Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40
Министерство экономики
Стоит отметить: с 2000 по 2011 годы количество
компаний с доминирующим положением
республиканского уровня сократилось
почти наполовину - с 312 до 156. Однако
в последнее время список начал
разрастаться. Так, по итогам мониторинга
ряда товарных рынков в 2010 году Министерство
экономики включило в реестр шесть
новых предприятий, а исключило
два. В начале 2011 года наблюдалась
такая же картина.
В общей сложности сейчас в реестре числятся
уже 159 организаций республиканского уровня.
Среди новых доминирующих субъектов хозяйствования
с апреля 2011 года значатся два крупнейших
госбанка – Беларусбанк и Белагропромбанк
(по банковским услугам). В реестр включены
производители волокно-оптических кабелей
("Союз-Кабель", "Белтелекабель"
и "Минсккабель"), а также гродненский
производитель колбасной оболочки "Биган"[12].
Топ-5монополистов
по отраслям
(за 5 месяцев 2011 года)
Отрасль | Количество монополистов |
Машиностроение и металлообработка | 57 |
Химическая и нефтехимическая | 20 |
Пищевая | 16 |
Легкая промышленность | 12 |
Строительные материалы | 12 |
Среди
пищевиков достаточно много частных
компаний. В их числе два фруктово-овощных
импортера – "Фрутимпорт" и "Савит"
по позициям "бананы, цитрусовые, виноград,
лук, капуста, огурцы, томаты".
Большую
группу (24) образуют предприятия производственной
и социальной инфраструктуры – Белтрансгаз,
облгазы, Белтелеком, Белпочта, Белгосстрах,
Велком, МТС. В этой группе находятся
и новички – Беларусбанк и
Белагропромбанк. Скрыты сотни предприятий.Впрочем,
эксперты "Завтра твоей страны" отмечают,
что реестр на самом деле не отражает уровень
монополизированности белорусской экономики.
На республиканском уровне в нем отсутствует,
например, "Белсолод", который является
единственным в стране производителем
солода. Или самый свежий пример – политика
шкловского "Завода газетной бумаги"
в отношении частных изданий. Таких примеров
скрытых монополистов, которые зарабатывают
деньги на своем доминирующем положении
и в отношении которых отсутствует контроль
хотя бы в виде включения в реестр - сотни.
Власти такое положение вещей выгодно,
поскольку она заинтересована в существовании
особых условий для источников, которые
приносят доходы в казну.
Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь является частью экономической политики государства и осуществляется по следующим направлениям:
законотворческая и нормотворческая деятельность в области конкурентной политики;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
демонополизация товарных рынков;
пресечение недобросовестной конкуренции;
содействие развитию конкуренции на товарных рынках республики;
контроль за экономической концентрацией;
регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в пределах компетенции, определенной законодательством;
обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции;
международное сотрудничество в области конкурентной политики.
Функции
по государственному антимонопольному
регулированию и контролю определены
во исполнение требований Законов Республики
Беларусь «О противодействии
В
соответствии с функциями, определенными
в соответствии с действующим
антимонопольным
разрабатывает нормативные правовые акты в области антимонопольной и конкурентной политики;
анализирует состояние товарных рынков и определяет степень их монополизации;
формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственный реестр субъектов естественных монополий;
осуществляет контроль за недобросовестной конкуренцией;
регулирует деятельность субъектов естественных монополий в пределах компетенции, определенной законодательством;
дает
заключения о соответствии антимонопольному
законодательству соглашений хозяйствующих
субъектов и органов
дает заключения по условиям акционирования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
принимает
в установленном
согласовывает
создание объединений хозяйствующих
субъектов, в том числе холдингов,
хозяйственных групп (финансово-промышленных
групп), союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих
осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, в том числе по продаже акций, принадлежащих Республике Беларусь на конкурсах, аукционах, торгах, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
формирует
и ведет электронный банк данных
по организационно-
обеспечивает международное сотрудничество и взаимодействие в области конкурентной политики, с учетом того, что Республика Беларусь является членом Международной конкурентной сети (МКС), Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП), ЕврАзЭс и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Российской Федерации;
выносит
предписания хозяйствующим
исполняет ряд других функций.
Исполнение
указанных функций
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об административных правонарушениях;
Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;
Положение
о Государственном реестре
Положение
о Государственном реестре
Инструкция
по определению доминирующего
Инструкция по выявлению монопольных цен;
Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений;
Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
Правила
проведения государственного антимонопольного
контроля за соблюдением требований
статьи 12 Закона Республики Беларусь «О
противодействии
Методические
рекомендации о порядке проведения
антимонопольным органом
Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках.
В 2006 г. в целях совершенствования антимонопольного законодательства Минэкономики разработаны и прошли юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РБ ряд нормативных правовых актов:
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 3 января 2006 г. № 1 «О внесении изменения в положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»;
-
Постановление Министерства
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных
на устранение нарушений антимонопольного законодательства»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2006 г. № 70 «О внесении дополнения и изменений в Правила проведения государственного антимонопольного контроля засоблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и признании утратившим силу приказа Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. № 120»
Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.