Антимонопольная политика зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
    1. Основные  понятия и определения 
 
    1. Монополия: понятие, сущность и виды

     Существуют  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

     Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

     1. С точки зрения рыночной структуры

     2. С точки зрения рыночного поведения

     3. С точки зрения рыночных итогов.

     Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

     Здесь можно привести ещё одно определение  монополии:

     Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы  фирмы и отрасли совпадают.

     Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

     Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

     • монопольно высокими ценами

     • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

     Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – антимонопольной  политики, необходимо описать это понятие более детально.

     Итак, можно привести следующие признаки монополии:

     1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей .

     2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

     3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

     • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

     • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

     • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

     • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

     • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

     4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

     Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

     Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских  прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

     Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком. В такой отрасли  минимальный эффективный масштаб  производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

     Открытая  монополия – это монополия, при  которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Но  такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

     Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

     Так же немаловажным является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт  по одной и той же цене своим покупателям.

     Учёными выделяются несколько последствий  монополизации:

     1. недопроизводство товаров

     2. завышение цен

     3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

     4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. 

     1.2 Необходимость антимонопольного  законодательства.

     Действие  рыночной конкуренции, свободного рынка  неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

     Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

     1.3 Цели антимонопольного законодательства

     Многие  страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных  цен, дефицитности производства, перераспределение  монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:

     1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории Российской  Федерации

     Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

     2. Обеспечение «прозрачности» процессов,  связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.

     3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

     В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

     4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

     5. Активизация работы по профилактике  и пресечению недобросовестной  конкуренции на товарных рынках.

     Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

     6. Упорядочение оказания государственной  помощи.

     7. Создание условий для развития  производительной деятельности  малых предприятий.

     В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

     8. Организация антимонопольного контроля  на финансовом рынке.

     Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения  финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

     9. Организация систематического наблюдения  за основными товарными рынками  федерального и регионального  уровня.

       С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Антимонопольная политика в России 

Информация о работе Антимонопольная политика зарубежом