Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 04:52, курсовая работа
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия монополизации рынков и необходимость антимонопольного регулирования………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность, направления и методы антимонопольного регулирования…..10
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь ……………………………………………………….................................26
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39Список использованных источников……………………………………………40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы на антимонопольное регулирование…………………..3
1.1 Последствия
монополизации рынков и
1.2 Сущность,
направления и методы
1.3 Практика антимонопольного регулирования в западных странах……….16
2. Развития антимонополии в Республике Беларусь……………………………22
2.1 Формирование
антимонопольного законодательства
в Республике Беларусь ……………………………………………………….........
2.2 Государственное
регулирование монополистической деятельности
в Республике Беларусь…………………………………………………………
3. Проблемы
и противоречия демонополизации белорусской
экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система
государственного регулирования экономики,
сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для
Цель курсовой работы рассмотреть развитие антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-последствия
монополизации рынков и
-сущность, направления и методы антимонопольного регулирования
-практика антимонопольного регулирования в западных странах
-развития антимонополии в Республике Беларусь
-рассмотреть
проблемы антимонопольного
Объект
исследования является антимонопольная
политика, предметом – влияние антимонопольного
регулирования на эффективность рынков,
в то числе в Республике Беларусь.
При
монополизации рынка
Наличие
монополий в стране не является уникальным
явлением, так как считается, что
образование монополий является
закономерным развитием рынка. Наиболее
крупное количество крупных предприятий
в мире сконцентрировано в США
и в Японии. Ниже приводиться таблица
наличия крупных корпораций в
развитых странах мира, по 2010 году.
Таблицы 1 – Количество крупных промышленных предприятий в развитых странах мира.
Страна | Количество крупных промышленных предприятий |
США | 151 |
Япония | 149 |
Великобритания | 33 |
Германия | 44 |
Франция | 40 |
Южная Корея | 8 |
Италия | 11 |
Примечание –
Источник: [7, c. 37]
Для того чтобы оценить последствия монополизации, рассмотрим как монополизация влияет на эффективность и общественное благосостояние.
1.
Влияние монополии на
2. Неравенство в распределении дохода. В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства, и поэтому получает значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества.
Неравенство
в распределении доходов, способствует
накоплению в монополиях огромных денежных
средств, что впоследствии проявляется
в увеличении активов компаний-монополистов.
В начале XX в. только одна компания обладала
активами свыше 1 млрд. долларов. К настоящему
моменту мы наблюдаем изменение активов
этих предприятий.
Таблица 2 – Количественные характеристики размеров крупных предприятий.
Активы предприятий (млрд. долларов) | Количество предприятий |
до 10 | 98 |
10-20 | 140 |
20-30 | 57 |
30-40 | 26 |
40-50 | 25 |
50-60 | 18 |
60-70 | 9 |
70-80 | 13 |
80-100 | 20 |
100 и более | 89 |
Примечание
– Источник: [7, c.37]
3.
Некоторые особенности в
Однако
следует признать, что издержки могут
быть неодинаковыми для чисто
конкурентного и
1) Эффект масштаба. Допущение, что издержки на единицу продукции у фирм, действующих в условиях чистой конкуренции и чистой монополии, одинаковы, может не иметь силы на практике. При данной технологии производства и, следовательно, издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддерживать большое количество конкурентных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект масштаба. В таких случаях фирма должна быть большой по отношению к рынку, то есть она должна быть монополистической, чтобы эффективно производить (при низких издержках на единицу продукции). Это ситуация естественной монополии.
Большинство экономистов считают, что для естественных монополий или предприятий коммунального обслуживания такая ситуация не является достаточно значимой, чтобы разрушить наши общие выводы относительно ограничительной природы монополии. Факты говорят о том, что крупные корпорации, действующие во многих обрабатывающих отраслях, обладают большей монопольной властью, чем может быть оправдано на том основании, что они просто получают выгоду от эффекта масштаба. Эти предприятия используя эффект масштаба, не снижают цену в соответствии с ним, а просто получают еще большие прибыли.
2) Х-неэффективность. В то время как эффект масштаба может свидетельствовать в защиту монополии лишь в немногих случаях, понятие Х-неэффективности показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям. Что же такое X-неэффективность?
Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек. Почему же имеет место Х-неэффективность, которая ведет к снижению прибыли? Ответ состоит в том, что цели менеджеров, например рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей, могут противоречить задаче минимизации издержек.
Почему монополистические фирмы более чувствительны к Х-неэффективности, чем конкурирующие производители? Фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными. Монополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению Х-неэффективности. Х-неэффективность может составлять 5% или более издержек монополистов
3)
Издержки «погони за прибылью».