Банковские риски: понятие и методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение банковских рисков и управление ими.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы банковских рисков;
- рассмотреть классификацию банковских рисков;
- изучить подходы, принципы, методы и процесс управления банковскими рисками;

Содержание

Введение 2
1. Сущность и классификация банковских рисков 4
2. Организация работы коммерческого банка по управлению рисками 8
3. Кредитный риск: содержание, оценка, причины и методы управления 12
3.1 Анализ кредитного портфеля 20
3.2 Факторы кредитного риска 22
4. Депозитный риск и мероприятия банка по его предотвращению 26
5. Риск операций с ценными бумагами: содержание и деятельность коммерческого банка по его регулированию 28
6. Процентный риск: сущность и особенности управления 30
7. Валютный риск: сущность, виды, методы управления 38
8. Отраслевой и страновой риск 41
9. Организационные и кадровые риски: сущность, причины, управление 44
Заключение 47
Библиографический список 48

Работа содержит 1 файл

курсовая банковские риски.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

      Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента. Внимательно изучаются и сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам, протеста надлежащим образом оформленных векселей и т.д.

      Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.

      Наиболее  приемлемыми являются методы оценки кандидата в заемщики PARSER и CAMPARI, используемые в английских клиринговых банках, которые позволяют наиболее полно изучить многоплановый характер заемщиков.

      PARSER расшифровывается следующим образом:

      • информация о персоне потенциального заемщика, его репутации — Регsоn;

      • обоснование суммы испрашиваемого кредита — Amount

      • возможность погашения — Repayment;

      • оценка обеспечения — Security;

      • целесообразность кредита — Expediency;

      • вознаграждение банка за риск предоставления кредита — Remuneration.

      CAMPARI расшифровывается так:

      • репутация заемщика — Character;

      • оценка бизнеса заемщика — Ability;

      • анализ необходимости обращения за ссудой — Means;

      • цель кредита — Purpose;

      • обоснование суммы кредита — Amount;

      • возможность погашения — Repayment;

      • способ страхования кредитного риска  — Insurance.

      Существуют  и иные подходы к анализу кредитоспособности клиентов. В основе этого анализа  лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента.

      Основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности заемщика, являются:

      • определение сильных сторон ситуации заявителя;

      • выявление слабых сторон потенциального заемщика;

      • определение специфических факторов, являющихся наиболее важными для продолжения успеха заемщика;

      • возможные риски при кредитовании.

      Анализ  банкирами финансовых отчетов клиентов может быть внутренним и внешним. Внешний анализ включает сравнение данного заемщика с другими; внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике. Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два важных недостатка: 1) не дают информации о том, как протекают операции клиента; 2) представляют прошлую информацию, в то время как кредиты будут предоставляться в будущем. Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой «сложной» информации (взглядов, оцёнок, прогнозов и т.д.). Кредитная заявка клиента может быть отвергнута, если, скажем, предоставление ссуды будет нарушением кредитной политики банка.

      Однако  нередко требуется более полный анализ, например на основе оценки движения денежных средств заемщика, т.е. в процессе анализа денежного потока. Денежный поток — это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами: Подобного рода анализ проводят с использованием отчета о движении денежных средств заемщика.

      Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:

      • обеспечивает ли заемщик себя денежными  средствами для дальнейшего роста  финансовых активов;

      • является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;

      • располагает ли заемщик избыточными  средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

      Отчет о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды.

      Важной  особенностью кредитования клиентов в  индустриально развитых странах  Запада является то, что в центре любого процесса предоставления кредита заемщику (физическому или юридическому лицу) стоит человек.

      Наряду  с использованием анкет клиентов для анализа их кредитоспособности банки могут получить информацию известных кредитных бюро. Эту информацию также используют для анализа кредитоспособности клиента.

      Необходимо  также оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки — метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Д. Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Он использовал следующие коэффициенты при начислении баллов:

      1) возраст: 0,1 балла за каждый год  свыше 20 лет (максимум 0,30);

      2) пол: женщины — 0,40, мужчины 0;

      3) срок проживания: 0,042 за каждый  год проживания в данной местности  (максимум 0,42);

      4) профессия: 0,55 за профессию с низким  риском, 0 — за профессию с высоким риском и 0,16 для других профессий;

      5) работа в отрасли: 0,21 — предприятия общественного пользования, государственные учреждения, банки и брокерские фирмы;

      6) занятость: 0,059 — за каждый год  работы на данном предприятии  (максимум 0,59 балла);

      7) финансовые показатели: 0,45 — за  наличие банковского счета,

      0,35 — за владение недвижимостью, 0,19 — при наличии полиса по страхованию жизни.

      Применяя  эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов, — 1,25 балла. Клиент, набравший более 1,25 балла, считался кредитоспособным, а набравший менее 1,25 — нежелательным для банка.

      Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.

      Американские  банки сегодня разрабатывают  различные подходы для анализа  кредитоспособности своих клиентов. Причем каждый конкретный банк устанавливает собственную систему оценки кредитоспособности потенциального заемщика исходя из конкретных условий сделки, приоритетов в работе банка, его специализации, места на рынке, конкурентоспособности, взаимоотношений с клиентурой, уровня экономической и политической стабильности в стране и т.д.

      Большинство американских банков используют в своей  практике:

      1) системы оценки кредитоспособности  клиентов, основанные на экспертных  оценках анализа экономической  целесообразности предоставления  ссуды и 2) балльные системы оценки кредитоспособности клиентов. Применение количественной оценки кредитоспособности клиента предполагает присвоение определенной группы тому или иному виду кредита, тому или иному типу заемщика и определяет в баллах значение различных характеристик потенциального заемщика. Затем банкир подсчитывает общее количество баллов и сравнивает с моделью предоставления ссуды или отказа в ее выдаче.

      Балльные системы оценки создаются банками на основе эмпирического подхода с использованием регрессионного математического анализа или факторного анализа. Эти системы используют исторические данные о банковских «хороших», «надежных» и «неблагополучных» ссудах и позволяют определить критериальный уровень оценки заемщиков.

      Итак, если общая сумма баллов превышает сумму, указанную в модели, то банк предоставляет заемщику кредит, если же она ниже названной суммы, то в кредите отказывают. Обычно существует определенный разрыв между минимальной и максимальной суммой баллов, и когда фактическое число баллов попадает в этот промежуток, то банк принимает решение о кредитовании исходя из общеэкономических и юридических факторов.

      Очевидно, что использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов — это наиболее объективный и экономически обоснованный процесс принятия решений, нежели использование экспертных оценок. Единственная сложность заключается в том, что балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка. Поэтому небольшие банки, как правило, не разрабатывают собственные модели анализа кредитоспособности клиентов из-за высокой стоимости их подготовки и ограниченной информационной базы.

      Оценка  кредитного риска банка предполагает, с одной стороны, анализ динамики роста кредитных вложений коммерческого банка, а с другой — их качественный анализ, который основан на детальном рассмотрении каждого кредитного договора, объекта кредитования, сроков, сумм, возможных рисков по отдельным ссудам, обеспечения кредита и т.д.

      Анализ  и группировка кредитов по качеству имеют важное значение. Под качеством  кредита понимается степень кредитного риска, присущая данной ссуде. Уровень показателя качества кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество ссуды, тем меньше вероятность ее невозврата или задержки погашения, и наоборот). В отличие от показателей кредитного риска качество кредита или кредитного портфеля банка — это реальная величина, определяемая по уже предоставленным банком ссудам. Зная структуру кредитного портфеля по категориям качества кредита и определив статистическим путем средний процент проблемных, просроченных, безнадежных ссуд по каждой категории, банк получает возможность осуществлять ряд мероприятий, направленных на снижение потерь по кредитным операциям.

 

3.1 Анализ кредитного портфеля

      Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных банком кредитов за определенный период времени. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций.

      Анализируя качество кредитного портфеля, российские банки в последние годы осуществляют ранжирование кредитов, т.е. используют метод систематической и объективной классификации ссудного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. Основные цели ранжирования кредитов:

      • повышение эффективности ссудных операций;

      • улучшение качества портфеля за счет: использования предупреждающих сигналов; улучшения управленческой информации и контроля; определения стандартов и установления границ ответственности

      • создание основы для управленческих решений.

      Важнейшими  факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование кредитов, является состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие  обеспечения.

Информация о работе Банковские риски: понятие и методы управления