Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-
денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около
трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк
образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка
для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и
Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г.,
записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его
следует создать».
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1.
История развития банковского дела………………………...…....4
Банки и банковская система…………………………………….....8
Современные представления о сущности банка……………..……….8
Современная банковская система:сущность и структура………..9
Пассивные, активные и комиссионные операции банков……….....14
Роль банковской системы в рыночной экономике………..…..15
Сущность и функции центральных банков………………………..…15
Кредитная система и государственное регулирование…….…17
Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование…17
Кредитная система как субъект регулирования…………………...21
Глава 2.
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах…………….……..…..22
Независимость центральных банков………………………………….23
Банкнотная и безналичная эмиссии………………………………....…24
Денежно-кредитная политика………………………………….………26
Банковское регулирование……………………………………..………....27
Коммерческие банки: сущность и функции………………………..…22
Пример регулирования рынка государственной банковской
системой………………………………………………………………………....31
Банковская система России на современном этапе развития…..32
Банки - стимулятор рыночных отношений в России………………….32
Основные цели и принципы деятельности Банка России………….….34
Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………..…….36
Принципы регулирования банковской сферы…………………………..…36
Предложения банковскому сообществу по повышению эффективности
функционирования банковской системы……………………………….….37
Задачи коммерческих банков по поддержанию стабильности банковской
системы…………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………………....39
мирового хозяйства:
1) дерегуляция цен (в том числе цены ссудного капитала -
процентной ставки);
2) отход от прямого контроля за кредитом и принудительного
регулирования инвестиционных
3) меры, направленные на усиление тенденции к диверсификации
финансовых услуг и
4) упрочение принципа равной и “нейтральной” конкуренции;
5) меры, ориентированные на рост числа конкурирующих
институтов, как резидентских, так и привлекаемых извне;
6) обеспечение достаточной
обозримости рынков;
7) поддержка эффективной
слияния различных банковских институтов);
8) меры по укреплению
и составляющих их кредитно-
рынке ссудных капиталов.
В итоге уже к началу 80-х годов (и на протяжении всего этого
десятилетия) в валютно-
отчетливо взаимодействовали две тенденции: дерегулирование
отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и
одновременно ограждение
рост протекционизма. Заметно снижается значение даже такого
традиционно удобного и радикального средства официального
регулирования рынка ссудных
процентные ставки.
До определенной степени
интерпретирована исходя из созданной в конце 20-х годов и прочно
забытой в СССР (вплоть до второй половины 80-х годов), несмотря на
значительный интерес мировой экономической науки, концепции
больших циклов конъюнктуры (“
кредита, отмеченные выше, могут быть связаны с началом очередного
повышательного движения “волны Кондратьева”, датируемым в
зарубежной литературе именно рубежом 70 - 80-х годов.
Сдвиги в процессе
в сфере обращения в целом и в кредитной системе как важнейшей
инфраструктурной составляющей процесса общественного
воспроизводства.
Перед государством же
от прямого административно-
процессы к косвенным мерам, нацеленным на обеспечение
беспрепятственного функционирования регулирующих тенденций
рыночного механизма.
Регулирование кредитно-
уровне решает двуединую задачу - осуществление широкого
макроэкономического
с возможностью оперативной
На рынке ссудных капиталов
государство выступает
заемщиком, может устанавливать
общие правила
рынка и контролировать их выполнение, проводить официальную
денежно-кредитную политику и т.д. Влиянием государства
обусловливаются основные
Прямое государственное
осуществляется двояко: с использованием административных,
нормотворческих мероприятий
всего за счет использования возможностей государственного бюджета.
Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются
законодательные (парламенты) и исполнительные (различные
министерства: финансов, торговли и промышленности и т.д.)
Так называемый разумный надзор связан, прежде всего, с
принятием законодательных
эмиссии ценных бумаг и
Особый вид государственного
вмешательства в
кредитной системы - регулирование процентных ставок,
осуществляемое через посредство центрального банка страны путем
фиксирования специальной
обычно акцептованных первоклассными банками, или установление
минимальных ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном
случае как кредитор последней инстанции.
Манипулирование процентными
важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост
процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают
сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований;
соответственно сокращается
то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота
денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики,
предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок,
прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких
процентных ставок, применяемая в течение длительного времени может
создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав
при этом стабилизирующего
Как один из вариантов прямого официального вмешательства в
деятельность банковской
политики переучетного контингентирования (имитирование объемов
переучета векселей кредитных институтов центральным банком в целях
регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала
банков).
Ряд правительственных
потоками ссудного капитала, направляемого банковскими институтами
за рубеж. Они сводятся в
основном к введению
на экспорт капитала в регионы рискованного инвестирования.
Так как объектом официальных
регулирующих мероприятий
не только рынок ссудных
кредитно-финансовые институты,
инструментов воздействия на последние. Уполномоченные
государственные органы
банковских активов,
банка; в случае необходимости государство использует специальные
меры для стабилизации положения
отдельных кредитных
(официальные гарантии платежеспособности, финансовая поддержка и
т.п.)
Государственному контролю могут подлежать структура
собственности кредитно-
деятельности.
В ряде стран для учреждений кредитной системы существуют
холдинговые максимумы - с единичными исключениями, всякий раз
индивидуально одобряемыми уполномоченным на то органом
исполнительной власти. Вводятся ограничения на открытие новых
отделений (филиалов), а для регистрации новых банков - минимальные
объемы чистых активов.
Существуют ограничения антитрестовского характера -
контролируется участие банков в собственности предприятий
производственной сферы, а
также степень монополизации
банковской системы.