Антимонопольное регулирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа

Описание работы

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40

Работа содержит 1 файл

курсавая.(dberesnev)КОНЕЦ.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

       Вместе с тем большая часть  производственной деятельности  в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами  управления, нередко носят антиконкурентный  характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных  (особенно частных) фирм, незаконному  ограничению самостоятельности  предприятий, предоставлению необоснованных  льгот отдельным хозяйствующим  субъектам, что способствует усилению  монополистических тенденций.

           Имеют место различные злоупотребления  среди чиновников, запреты на  отдельные виды коммерческой  деятельности, необоснованные отказы  на сертификацию товара, контрольно-проверочный  прессинг (местные власти и налоговые  органы проверяют, как правило,  фирмы, успешно конкурирующие  с государственными) и т.п.

           Антимонопольное регулирование  в рыночной экономике сопровождается  уменьшением злоупотреблении со  стороны монополий, в национальной  экономике - появлением новых  видов монополий и форм их  проявления. Реформы 90-x годов в  белорусской экономике сопровождались  дезорганизацией управления, укреплением  монопольных структур, ростом негосударственных  образований спекулятивно-коммерческого  типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

     Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.

           Анализ белорусских программ  демонополизации экономики и  антимонопольного закона, а также  итогов пятилетнего периода их  реализации показал, что в республике  произошла трансформация общественно-экономической  системы, выразившаяся в усилении  монополизма и криминализации  бизнеса, приведших к неэффективной  экономике и отсутствию рыночной  конкуренции.

       Эффективность антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь  снижают слабая законодательная  дисциплина, развитие нелегитимных  экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

       Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации па товарных  рынках республики. Однако эта  работа осложняется состоянием  государственной статистики как  с точки зрения методологии,  так и достоверности, полноты  предоставляемой информации. В частности,  отсутствуют данные о рынке  ценных бумаг, об уровне концентрации  капитала, движении акций, недостаточно  информации о монополизации экономики,  об объемах и структуре производства  негосударственного сектора экономики  и др.

           Отечественная статистика не  содержит многих необходимых  сведений, позволяющих провести  достаточно полный и всесторонний  анализ степени монополизации  экономики..

     Без реформы системы экономических  отношений, соответствующей институциональной  среды антимонопольное регулирование  не может быть эффективным.

     Анализ  экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики  за 1993-1998  позволяет сделать вывод  о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно  отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

        Антимонопольному регулированию  в республике должны были предшествовать  принятие закона о конкуренции,  разработка законодательства о  ней, играющего важную роль  в формировании конкурентной  среды. Оно, как правило, включает  возведенные в закон «правила  игры», нормы поведения, регулирующие  взаимоотношения хозяйствующих  субъектов в сфере бизнеса.  При этом в условиях переходной  экономики должны преобладать  меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

     Роль  государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются  все попытки борьбы с монополиями. Монополист устанавливает более  высокие цены на свою продукцию,что  в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы  антимонопольного законодательства неэффективны, они  могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в Беларуси проблема монополизации экономики связана  с существующими, созданными  раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в  СССР составлял около 90% всех предприятий.

     Одним из методов антимонопольного регулирования  является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных  предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным  монополиям, которые создавались, как  единая сеть. Прежде всего, это относится  к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии  волнует  многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной  экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может  препятствовать монополисту, устанавливать  монопольную цену.

     Хотелось  бы сказать пару слов, о Белорусском  законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.

     Возможно, эти проблемы и трудности, связанные  с их решением возникают из-за того, что Беларусь относительно недавно  вступила на путь реформ, большинство  из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие  перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей  стране не результат естественного  развития, а преднамеренно созданные  образования.

     Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть  небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о  США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с  ней антимонопольного законодательства.

     Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно  работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя  эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма. 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1.  Антонова Н.Б.  Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
  2. Бурба В.В.  Основы антимонопольной деятельности: Учебное пособие. / Бурба В.В., Ломовцева О.А. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. –116 с.
  3. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие  для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 972 с.
  5. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В Бондарь [и др.]; под ред. А.В Бондаря, В.А. Воробьева.– Минск: БГЭУ, 2007.– 415 с.
  6. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. – Москва: Юрайт, 2010. – 906 с.
  7. Санько Г. Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. — Мн.: БГЭУ, 1997. – 95 c.
  8. Хайман, Д.Н.Современная микроэкономика: анализ и применение / Д.Н. Хайман, Москва: ИНФРА-М.,2007.– 324 с.
  9. Цапелик, В.Е. Регулирование естественных монополий / В.Е. Цапелик // Общество и экономика.,2010- N 8. - С. 34-35
  10. Бузгалин, А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 2008. – 467 с.
  11. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А.В. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2009. – 346 с.
  12. Статья «Кому в Беларуси выгоден монополизм?»                                
    1. 01.08.2011, Экономика и бизнес Николай НЕКРАШЕВИЧ
  13. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой             
    1. экономике Г.Г.Санько.
  14. Санько Г. Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. — Мн.: БГЭУ, 1997. – 95 c.
  15. Rodger, B. Competition Law and Policy/ Rodger, B., MacCulloch, A. – Cavendish Pub Ltd,1999. – 313 p.
  16. Ганакова Е. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках// Главный бухгалтер. Ценообразование. 2007г. №3 с.51.

    Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках// www. economy.gov.by

  1. Реформы в экономике: как быть дальше / Материалы конференции
  2. подготовила И.Жукова // Национальная экономическая газета. 1999. №12.
  3. Лученок А. Беларусь: путь к эффективной экономике // Национальная экономическая газета. 1998. № 16.Программа демонополизации экономик11 Республики Беларусь на 1996 - 1997 гг. Мп., 1996.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РБ