Антимонопольное регулирование в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа

Описание работы

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40

Работа содержит 1 файл

курсавая.(dberesnev)КОНЕЦ.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

        Необходимость антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь  обусловливают:

      1. Высокий уровень концентрации  производства;

      2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

      3. Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.

      Начало  государственной политики в области  антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.

      Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.

      Для ограничения монополистической  деятельности и устранения доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  на местных рынках созданы антимонопольные  структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.

      Образование территориальных органов обусловлено  особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки  грузов. В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.

      Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.

      Главными  задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.

      Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:

      -  выявление природы монополий,  их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

      - отказ от тотального устранения  монопольных структур, дифференцированный  подход к монополистам-национальным  чемпионам, способствующим оздоровлению  экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;

      - не столько реорганизацию функционирующих  монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т.д.

      Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно  охватывает  практически   все  хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.

      Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться  как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.

      Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.

      В последние годы наблюдается тенденция  снижения количества хозяйствующих  субъектов, включенных в госреестр  как занимающих доминирующее положение  на товарных рынках. О чем свидетельствуют  данные таблицы  

      Таблица Количество хозяйственных субъектов, включенных в госреестр  как занимающих доминирующее положение на товарных рынках 

     
       2000г 2001г 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2008г 2009г
Количество  хоз.субъектов,            312 300 265 205 197 190 155 153 155
 

      П р и м е ч а н и е. Источник: Собственная разработка на основе [8,9]

На основе выше сказанного, можно сделать вывод, что государство принимает меры по регулированию монополией. Применительно  к нашей стране  государственная  власть вырабатывает ряд законов, которые  будут направлены на развитие конкурентных отношений и частичному прекращению  монопольной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования

     Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились  и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление  антимонопольного регулирования в  условиях отсутствия рыночных монополий  и конкуренции. Понятие «демонополизация»  в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. И трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической  свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

     Специализированным  органом, обеспечивающим координацию  и контроль за мерами по ограничению  и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства  и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной  политике (ранее - Госкомитета по АМП).

     Особенности антимонопольного регулирования состоят  в том, что 1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии; 2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной  собственности и незначительных размерах частного капитала; 3) ставит задачей не развитие, а становление  конкурентных отношений; 4) формально  заимствует основные подходы американского  и западноевропейского антимонопольных  законодательств.

           На Западе антимонопольное регулирование  было направлено на ослабление  господства монополий, в постсоветской  экономике -на ограничение государственного  влияния  на рынки, ослабление  государственной монополии -монополии  государственной собственности  и власти, и прежде всего в  сфере управления. Но решение  этой проблемы сопровождается  усилением монополизма.

           Цели, основные задачи, принципы  и подходы к демонополизации  нашли отражение в Комплексной  программе демонополизации народного  хозяйства Республики Беларусь  на 1993 г., программах демонополизации  экономики Беларуси на 1996-1997 гг. и  1998-1999 гг. Так, целями объявлены:  изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

       Основным критерием определения  доминирующего положения является  доля хозяйствующего субъекта  на рынке конкретного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством  предпринимательства и инвестиций.

     Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции  производственно-технического назначения ) она составляет: для одного - 30%, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95%; для хозяйствующих субъектов -производителей продукции производственно-технического назначения - соответственно 45, 67, 86 и 100% [17. С. 18].

       На 1 января 1999 г. в Государственный реестр было включено 1739 хозяйствующих субъектов. Их количество - величина переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных рынках.

     Под контролем Министерства находятся  примерно 100 видев товаров (товарных групп), поставляемых на республиканский  и местные рынки. В основном это  товары из потребительской корзины, а также важнейшие виды продукции  производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов  деятельности.

           В 1996-1997 гг. к числу секторов экономики, подлежащих приоритетной демонополизации, относились строительство, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля, в 1998-1999 гг. -                                            агропромышленный комплекс и жилищное строительство [18. С. 15-20].

       Противоречивость современной ситуации  заключается в том, что. с  одной стороны, антимонопольная  политика и проводимая демонополизация  направлены на ограничение монополизма,  с другой стороны, попытки решения  этой проблемы вызывают его  оживление. Традиционные меры  демонополизации экономики не  работают в условиях отечественного  сверхмонополизма. Демонополизация  государственного сектора экономики  происходит не путем осмысленного  реформирования (государственного  регулирования монополии), а за  счет постепенной ликвидации  крупных государственных предприятий  (объединений).

     Примером  этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное  предприятие до 1991 г. производило  кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль»,инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем [19.С.1; 28. С.20].

     Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен  на устранение монополизма на всех  уровнях и прежде всего в сфере  управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно  новую роль государства и его  органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В  третьей статье первого раздела  прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные  лица. Подробный перечень запрещенных  антимонопольным законом актов  и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия  для появления новых предприятий /ст. 7). на практике повсеместно игнорируется .

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РБ