Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-
денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около
трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк
образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка
для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и
Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г.,
записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его
следует создать».
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1.
История развития банковского дела………………………...…....4
Банки и банковская система…………………………………….....8
Современные представления о сущности банка……………..……….8
Современная банковская система:сущность и структура………..9
Пассивные, активные и комиссионные операции банков……….....14
Роль банковской системы в рыночной экономике………..…..15
Сущность и функции центральных банков………………………..…15
Кредитная система и государственное регулирование…….…17
Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование…17
Кредитная система как субъект регулирования…………………...21
Глава 2.
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах…………….……..…..22
Независимость центральных банков………………………………….23
Банкнотная и безналичная эмиссии………………………………....…24
Денежно-кредитная политика………………………………….………26
Банковское регулирование……………………………………..………....27
Коммерческие банки: сущность и функции………………………..…22
Пример регулирования рынка государственной банковской
системой………………………………………………………………………....31
Банковская система России на современном этапе развития…..32
Банки - стимулятор рыночных отношений в России………………….32
Основные цели и принципы деятельности Банка России………….….34
Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной
политики……………………………………………………………………..…….36
Принципы регулирования банковской сферы…………………………..…36
Предложения банковскому сообществу по повышению эффективности
функционирования банковской системы……………………………….….37
Задачи коммерческих банков по поддержанию стабильности банковской
системы…………………………………………………………………….....37
Заключение…………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………………....39
путем изменения объема купли-
которым они продаются или покупаются, центральный банк может
осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность
коммерческих банков.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных
банков является политика
процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет
коммерческим банкам. За получение
этих кредитов коммерческие
должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные
обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя
банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ
покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный
процент в свою пользу. Если
вексель предусматривает
уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает его, например, за 950 долл.
Тогда учетная ставка составит 5%. Средства, полученные от ЦБ,
предоставляются заемщикам
- процентная ставка - должна быть
выше учетной, иначе
банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку,
это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих
банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и,
следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя
учетной ставкой, ЦБ имеет
производство.
Кредитная система и
Регулирование и
Для государств, относимых к группе промышленно развитых,
первая половина 20 в. прошла под знаком нарастания
государственного
Эта тенденция, в развитии которой были свои подъемы и спады,
затронула практически все
сферы экономической
оформилась в две основные модификации. Одна была подмечена
марксистской литературой уже в самом начале своего генезиса
(теория государственно-
основой построения модели
СССР. Эта модель, многократно
репродуцированная в
годы в странах бывшего
СССР свои позиции вплоть до самого недавнего времени. Ее можно
было бы определить как систему тотального государственного
регулирования всех народнохозяйственных процессов и явлений
(кредита в том числе) в
внесистемными, в результате чего товарно-денежные отношения
заменяются отношениями
Другая модель, связанная с развитием объективных, естественно-
экономических процессов, вылилась в годы Великой депрессии в
“новый курс” Ф.Д.Рузвельта, ставший оригинальным воплощением
теории государственного регулирования рыночных процессов, у
истоков которой стоял Дж.М.Кейнс. Следует отметить, что в 20-е
годы и в СССР экономическая мысль развивалась под воздействием
общемировых тенденций, что
группу ведущих экономистов страны (в основном немарксистов),
уделявших значительное внимание анализу денежно-кредитных
отношений, как оригинальных предшественников Кейнса. Среди них
следует особо выделить концепцию Н.Д.Кондратьева,
З.С.Каценеленбаума, Л.Н.Юровского.
Банковские крахи 20 - 30-х годов явственно показали, что
эффективное функционирование
многом основано на стабильности финансово-кредитных структур.
Последние же могут работать адекватно стоящим перед ними задачам
лишь тогда, когда субъекты рыночных связей уверены, с одной
стороны, в том, что они гарантированы от “эффекта падающего
домино” в случае начала любых потрясений в банковской сфере, с
другой - в том, что при возникновении указанной ситуации, а также
любого рода нечестной игры (мошенничество и другие действия в
обход закона, злоупотребления наличной информацией, внутренние
противоречия в рамках самих финансовых институтов и т.п.) интересы
клиентов будут соблюдены. Только обеспечение такого рода
стабильности национальной финансовой системы, взятой в целом,
позволяет ей осуществлять те функции, которые дают возможность
отнести ее к важнейшим инфраструктурным условиям эффективного
функционирования рыночных
В межвоенный период усилия по регулированию кредита были
направлены главным образом на ослабление давления рыночной
конкуренции на прибыли и
здесь усматривалась база
отдельных банковских
инструментов для воздействия на ситуацию использовались жесткое
регулирование ссудного капитала и стратегия четкого
структурирования, разделения финансовых институтов и рынков.
Государственные регулирующие мероприятия были направлены на
адекватное обеспечение
платежа, ликвидностью, кредитом, удовлетворение потребности в
кредите мелких и средних предприятий и в то же время - на
избежание перекредитования, с одной стороны, и излишней
концентрации сил в банковско-
случае оказалась бы в состоянии стать опасным конкурентом
государству в вопросах
Всплеск дирижизма после второй мировой войны еще более сузил
возможности воздействия рыночных сил на кредитные отношения.
Однако с преодолением
дохода, с усилением диверсификации промышленности и торговли и
активизацией международных связей по линии внешней торговли,
капиталовложений и в итоге
с ростом воздействия
на экономические процессы в целом ряде стран начинается
определенная переориентировка в рамках концепций хозяйственного
роста: возрастающее внимание уделяется рыночным методам
регулирования отношений в
С неокейнсианской моделью, основанной на взгляде о сугубой
необходимости государственного регулирования хозяйственных
процессов, начинают активно конкурировать (особенно на рубеже 60 -
70-х годов) воззрения, связанные с признанием принципиальной
возможности саморегуляции хозяйства на основе естественно-
экономических, рыночных
Национальные власти во все большей степени соглашались с точкой
зрения, что высоко диверсифицированные, сложные и быстро
меняющиеся потребности
не могут более адекватно удовлетворяться в рамках
сверхпротекционистских и
особенности с учетом
связей.
Дерегуляционная волна возродила целый ряд мероприятий,
свойственных хозяйственной жизни докейнсианского времени и
модифицированных применительно к новому качественному состоянию