Банки, банковская система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-
денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около
трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк
образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка
для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и
Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г.,
записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его
следует создать».

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1.
История развития банковского дела………………………...…....4
Банки и банковская система…………………………………….....8
Современные представления о сущности банка……………..……….8
Современная банковская система:сущность и структура………..9
Пассивные, активные и комиссионные операции банков……….....14
Роль банковской системы в рыночной экономике………..…..15
Сущность и функции центральных банков………………………..…15
Кредитная система и государственное регулирование…….…17
Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование…17
Кредитная система как субъект регулирования…………………...21
Глава 2.
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах…………….……..…..22
Независимость центральных банков………………………………….23
Банкнотная и безналичная эмиссии………………………………....…24
Денежно-кредитная политика………………………………….………26
Банковское регулирование……………………………………..………....27
Коммерческие банки: сущность и функции………………………..…22
Пример регулирования рынка государственной банковской
системой………………………………………………………………………....31
Банковская система России на современном этапе развития…..32
Банки - стимулятор рыночных отношений в России………………….32
Основные цели и принципы деятельности Банка России………….….34
Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………..…….36
Принципы регулирования банковской сферы…………………………..…36
Предложения банковскому сообществу по повышению эффективности
функционирования банковской системы……………………………….….37
Задачи коммерческих банков по поддержанию стабильности банковской
системы…………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………………....39

Работа содержит 1 файл

Банковская система и пути её совершенствования в РФ.docx

— 140.61 Кб (Скачать)

         В ряде случаев государство  стремится осуществлять контроль  даже

      на  уровне  назначений  в   составах   директоров   банков,   среди

      контролеров и менеджеров.

         Важным методом регулирования  банковской  деятельности  является

      использование консолидированных  счетов.

         Одним  из  распространенных   методов   прямого   вмешательства

      государства  в  хозяйственную   жизнь   является   манипулирование

      средствами государственного бюджета.  В кредитной сфере такого рода

      воздействие сказывается, прежде  всего,  через  систему  экспортных

      кредитов с государственной поддержкой.

         С    развитием    процесса    интернационализации    банковской

      деятельности,  регулирующие  мероприятия,  как   прямые,   так   и

      косвенные, также перешагнули  национальные границы. 

                Кредитная система как субъект  регулирования. 
 

         Банковская система в экономически  развитых обществах  выступает

      не только в качестве объекта  регулирующих мероприятий. Ее  значение

      как субъекта контроля над  народнохозяйственными процессами  один из

      известных западных экономистов  формулирует таким образом: “  В  той

      мере, в какой контроль  осуществляется  вообще,  его  осуществляют

      банки, кредиты, а не владельцы  акций”.

         В 80-х годах предпосылки для  развития банковского регулирования

      национальных   экономик   капиталистических   стран    значительно

      укрепились.   Определенное   замедление    процесса    внутреннего

      накопления  и  ограниченные  возможности  мобилизации   необходимых

      средств на рынке капиталов  увеличили возможности влияния  банков на

      хозяйственное развитие.  Усиление   процессов  интернационализации

      капитала,  расширение  масштабов   деятельности   транснациональных

      корпораций позволяют банкам  не только укреплять  свои  позиции  на

      национальных рынках, но  и   осуществлять  регулирующие  функции   в

      международном масштабе.

         Главный   инструмент   регулирующего   воздействия   банка   на

      хозяйственные структуры - его   капитал.  Помимо  ведения  политики

      активного менеджмента активов  и  пассивов  банки,  используя   свой

      финансовый   потенциал,   осуществляют   прямое   воздействие   на

      заемщиков: кредитор устанавливает  объемы и условия  предоставления

      и погашения ссуд, причем в  контракте, как  правило,  оговаривается

      ряд требований, соблюдение которых  является  непременным  условием

      кредитования; в случае нарушения   заемщиком  платежной  дисциплины

      либо упомянутых ограничений  банк может  отказать  в   возобновлении

      ссуды, что не только дестабилизирует  производственный процесс,  но

      и подрывает репутацию заемщика.

         Серьезные  нарушения  платежной   дисциплины  могут  привести  к

      непосредственному  вмешательству   банка  в  процесс  производства.

      Помимо прямых  регулирующих  мероприятий  банками  используются  и

      рычаги косвенного воздействия  - через систему  поощрений,  премий,

      нацеливающих заемщика на выполнение  действий,  в  наибольшей  мере

      отвечающих потребностям контролирующего института.

         С    развитием    процесса    интернационализации    банковской

      деятельности, когда международный  межбанковский рынок стал  играть

      роль  одного  из  основных  источников  финансирования  для   ряда

      институтов и корпораций, регулирующая  деятельность  банков  также

      приобрела международное значение.  Поскольку  межбанковский   рынок

      тесно  связан  с  международным   оптовым  рынком  депозитов,   его

      значение еще более возрастает. В аналогичном направлении действует

      и   расширение   участия   банковского   капитала    в    процессе

      финансирования развития стран  “третьего мира”.

         Глава 2. 

     Центральные   банки    и    денежно-кредитное    регулирование    в

               развитых    капиталистических    государствах. 
 

         Центральный банк сегодня является  ключевым элементом финансово-

      кредитной  системы  любого  развитого  государства.  Он  выступает

      проводником официальной денежно-кредитной  политики. В свою очередь

      денежно-кредитная политика наряду  с  бюджетной  составляет  основу

      всего государственного регулирования  экономики. 

                      Независимость центральных банков. 
 

         Первые ЦБ возникли 300 лет назад  (Шведский Риксбанк в 1668 г.),

      но  повсеместное  распространение   и  современное   значение   они

      приобрели только в последние  десятилетия. В 1920 г.  международная

      финансовая конференция в Брюсселе  отмечала, что “в странах, где  не

      существует центрального эмиссионного  банка, его следует  создать”.

      Там же подчеркивалось: “ Банки  и особенно эмиссионные банки   нужно

      освободить от политического  давления, они  должны  управляться   на

      принципах разумных финансов”. Таким образом, вопрос  независимости

      ЦБ не надуман и нужен как  гарантия эффективности его деятельности.

         Исторически ЦБ обычно образовывались  как акционерные  компании,

      наделенные  особыми полномочиями.   Термин   “центральный   банк”

      подразумевал  самый  крупный   банк,  находящийся  в  самом   центре

      банковской  системы.   Затем   они   постепенно   монополизировали

      некоторые специфические функции,  а на определенном этапе власти  их

      национализировали (акционерный статус при этом может  сохраняться,

      например Банк Италии или Национальный банк Австрии).

         В  большинстве  случаев   капитал   ЦБ   полностью   принадлежит

      государству, но акционерами могут  быть коммерческие банки и  другие

      финансовые институты. ЦБ  по  сравнению  с  коммерческими   банками

      стали скромными по масштабам  капиталов, операций  и  балансов,  их

      функции   и   методы    воздействия    на    банковскую    систему

      модифицировались. Вместе с тем  их  сущность  в  принципе  осталась

      неизменной и заключается в посредничестве  между государством  и

      остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.

         Чаще  всего  ЦБ  подотчетен  непосредственно   парламенту   или

      образованной   последним    специальной    банковской    комиссии.

      Управляющий ЦБ не входит в   правительство,  и  его  назначение  не

      совпадает по срокам с формированием   нового  кабинета.  Назначение

      может   делаться   монархом,    президентом,    парламентом,    но

      правительство, опирающееся на  парламентское  большинство,  обычно

      может  провести  свою  кандидатуру  (часто   оно   ее   официально

      предлагает). Высшее руководство  ЦБ  может  быть  не  ограничено  в

      сроке пребывания в должности (Дания,  Финляндия,  Норвегия)  или

      назначаться на длительный срок, например на 7 лет  -  в  Ирландии,

      Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет  - в ФРГ.

         Существенная степень независимости  ЦБ обусловлена его задачами,

      которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-

      кредитной   и   валютной   стабильности   в   целях    обеспечения

      антиинфляционного экономического  роста.  Правительство  озабочено

      прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями,  приближением

      очередных  выборов,  и  это   может  вступать  в   противоречие   с

      долговременными   интересами   всего   государства.   Относительно

      независимый ЦБ в  такой  ситуации  должен  выступать  своеобразным

      противовесом.

         С другой стороны, независимость  ЦБ имеет  объективные  пределы,

      так как принципиальные  противоречия  с  правительством  могли   бы

      свести на нет  эффективность   проводимой  последним экономической

      политики. Поэтому есть тенденция  к усилению влияния  правительства

Информация о работе Банки, банковская система.