Ассортиментная политика организаций общественного питания и меню как ее основной элемент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что важнейшим элементом в товарной политике является формирование ассортимента товаров. Политика ассортимента товаров является одних из главных направлений в деятельности каждого предприятия. В нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, это направление приобретает особую значимость. Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………....4
1 Сущность ассортиментной политики на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие ассортимента и его виды ассортиментной политики…………………………………………………………….……………....5
1.2 Ассортиментная политика организаций общественного питания…………..8
1.3 Принципы ассортиментной политики и факторы, влияющие на товарный ассортимент………………………………………………………………………...14
2 Анализ ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……..17
2.1 Общая характеристика деятельности столовой-магазина ……………………………………………………….………………………………17
2.2 Оценка ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ№19 ………………………………………………………………………………..……...25
3 Пути совершенствования ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №10……………………………………………………………………………37
3.1 Совершенствование ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19……………………………………………………………………………37
3.2 Пути изменения ассортимента………………………………………………...43
Заключение………………………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………..………………………....

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

Имущество организации  является собственностью ОАО «Строительно-монтажный трест №19». Имущество торгового комплекса составляют материальные, финансовые активы, отражаемые в его самостоятельном балансе.

Источником формирования имущества столовой являются доходы, полученные от реализации покупных товаров и продукции собственного производства, работ, услуг, а также от других видов деятельности, внебюджетные средства строительно-монтажного треста, кредиты банков, иные источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.

Столовую возглавляет заведующая – Лянцевич В. П. Тип структуры управления столовой-магазином ОАО «СМТ №19» - линейная.

Главной целью деятельности столовой-магазина является хозяйственная деятельность, направленная на решение государственной социально-значимой задачи — наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах рабочих и сотрудников строительно-монтажного треста и других потребителей; удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения; получение прибыли.

Предметом деятельности столовой является:

    • организация питания рабочих, сотрудников, аднимистративно-управленческого персонала ОАО СМТ №19 и других потребителей;
    • доработка, производство и реализация товаров и услуг;
    • торгово-закупочная деятельность;
    • коммерческая деятельность;
    • выполнение других работ.

Санитарно-техническое  состояние объектов столовой-магазина ОАО СМТ №19 - удовлетворительное.

Ежедневно в меню присутствуют диетические и щадящие блюда. В меню столовой в соответствии с ассортиментным перечнем включаются: холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, гарниры, напитки, сладкие блюда и другие покупные продовольственные товары.

Основные показатели финансово-экономической деятельности столовой-магазина за 2011-2012 гг. приведены в таблице 1, которая составлена на основе отчета о прибылях и убытках (Приложение А).

 

Таблица 1 – Основные показатели финансово-экономической деятельности

 

Наименование показателей

За январь-декабрь 2011 года

За январь-декабрь 2012 года

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1780585

3242014

1461429

182,06

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сопоставимых ценах

-

2661752

-

-

Себестоимость реализованной  продукции, товаров, работ, услуг

1020922

1884533

863611

184,5

Доход от реализации

759663

1357481

597818

178,8

Уровень дохода от реализации, %

42,7

41,9

-0,8

98,1

Расходы на реализацию

707332

1318534

611202

186,41

Уровень расходов на реализацию, %

39,7

40,7

1

102,5

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

52331

38947

-13384

74,42

1

2

3

4

5

Прочие доходы от текущей деятельности

4274

5030

756

117,69

Уровень доходов от прочей текущей деятельности, %

0,24

0,16

-0,08

66,7

Прочие расходы по текущей деятельности

24620

34810

10190

141,39

Уровень расходов по прочей текущей деятельности

1,38

1,07

-0,31

77,54

Прибыль (убыток) от прочей текущей деятельности

-20346

-29780

-9434

 

Прибыль (убыток) от текущей  деятельности

31985

9167

-22818

28,66

Иные доходы и расходы

-

26

-

-

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности

-

26

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

31985

9193

-22792

28,74

Налог на прибыль

10656

7579

-3077

71,12

Чистая прибыль

21329

1614

-19715

7,57

Совокупная прибыль (убыток)

21329

1614

-19715

7,57


 

Примечание – Источник: Собственная разработка по данным торговой организации.

 

Для анализа хозяйственной деятельности столовой для начала рассчитаем товарооборот в сопоставимых ценах. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 121,8%. [7] Таким образом, рассчитаем товарооборот в сопоставимых ценах по формуле:

 

                                     

                                         (1)

 

где Тсоп – товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. р.;

       Т  факт – товарооборот в действующих  ценах, тыс. р.;

       Iц – индекс цен.

Товарооборот в сопоставимых ценах составил 2661752 тыс. р.

Далее рассчитаем показатели рентабельности. Рентабельность продаж вычисляется  по формуле:

 

                                          

                                               (2)

 

где Рпр – рентабельность продаж, %;

      Пр –  прибыль от реализации, тыс. р.;

      Т –  товарооборот, тыс. р.

Рентабельность продаж в базисном периоде составила 2,94%, в отчетном – 1,2%.

Рентабельность товарооборота  рассчитаем по следующей формуле:

 

                                           

                                               (3)

 

где Рт – рентабельность товарооборота, %;

      ЧП – чистая  прибыль, тыс. р.;

      Т – товарооборот, тыс. р.

Рентабельность товарооборота  в базисном году составила 1,19%, в  отчетном году – 0,05%

Затем рассчитаем рентабельность затрат по формуле:

 

                                            

                                                 (4)

 

где Рз – рентабельность затрат на производство и реализацию, %;

       Пр – прибыль  от реализации, тыс. р.;

       Рпр – расходы  на  реализацию, тыс. р.

Рентабельность затрат в базисном периоде составила 7,39%, в отчетном – 2,95%.

Затем рассчитаем такой показатель, как маржа прибыли:

 

                                          

                                                  (5)

 

где МП – маржа прибыли, %:

       ЧП  – чистая прибыль, тыс. р.;

 

        Др – доход от реализации, тыс.  р.

Маржа прибыли в базисном периоде составила 2,81%, в отчетном – 0,12%.

Следующим этапом анализа  хозяйственной деятельности является факторный анализ прибыли. Вначале  определим влияние товарооборота на величину прибыли:

 

          

                   (6)

 

где ∆Пт – прирост  прибыли за счет изменения товарооборота, тыс. р.;

       Рбаз  – рентабельность продаж в  базисном периоде, %;

       Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.;

       Тбаз  – товарооборот в базисном  периоде, тыс. р.

Изменение объема товарооборота  повлекло изменение прибыли на 42966,01 тыс. р.

Следующим этапом факторного анализа является выявление влияния  цен и физического объема на величину прибыли:

 

                          (7)

 

где ∆Пц – прирост  прибыли за счет изменения цен, тыс. р.;

      Р баз  – рентабельность продаж в  базисном периоде, %;

      Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.;

      Тсоп  – товарооборот в сопоставимых  ценах, тыс. р.

Изменение цен привело  к изменению прибыли на 17059 тыс. р.

Влияние физического  объема рассчитывается по формуле:

 

 

               (8)

 

где ∆Пфиз.об. – прирост  прибыли за счет изменения физического объема, тыс. р.;

     Рбаз –  рентабельность продаж в базисном  периоде, %;

     Тсоп –  товарооборот в сопоставимых  центах, тыс. р.;

     Тбаз –  товарооборот в базисном периоде.

Изменение физического  объема привело к изменению прибыли на 25906,3 тыс. р.

Следующим этапов факторного анализа прибыли является определение  влияния изменения уровня доходов  и расходов на производство и реализацию:

 

                              (9)

где ∆Пуд – изменение  прибыли за счет изменения уровня доходов от реализации, тыс. р.;

       Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.;

     УДротч  – уровень доходов от реализации  в отчетном периоде, %;

     УДрбаз  – уровень доходов от реализации  в базисном периоде, %.

Изменение уровня доходов привело к изменению прибыли на -25936,1 тыс. р.

Затем рассчитаем влияние  изменения уровня расходов:

 

                         (10)

 

где ∆Пур – изменение  прибыли за счет изменения уровня расходов на реализацию, тыс. р.;

       Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.;

       УРотч  – уровень расходов на реализацию  в отчетном периоде, %;

       УРбаз  – уровень расходов на реализацию  в базисном периоде, %.

Изменение уровня расходов привело к изменению прибыли  на 32420,14 тыс. р.

Следующий этап анализа  хозяйственной деятельности столовой – проведение факторного анализа  доходов. Сперва рассчитает влияние  товарооборота на сумму доходов  от реализации:

 

               (11)

 

где ∆Дт – изменение  суммы дохода от реализации за счет изменения товарооборота, тыс. р.;

      Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.;

      Тбаз  – товарооборот в базисном  периоде, тыс. р.;

      УДбаз  – уровень доходов в базисном  периоде.

Из-за роста товарооборота  доходы от реализации увеличились на 624030,18 руб.

Затем рассчитаем влияние  изменения уровня доходов от реализации на сумму доходов по формуле:

 

                   (12)

 

где ∆Дуд – изменение  суммы дохода от реализации за счет изменения уровня дохода, тыс. р.;

       УДотч  – уровень дохода в отчетном  периоде, %;

       УДбаз  – уровень дохода в базисном  периоде, %;

       Тотч  – товарооборот в отчетном  периоде, тыс. р.

Изменение уровня доходов  привело к изменению доходов  от реализации на -25936 тыс. руб.

Следующий этап анализа  хозяйственной деятельности – анализ расходов на производство и реализацию.

 Рассчитаем коэффициент затратоотдачи по формуле:

 

                                           

                                                        (13)

 

где Кзо – коэффициент  затратоотдачи;

      Т –  товарооборот, тыс. р.;

      Р –  расходы на производство и  реализацию, тыс. р.

В базисном периоде коэффициент  затратоотдачи составил 2,52; в отчетном периоде – 2,46.

Затем рассчитаем коэффициент затратоемкости по формуле:

 

                                              

                                                           (14)

 

где Кзо – коэффициент  затратоемкости;

       Р  – расходы на производство и реализацию, тыс. р.;

       Т  – товарооборот, тыс. р. 

В базисном году коэффициент  затратоемкости составил 0,39; в отчетном – 0,41.

Затем рассчитаем показатели эффективности распределения прибыли.

Первый показатель –  коэффициент налогообложения прибыли, который рассчитывается по формуле:

 

                                            

                                                    (15)

 

где КНП – коэффициент  налогообложения прибыли;

       НП  – сумма налогов, уплачиваемых  из прибыли, тыс. р.;

       Побщ  – прибыль общая, тыс. р.

В базисном году коэффициент  налогообложения прибыли составил 0,33; в отчетном периоде – 0,82.

Следующий показатель – коэффициент чистой прибыли:

 

                                                                                                   (16)

 

 где КЧП – коэффициент  чистой прибыли;

        ЧП – чистая прибыль, тыс.  руб.;

        Побщ – прибыль общая, тыс. руб.

Последний показатель, который  был рассчитан для анализа  хозяйственной деятельности – это  производительность труда:

 

                                                    

                                                     (17)

 

где ПТ – производительность труда, тыс. р.;

       Т  – товарооборот, тыс. р.;

       Ч  – численность работников.

Для базисного периода  производительность труда составила 67191 тыс. р.; для отчетного – 122340 тыс. р.

Таким образом, можно сделать выводы, что в 2012 году произошло значительное снижение прибыли. Следовательно, необходимо проводить мероприятия по увеличению товарооборота, в частности – доли продукции собственного производства. Необходимо совершенствование материально-технической базы; повышение эффективности трудовых ресурсов; повышение эффективности использования сырья и товаров; совершенствование ассортимента.

Организационная структура  столовой-магазина представлена в таблице 2, которая была составлена на основе штатного расписания (Приложение Б):

 

Таблица 2 – Организационная структура

 

Наименование должности

Количество штатных  единиц

заведующая

1

главный бухгалтер

1

бухгалтер

1

заведующая производством

1

механик по электрооборудованию

0,5

контролер-кассир

1

кладовщик

1

грузчик

1

водитель автомобиля

1

уборщик помещений

3

мойщик посуды

2

повар-звеньевой

2

повар

6

продавец

3

кондитер

2

Итого

26,5


 

Примечание – Источник: Собственная разработка по данным организации.

2.2 Оценка ассортиментной политики столовой-магазина ОАО СМТ №19

 

 

Под ассортиментной политикой понимается формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Правильная ассортиментная политика обеспечивает лидерство в конкурентной борьбе, преимущество в завоевании покупателей, выигрыш за счет оптимизации товарных запасов.

Информация о работе Ассортиментная политика организаций общественного питания и меню как ее основной элемент