Антимонопольное регулирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа

Описание работы

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40

Работа содержит 1 файл

курсавая.(dberesnev)КОНЕЦ.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

      
Министерство экономики параллельно ведет реестр естественных монополий, общее количество которых на 1 января 2011 года составляло 206 (республиканского уровня – 29).

      
 Стоит отметить: с 2000 по 2011 годы количество компаний с доминирующим положением республиканского уровня сократилось  почти наполовину - с 312 до 156. Однако в последнее время список начал  разрастаться. Так, по итогам мониторинга  ряда товарных рынков в 2010 году Министерство экономики включило в реестр шесть  новых предприятий, а исключило  два. В начале 2011 года наблюдалась  такая же картина. 
 В общей сложности сейчас в реестре числятся уже 159 организаций республиканского уровня. Среди новых доминирующих субъектов хозяйствования с апреля 2011 года значатся два крупнейших госбанка – Беларусбанк и Белагропромбанк (по банковским услугам). В реестр включены производители волокно-оптических кабелей ("Союз-Кабель", "Белтелекабель" и "Минсккабель"), а также гродненский производитель колбасной оболочки "Биган"[12].

     Топ-5монополистов по отраслям  
(за 5 месяцев 2011 года)
 

     Отрасль Количество  монополистов
Машиностроение  и металлообработка      57
Химическая  и нефтехимическая      20
Пищевая      16
Легкая  промышленность      12
Строительные  материалы      12
 

     Среди пищевиков достаточно много частных компаний. В их числе два фруктово-овощных импортера – "Фрутимпорт" и "Савит" по позициям "бананы, цитрусовые, виноград, лук, капуста, огурцы, томаты". 
 

     Большую группу (24) образуют предприятия производственной и социальной инфраструктуры – Белтрансгаз, облгазы, Белтелеком, Белпочта, Белгосстрах, Велком, МТС. В этой группе находятся  и новички – Беларусбанк и  Белагропромбанк. Скрыты сотни предприятий.Впрочем, эксперты "Завтра твоей страны" отмечают, что реестр на самом деле не отражает уровень монополизированности белорусской экономики. На республиканском уровне в нем отсутствует, например, "Белсолод", который является единственным в стране производителем солода. Или самый свежий пример – политика шкловского "Завода газетной бумаги" в отношении частных изданий. Таких примеров скрытых монополистов, которые зарабатывают деньги на своем доминирующем положении и в отношении которых отсутствует контроль хотя бы в виде включения в реестр - сотни. Власти такое положение вещей выгодно, поскольку она заинтересована в существовании особых условий для источников, которые приносят доходы в казну. 

2.1 Антимонопольное законодательство

 

Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь является частью экономической  политики государства и осуществляется по следующим направлениям:

     законотворческая  и нормотворческая деятельность в области конкурентной политики;  

     предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и органов управления; 

     демонополизация товарных рынков; 

     пресечение  недобросовестной конкуренции; 

     содействие  развитию конкуренции на товарных рынках республики; 

     контроль  за экономической концентрацией; 

     регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в пределах компетенции, определенной законодательством; 

     обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции; 

     международное сотрудничество в области конкурентной политики. 

     Функции по государственному антимонопольному регулированию и контролю определены во исполнение требований Законов Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции», «О естественных монополиях», иных актов  законодательства.

     В соответствии с функциями, определенными  в соответствии с действующим  антимонопольным законодательством, антимонопольный орган – Министерство экономики Республики Беларусь: рассматривает и дает заключения по всем документам и проектам документов экономического характера на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Республики Беларусь;

     разрабатывает нормативные правовые акты в области  антимонопольной и конкурентной политики;

     анализирует состояние товарных рынков и определяет степень их монополизации;

     формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственный реестр субъектов естественных монополий;

     осуществляет  контроль за недобросовестной конкуренцией;

     регулирует  деятельность субъектов естественных монополий в пределах компетенции, определенной законодательством;

     дает  заключения о соответствии антимонопольному законодательству соглашений хозяйствующих  субъектов и органов управления, ведущих к ограничению конкуренции;

     дает  заключения по условиям акционирования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

     принимает в установленном законодательством  порядке решения о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарном рынке;

     согласовывает создание объединений хозяйствующих  субъектов, в том числе холдингов, хозяйственных групп (финансово-промышленных групп), союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов;

     осуществляет  контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, в том числе  по продаже акций, принадлежащих  Республике Беларусь на конкурсах, аукционах, торгах, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих  субъектов;

     формирует и ведет электронный банк данных по организационно-законодательной  и нормативно - методической базе в  области антимонопольной и конкурентной политики стран СНГ;

     обеспечивает  международное сотрудничество и  взаимодействие в области конкурентной политики, с учетом того, что Республика Беларусь является членом Международной конкурентной сети (МКС), Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП), ЕврАзЭс и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Российской Федерации;

     выносит предписания хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным  лицам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства, о прекращении  противоправной деятельности и об устранении возникших в ее результате вредных  последствий;

     исполняет ряд других функций.

     Исполнение  указанных функций осуществляется в соответствии с нормами и  требованиями, изложенными в следующих  нормативных правовых актах:

     Конституция Республики Беларусь;

     Гражданский Кодекс Республики Беларусь; 

     Кодекс  об административных правонарушениях;

     Закон Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции»; 

     Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»; 

     Положение о Государственном реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках»; 

     Положение о Государственном реестре субъектов  естественных монополий; 

     Инструкция  по определению доминирующего положения  хозяйствующих субъектов на товарных рынках; 

     Инструкция  по выявлению монопольных цен; 

     Инструкция  по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений; 

     Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; 

     Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии онополистической деятельности и развитии конкуренции»;

     Методические  рекомендации о порядке проведения антимонопольным органом экспертизы проектов создания холдингов, в том  числе в процессе разгосударствления и приватизации;

     Положение о порядке согласования условий  преобразования государственных, государственных  унитарных, относящихся к республиканской  собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, в открытые акционерные  общества;

     Инструкция  по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими  на товарных рынках. 

     В 2006 г. в целях совершенствования  антимонопольного законодательства Минэкономики разработаны и прошли юридическую  экспертизу в Министерстве юстиции  РБ ряд нормативных правовых актов:

     - Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 3 января 2006 г. № 1 «О внесении изменения в положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»; 

     - Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 «Об утверждении Инструкции  о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия  положений соглашений, ограничивающих  конкуренцию, антимонопольному законодательству»;   

     -   Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции»;

     -   Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных

     на  устранение нарушений антимонопольного законодательства»;

     -   Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2006 г. № 70 «О внесении дополнения и изменений в Правила проведения       государственного       антимонопольного       контроля       засоблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и признании утратившим силу приказа Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. № 120»

2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республики Беларусь

 

      Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.

      В течение переходного периода  необходимо создать предпосылки  для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РБ