Антимонопольное регулирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа

Описание работы

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40

Работа содержит 1 файл

курсавая.(dberesnev)КОНЕЦ.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

     4) Отношение монополий к технологическому  прогрессу. Благодаря барьерам для вхождения в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Следовательно, чистый монополист имеет большие финансовые ресурсы для внедрения достижений научно-технического прогресса, чем конкурентные фирмы. Но есть ли у монополиста стимулы к внедрению технологических достижений? На этот вопрос нет однозначного ответа.

     Один  из доводов ясно указывает на то, что у монополиста почти нет  стимулов к разработке новой техники  или продукции: отсутствие конкурентов означает, что нет автоматического стимула к развитию научно-технического прогресса на монополизированном рынке. Вследствие защищенного положения на рынке чистый монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество на конкурентном рынке не позволяет быть неэффективным, поскольку это приводит к убыткам; неэффективный же монополист не понесет потерь, потому что у него нет конкурентов. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с той целью, чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новая и усовершенствованная техника может быть скрыта монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда усовершенствованная техника с опозданием внедряется монополистами, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично (если вообще будут) — потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции.

     Сторонники  этой точки зрения указывают, что  в ряде отраслей, близких к монополии, например сталелитейной или алюминиевой, заинтересованность в научно-исследовательской работе всегда была минимальной. Улучшения, которые все же были осуществлены, пришли в значительной степени извне или от более мелких фирм, которые составляют «конкурентную окраину».

     Однако  существуют два важнейших контраргумента. Научно-технический прогресс является средством понижения издержек на единицу продукции и, таким образом, увеличения прибылей.  Более низкие издержки приведут к максимизирующему прибыль положению, которое обусловит больший объем продукции и более низкую цену, чем раньше. Любое увеличение прибылей не будет носить временного характера; барьеры для вхождения в отрасль защищают монополиста от посягательств на прибыль со стороны конкурентов. Таким образом, технические усовершенствования выгодны монополисту и, следовательно, они будут реализованы.

     Научно-исследовательская  работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вхождения в отрасль; следовательно, монополист должен настойчиво продолжать добиваться успеха в этой области или стать жертвой новых конкурентов.

       Наблюдается довольно смешанная  картина. Что можно сказать,  обобщив выводы, касающиеся экономической  эффективности чистой монополии? В статической экономической системе, где эффект масштаба одинаково доступен чисто конкурентным фирмам и монополиям, чистая конкуренция будет более выгодна чистой монополии, потому что чистая конкуренция заставляет использовать самую известную технологию и размещает ресурсы согласно потребностям общества. Но, когда эффект масштаба, доступный монополиям, оказывается недоступен мелким конкурентам, или в динамичных условиях, в которых необходимо учитывать изменения в темпах технического прогресса, неэффективность чистых монополий менее очевидна [4, с.542-546].

     Таким образом, можно сказать, что монополии  негативно влияют на эффективность  и общественное благосостояние.

     В некоторых случаях монополист может  еще полнее использовать свою рыночную власть и получать большие экономические  прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией. Ценовой дискриминацией называется продажа товара или услуги данного качества и при данных затратах по различным ценам различным покупателям. Ценовая дискриминация часто практикуется предприятиями коммунальных услуг, которые назначают более высокие тарифы организациям, чем те, которые они назначают индивидуальным пользователям. Примером ценовой дискриминации также являются авиалинии, устанавливающие более высокие тарифы для бизнесменов, чей спрос неэластичен, и снижающие тарифы для туристов, чей спрос более эластичен.

     Монополист, осуществляющий совершенную ценовую  дискриминацию, берет себе весь выигрыш  потребителя от товара. Ни один потребитель  не может получить выигрыш потребителя, потому что монополист назначает  каждому максимальную цену, которую  он заплатит. Выигрыш потребителя  переходит к монополисту в  качестве прибыли. В итоге монополист получает максимальную прибыль и  забирает весь выигрыш потребителя, хотя при этом монополист, занимающийся ценовой дискриминацией, производит большей продукции, чем тот который ей не занимается[8, c. 28-31].

     Следует отметить, что существует такая ситуация, когда наличие монополий экономически оправданно, в этом случае мы имеем  дело с естественной монополией.

     Естественными монополиями называют отрасли (и  производителей в этих отраслях), в  которых одна крупная фирма, производящая продукцию с наименьшими долгосрочными  издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос [5, c. 90].

     Причиной  существование естественных монополий  прежде всего является эффект от масштаба, доступного крупной фирме. Совершенная конкуренция при этих обстоятельствах привела бы к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, так как поддержание конкуренции потребовало бы существования многих маленьких фирм с небольшими рыночными долями. Если бы совершенная конкуренция существовала изначально, то она бы закончилась, как только существующие фирмы слились бы или одна фирма скупила бы и консолидировала их активы. Чтобы воспользоваться преимуществом низких издержек крупного производства и достичь более низких средних издержек, должна доминировать одна фирма. Раз она доминирует, новые фирмы не могут войти в отрасль, так как они изначально были бы слишком малы, чтобы достичь тех средних издержек, которыми пользуется доминирующая фирма. Доминирующая фирма всегда могла бы производить по более низким средним издержкам, чем любая новая фирма, входящая в отрасль. Она бы могла, следовательно, временно снизить свою цену и все еще получать прибыль. Таким образом, она может использовать свой контроль над ценой, чтобы вытолкнуть из отрасли любого соперника[8, с. 25].

     Находясь  под воздействием эффекта масштаба, естественная монополия может производить  свою продукцию с меньшими издержками, и, следовательно, продавать ее по меньшей  цене, чем, если бы существовала конкурентная среда. Однако, часто имея рыночную власть, естественная монополия завышает свои цены и в итоге еще больше обогащается.

     Все, написанное выше, показывает, что наличие  монополий носит, в общем, негативный характер  на общество, и даже тогда, когда их наличие необходимо (естественные монополии), существует необходимость  их регулирования. 

    1. Сущность, направления и  методы антимонопольного регулирования
 

     Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер [3, c. 110].

     Цели  и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

    • обеспечение и сохранение конкуренции;
    • контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
    • контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
    • защита интересов потребителя;
    • защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

     Меры  антимонопольного регулирования в  зависимости от складывающейся на рынке  ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства.

     Основные  направления антимонопольного регулирования  определяются антимонопольной политикой  государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

     Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации  и злоупотреблениями монопольным  положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции [1, c. 257-258].

     Методы  антимонопольного регулирования, используемые в различных странах, весьма различны. Применяются они с учетом национальных особенностей и во взаимосвязи с  задачами повышения эффективности  экономики. Применение регулирующих антимонопольных  положений характеризуется избирательностью. Это выражается в том, что антимонопольные  усилия концентрируются на определенном числе приоритетных направлений.

     Антимонопольное регулирование экономики проводится:

     1) Экономическими (нормативно-ориентирующими  и корректирующими) методами. Характерным  признаком данной совокупности  методов является то, что посредством  их государство воздействует  в целом на систему рыночного  хозяйствования и его институты.  Это регулирование основано на  использовании экономических рычагов,  сознательно применяемых государством  для формирования конкурентной  среды. Экономические методы могут  быть прямыми и косвенными. Прямыми  методами претворяется в жизнь  воздействие государства непосредственно  на объект антимонопольного регулирования.  Эти методы носят регулирующий  характер. Они реализуются в форме  государственного воздействия на  процессы формирования конкурентной  среды и контроля над ее  состоянием. Уделяется внимание  методам, позволяющим снизить  барьеры входа на рынок для  новых субъектов. Косвенные методы  основаны на поддержке экономических  процессов, которые опосредствованно  воздействуют на объект антимонопольного  регулирования, но также могут  способствовать развитию конкуренции  и ограничению монополизации  рынков. Они ориентированы на  стимулирующие регуляторы: налоговые,  кредитные, бюджетные, использование  валютного курса, таможенные тарифы  и другие, а также на смещение  приоритетов при проведении структурной  перестройки, промышленной политики  и иных составляющих экономической  политики.

     2) Административными методами. С помощью  них государство осуществляет  регулирующее воздействие на  состояние конкурентной среды  конкретного рынка. Применение  этих методов происходит в  форме контроля над соблюдением  антимонопольного законодательства. К ним относятся:

  • пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции или иных действий, ограничивающих конкуренцию;
  • контроль за сделками, которые могут привести к повышению рыночной концентрации;
  • согласование актов органов исполнительной власти;
  • наложение взысканий.

     Методы  антимонопольного воздействия реализуются  определенным набором мер, с помощью  которых достигаются цели регулирования. Каждый из методов антимонопольного регулирования имеет свою спецификацию доступных мер и механизмов их воздействия на конкурентную среду, а также некоторый порядок  их применения: по отдельности или  в комплексе, опережая формирование конкурентной среды или следуя за ним. Также практика регулирования  постоянно обогащается новыми мерами, которые способствуют преодолению  или ослаблению самых различных  проявлений монопольных явлений.

     При антимонопольном регулировании  структуры рынка используется два  основных инструмента:

     1) контроль над слияниями и поглощениями, который нацелен на предварительное  ограничение концентрации посредством  выборочного запрета на некоторые  виды слияний или связывающих  договоров;

     2)  демонополизация, которая представляет  собой меру, направленную на уменьшение  концентрации рынка в ответ  на антиконкурентное поведение  хозяйствующих субъектов.

     Антимонопольное наблюдение за структурой рынка заключается  в контроле над сделками, ослабляющими независимость конкурирующих субъектов, создающими взаимную зависимость между  продавцами или покупателями или  иными способами, повышающими уровень  рыночной концентрации. К ним обычно относятся слияния, приобретение контрольного пакета акций другого субъекта рынка, перераспределение активов и  совместные предприятия. История показывает, что только Германия и США с  самого начала активно вмешивались  в рыночные структуры, требуя предварительного уведомления о слиянии и запрещая сделки между корпорациями, ведущие  к увеличению концентрации рынка. Остальные  страны не прибегали к контролю над  структурой рынка, исходя из предпосылки, что крупные экономические агенты наиболее конкурентоспособны на международных  рынках. Однако в 80-х годах практически  все они усилили свой надзор и  контроль над рыночными структурами.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РБ