Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важнейшим элементом в товарной политике является формирование ассортимента товаров. Политика ассортимента товаров является одних из главных направлений в деятельности каждого предприятия. В нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, это направление приобретает особую значимость. Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли.
Введение………………………………………………………………….………....4
1 Сущность ассортиментной политики на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие ассортимента и его виды ассортиментной политики…………………………………………………………….……………....5
1.2 Ассортиментная политика организаций общественного питания…………..8
1.3 Принципы ассортиментной политики и факторы, влияющие на товарный ассортимент………………………………………………………………………...14
2 Анализ ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……..17
2.1 Общая характеристика деятельности столовой-магазина ……………………………………………………….………………………………17
2.2 Оценка ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ№19 ………………………………………………………………………………..……...25
3 Пути совершенствования ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №10……………………………………………………………………………37
3.1 Совершенствование ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……………………………………………………………………………37
3.2 Пути изменения ассортимента………………………………………………...43
Заключение………………………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………..………………………....
Имущество организации является собственностью ОАО «Строительно-монтажный трест №19». Имущество торгового комплекса составляют материальные, финансовые активы, отражаемые в его самостоятельном балансе.
Источником формирования имущества столовой являются доходы, полученные от реализации покупных товаров и продукции собственного производства, работ, услуг, а также от других видов деятельности, внебюджетные средства строительно-монтажного треста, кредиты банков, иные источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.
Столовую возглавляет заведующая – Лянцевич В. П. Тип структуры управления столовой-магазином ОАО «СМТ №19» - линейная.
Главной целью деятельности столовой-магазина является хозяйственная деятельность, направленная на решение государственной социально-значимой задачи — наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах рабочих и сотрудников строительно-монтажного треста и других потребителей; удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения; получение прибыли.
Предметом деятельности столовой является:
Санитарно-техническое состояние объектов столовой-магазина ОАО СМТ №19 - удовлетворительное.
Ежедневно в меню присутствуют диетические и щадящие блюда. В меню столовой в соответствии с ассортиментным перечнем включаются: холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, гарниры, напитки, сладкие блюда и другие покупные продовольственные товары.
Основные показатели
финансово-экономической
Таблица 1 – Основные показатели финансово-экономической деятельности
Наименование показателей |
За январь-декабрь 2011 года |
За январь-декабрь 2012 года |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
1780585 |
3242014 |
1461429 |
182,06 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сопоставимых ценах |
- |
2661752 |
- |
- |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг |
1020922 |
1884533 |
863611 |
184,5 |
Доход от реализации |
759663 |
1357481 |
597818 |
178,8 |
Уровень дохода от реализации, % |
42,7 |
41,9 |
-0,8 |
98,1 |
Расходы на реализацию |
707332 |
1318534 |
611202 |
186,41 |
Уровень расходов на реализацию, % |
39,7 |
40,7 |
1 |
102,5 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
52331 |
38947 |
-13384 |
74,42 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прочие доходы от текущей деятельности |
4274 |
5030 |
756 |
117,69 |
Уровень доходов от прочей текущей деятельности, % |
0,24 |
0,16 |
-0,08 |
66,7 |
Прочие расходы по текущей деятельности |
24620 |
34810 |
10190 |
141,39 |
Уровень расходов по прочей текущей деятельности |
1,38 |
1,07 |
-0,31 |
77,54 |
Прибыль (убыток) от прочей текущей деятельности |
-20346 |
-29780 |
-9434 |
|
Прибыль (убыток) от текущей деятельности |
31985 |
9167 |
-22818 |
28,66 |
Иные доходы и расходы |
- |
26 |
- |
- |
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности |
- |
26 |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
31985 |
9193 |
-22792 |
28,74 |
Налог на прибыль |
10656 |
7579 |
-3077 |
71,12 |
Чистая прибыль |
21329 |
1614 |
-19715 |
7,57 |
Совокупная прибыль (убыток) |
21329 |
1614 |
-19715 |
7,57 |
Примечание – Источник: Собственная разработка по данным торговой организации.
Для анализа хозяйственной деятельности столовой для начала рассчитаем товарооборот в сопоставимых ценах. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 121,8%. [7] Таким образом, рассчитаем товарооборот в сопоставимых ценах по формуле:
где Тсоп – товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. р.;
Т
факт – товарооборот в
Iц – индекс цен.
Товарооборот в сопоставимых ценах составил 2661752 тыс. р.
Далее рассчитаем показатели рентабельности. Рентабельность продаж вычисляется по формуле:
где Рпр – рентабельность продаж, %;
Пр – прибыль от реализации, тыс. р.;
Т – товарооборот, тыс. р.
Рентабельность продаж в базисном периоде составила 2,94%, в отчетном – 1,2%.
Рентабельность товарооборота рассчитаем по следующей формуле:
где Рт – рентабельность товарооборота, %;
ЧП – чистая прибыль, тыс. р.;
Т – товарооборот, тыс. р.
Рентабельность товарооборота в базисном году составила 1,19%, в отчетном году – 0,05%
Затем рассчитаем рентабельность затрат по формуле:
где Рз – рентабельность затрат на производство и реализацию, %;
Пр – прибыль от реализации, тыс. р.;
Рпр – расходы на реализацию, тыс. р.
Рентабельность затрат в базисном периоде составила 7,39%, в отчетном – 2,95%.
Затем рассчитаем такой показатель, как маржа прибыли:
где МП – маржа прибыли, %:
ЧП – чистая прибыль, тыс. р.;
Др – доход от реализации, тыс. р.
Маржа прибыли в базисном периоде составила 2,81%, в отчетном – 0,12%.
Следующим этапом анализа хозяйственной деятельности является факторный анализ прибыли. Вначале определим влияние товарооборота на величину прибыли:
где ∆Пт – прирост прибыли за счет изменения товарооборота, тыс. р.;
Рбаз – рентабельность продаж в базисном периоде, %;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.;
Тбаз – товарооборот в базисном периоде, тыс. р.
Изменение объема товарооборота повлекло изменение прибыли на 42966,01 тыс. р.
Следующим этапом факторного анализа является выявление влияния цен и физического объема на величину прибыли:
(7)
где ∆Пц – прирост прибыли за счет изменения цен, тыс. р.;
Р баз – рентабельность продаж в базисном периоде, %;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.;
Тсоп – товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. р.
Изменение цен привело к изменению прибыли на 17059 тыс. р.
Влияние физического объема рассчитывается по формуле:
где ∆Пфиз.об. – прирост прибыли за счет изменения физического объема, тыс. р.;
Рбаз –
рентабельность продаж в
Тсоп – товарооборот в сопоставимых центах, тыс. р.;
Тбаз –
товарооборот в базисном
Изменение физического объема привело к изменению прибыли на 25906,3 тыс. р.
Следующим этапов факторного анализа прибыли является определение влияния изменения уровня доходов и расходов на производство и реализацию:
(9)
где ∆Пуд – изменение прибыли за счет изменения уровня доходов от реализации, тыс. р.;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.;
УДротч
– уровень доходов от
УДрбаз
– уровень доходов от
Изменение уровня доходов привело к изменению прибыли на -25936,1 тыс. р.
Затем рассчитаем влияние изменения уровня расходов:
(10)
где ∆Пур – изменение прибыли за счет изменения уровня расходов на реализацию, тыс. р.;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.;
УРотч
– уровень расходов на
УРбаз
– уровень расходов на
Изменение уровня расходов привело к изменению прибыли на 32420,14 тыс. р.
Следующий этап анализа хозяйственной деятельности столовой – проведение факторного анализа доходов. Сперва рассчитает влияние товарооборота на сумму доходов от реализации:
(11)
где ∆Дт – изменение суммы дохода от реализации за счет изменения товарооборота, тыс. р.;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.;
Тбаз – товарооборот в базисном периоде, тыс. р.;
УДбаз – уровень доходов в базисном периоде.
Из-за роста товарооборота доходы от реализации увеличились на 624030,18 руб.
Затем рассчитаем влияние изменения уровня доходов от реализации на сумму доходов по формуле:
(12)
где ∆Дуд – изменение суммы дохода от реализации за счет изменения уровня дохода, тыс. р.;
УДотч – уровень дохода в отчетном периоде, %;
УДбаз – уровень дохода в базисном периоде, %;
Тотч – товарооборот в отчетном периоде, тыс. р.
Изменение уровня доходов привело к изменению доходов от реализации на -25936 тыс. руб.
Следующий этап анализа хозяйственной деятельности – анализ расходов на производство и реализацию.
Рассчитаем коэффициент затратоотдачи по формуле:
где Кзо – коэффициент затратоотдачи;
Т – товарооборот, тыс. р.;
Р – расходы на производство и реализацию, тыс. р.
В базисном периоде коэффициент затратоотдачи составил 2,52; в отчетном периоде – 2,46.
Затем рассчитаем коэффициент затратоемкости по формуле:
где Кзо – коэффициент затратоемкости;
Р – расходы на производство и реализацию, тыс. р.;
Т – товарооборот, тыс. р.
В базисном году коэффициент затратоемкости составил 0,39; в отчетном – 0,41.
Затем рассчитаем показатели
эффективности распределения
Первый показатель –
коэффициент налогообложения
где КНП – коэффициент налогообложения прибыли;
НП – сумма налогов, уплачиваемых из прибыли, тыс. р.;
Побщ – прибыль общая, тыс. р.
В базисном году коэффициент
налогообложения прибыли
Следующий показатель – коэффициент чистой прибыли:
где КЧП – коэффициент чистой прибыли;
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.;
Побщ – прибыль общая, тыс. руб.
Последний показатель, который был рассчитан для анализа хозяйственной деятельности – это производительность труда:
где ПТ – производительность труда, тыс. р.;
Т – товарооборот, тыс. р.;
Ч – численность работников.
Для базисного периода производительность труда составила 67191 тыс. р.; для отчетного – 122340 тыс. р.
Таким образом, можно сделать выводы, что в 2012 году произошло значительное снижение прибыли. Следовательно, необходимо проводить мероприятия по увеличению товарооборота, в частности – доли продукции собственного производства. Необходимо совершенствование материально-технической базы; повышение эффективности трудовых ресурсов; повышение эффективности использования сырья и товаров; совершенствование ассортимента.
Организационная структура столовой-магазина представлена в таблице 2, которая была составлена на основе штатного расписания (Приложение Б):
Таблица 2 – Организационная структура
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
заведующая |
1 |
главный бухгалтер |
1 |
бухгалтер |
1 |
заведующая производством |
1 |
механик по электрооборудованию |
0,5 |
контролер-кассир |
1 |
кладовщик |
1 |
грузчик |
1 |
водитель автомобиля |
1 |
уборщик помещений |
3 |
мойщик посуды |
2 |
повар-звеньевой |
2 |
повар |
6 |
продавец |
3 |
кондитер |
2 |
Итого |
26,5 |
Примечание – Источник: Собственная разработка по данным организации.
2.2 Оценка ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19
Под ассортиментной политикой