Ассортиментная политика организаций общественного питания и меню как ее основной элемент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что важнейшим элементом в товарной политике является формирование ассортимента товаров. Политика ассортимента товаров является одних из главных направлений в деятельности каждого предприятия. В нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, это направление приобретает особую значимость. Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………....4
1 Сущность ассортиментной политики на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие ассортимента и его виды ассортиментной политики…………………………………………………………….……………....5
1.2 Ассортиментная политика организаций общественного питания…………..8
1.3 Принципы ассортиментной политики и факторы, влияющие на товарный ассортимент………………………………………………………………………...14
2 Анализ ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……..17
2.1 Общая характеристика деятельности столовой-магазина ……………………………………………………….………………………………17
2.2 Оценка ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ№19 ………………………………………………………………………………..……...25
3 Пути совершенствования ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №10……………………………………………………………………………37
3.1 Совершенствование ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……………………………………………………………………………37
3.2 Пути изменения ассортимента………………………………………………...43
Заключение………………………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………..………………………....

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

 

Примечание – Источник: Собственная разработка

 

Таблица 13 – Меню на четвертый день

 

Холодные закуски

салат «Несвижский» (сельдь, свекла, картофель, морковь, лук, майонез);

салат с ветчиной (ветчина, кукуруза, огурцы маринованные, лук, майонез);

салат «Острый» (сыр, чеснок, яйцо, морковь, майонез);

салат из свежей капусты;

салат «Осенний»;

винегрет овощной;

морская капуста;

салат из свеклы с огурцом свежим;

сметана;

Первые блюда

суп с рыбными консервами;

суп куриный;

Вторые блюда

рыба жареная в яйце;

свиные отбивные;

котлеты куриные рубленые;

биточки рубленые свиные;

печень по-строгановски;

оладьи мучные со сметаной;

Гарниры

картофель фри;

капуста тушеная;

соус красный основной;

Напитки

компот из яблок;

сок в ассортименте;

кофе натуральный;

кофе 3 в 1;

какао;

чай с сахаром;

чай без сахара;

чай с лимоном;

кефир;

Сладкие блюда 

апельсины с сахаром;

яблоки;

желе фруктовое;

пирожки с повидлом;

вафли в ассортименте;

печенье в ассортименте;

шоколад в ассортименте;

 

хлеб белый;

хлеб черный;

хлеб подовой;


 

Примечание – Источник: Собственная разработка

 

Таблица 14 – Меню пятый день

 

Холодные закуски

салат с куриным  филе (картофель, куриное филе, яйца, шампиньоны, лук, морковь, майонез);

салат овощной с колбасой (картофель, яйцо, колбаса, горошек, лук, огурец, майонез);

салат из свеклы с сыром и чесноком

салат из квашеной капусты

салат из свежих огурцов;

салат «Новинка» (рис, консервы рыбные, огурцы, яйцо, майонез);

салат «Минутка»;

морковь пряная;

сметана;

Первые блюда

солянка мясная;

щи по-уральски;

Вторые блюда

рыбные котлеты;

поджарка из свинины;

котлеты по-киевски;

свинина отварная;

котлеты свиные рубленый;

вареники;

Гарниры

картофельное пюре;

каша перловая;

соус красный основной;

Напитки

компот из апельсинов;

сок в ассортименте;

кофе натуральный;

кофе растворимый;

какао;

чай с сахаром;

чай без сахара;

чай с лимоном;

кефир;

Сладкие блюда 

апельсины с сахаром;

яблоки;

лимон;

желе из сметаны с какао;

пирожки с вареной  сгущенкой;

вафли в ассортименте;

печенье в ассортименте;

шоколад в ассортименте;

 

хлеб белый;

хлеб черный;

хлеб подовой;


 

Примечание – Источник: Собственная разработка

 

Таким образом, с учетом пожеланий посетителей в меню столовой были добавлены холодные закуски (салат с куриным филе, салат  с языком, салат с ветчиной, заливное); первые блюда (суп грибной, суп-харчо, солянка, суп с рыбными консервами, суп куриный); вторые блюда (рыбные котлеты, рыба фаршированная, рыба под сыром с овощами, котлеты куриные рубленые, котлеты по-киевски, куриные окорочка тушеные, творожная запеканка, вареники); гарниры (картофель фри, тушеная капуста, тушеные овощи, каша перловая); напитки (кофе натуральный, чай с лимоном, какао); сладкие блюда (фрукты, желе фруктовое, вафли, печенье, шоколад в ассортименте, пирожки).

Практически ни одна позиция из основополагающего меню не была исключена, так как в ходе анкетирования было выявлено, что эти позиции также пользуются спросом. К исключению блюд из ассортимента необходимо подходить осознанно, так как можно потерять часть постоянных  клиентов.

 

 

3.2 Пути изменения ассортимента

 

 

Существует множество  различных способов изменения ассортимента. Такими направлениями могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение ассортимента  - количественные и качественные изменения  состояния набора товаров за счет уменьшения его полноты и широты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и реализации отдельных товаров. В столовой-магазине ОАО СМТ№19 сокращение ассортимента не требуется. Ассортиментный перечень состоит из небольшого количества блюд, поэтому при сокращении ассортимент станет однообразным, непривлекательным для потребителя.

Расширение ассортимента – количественные или качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты  и новизны.

Причинами, способствующими  расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров. Расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Применение данного метода совершенствования приемлемо для исследуемой столовой. В ходе анкетирования было выявлено достаточное количество блюд и товаров, которые посетители хотели бы увидеть в меню и какие товары являются менее востребованными. Таким образом, за счет сокращения непопулярных товаров и добавления новых, более востребованных можно расширить ассортимент исследуемой столовой.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся  высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Такая ситуация характерна для исследуемой столовой. Меню очень редко изменяется, одни и те же блюда регулярно повторяются и в ассортимент достаточно редко вносятся какие-либо изменения, поэтому ассортимент столовой ОАО СМТ№19 можно охарактеризовать как устойчивый.

Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением  показателя новизны. Основаниями выбора этого направления могут быть: необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности; стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки все новых товаров; изменения моды; достижения научно-технического прогресса.

Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше  ранее выпускавшихся. Однако, это  не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверие к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу. Поэтому обновление ассортимента – очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров – один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.

Обновление ассортимента для столовой крайне необходимо. Например,  в пожеланиях клиентов в ходе анкетирования  прослеживалась просьба включить в  меню или в ассортимент буфетов свежие фрукты, больше рыбных блюд, мясных салатов. Поэтому руководству следует рассмотреть эту просьбу. В меню наблюдается дефицит десертов, поэтому необходимо разбавить ассортимент новыми сладкими блюдами.

Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рационализации. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров может включать в себя перечисленные выше в различных пропорциях с конечной целью формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: защита природной среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.

Одним из путей совершенствования  ассортимента может быть и его  обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров  и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Более того, иногда при производстве новых товаров используются более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.

Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации. [3, стр. 153-154] 

Основными направлениями совершенствования ассортимента для столовой ОАО СМТ№19 могут стать следующие:

  • обновление материально-технической базы столовой;
  • изучение спроса населения с целью выявления их потенциальных потребностей;
  • производство комбинированных продуктов (мясо-растительных, рыбо-растительных, мясо-рыбо-растительных и т.п.);
  • использование современных методов, применяемых в пищевой промышленности;
  • малоотходные технологии выработки из части растительного сырья (до 30-40% общего объема использования) сушеных продуктов. Особенно целесообразна выработка сушеных продуктов из нестандартных, но доброкачественных овощей;
  • производство унифицированных овощных по<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_

Информация о работе Ассортиментная политика организаций общественного питания и меню как ее основной элемент