7 сказано: "В Российской федерации  охраняется труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты,

Подобной точки  зрения придерживается и Ю.Хабермас, который считает. что: "развитая система  социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и  поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю".

Анализ базовых  положений международных документов, отечественной законодательной  базы в рассматриваемой области  позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

Информация о работе Безработица. Неравенство и социальная защита в условиях современной рыночной экономики