Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Введение
1. Структура государственных антимонопольных органов
2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Структура
государственных
2. Система государственного
антимонопольного
3. Система государственного
антимонопольного
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Решением Президента
Республики Казахстан в августе
1991 г. был создан Государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению
В 1993 г. Государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению
Во исполнение
Указа Президента Республики Казахстан
от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры
органов государственной власти и управления
и сокращения расходов на их содержание»
на базе упраздненных комитетов по ценовой
и антимонопольной политике образован
Государственный комитет Республики Казахстан
по ценовой и антимонопольной политике
(Постановление Кабинета Министров РК
№ 999 от 6.09.1994 г.)
В 1997 г. - Комитет
был разделен на четыре Департамента:
Департамент антимонопольной
1. СТРУКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
В соответствии
с Указом Президента "О дальнейшем
совершенствовании
- Агентство по
стратегическому планированию
- Комитет по
экономическому планированию Министерства
энергетики, индустрии и торговли Республики
Казахстан;
- Комитет по
регулированию естественных
Указом Президента
на базе Комитета по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции Министерства
энергетики, индустрии и торговли был
создан Комитет Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий
и защите конкуренции.
В соответствии
с Указом Президента "О структуре
Правительства Республики Казахстан"
от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию
естественных монополий и защите конкуренции
преобразован в Агентство Республики
Казахстан по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции, которое
является исполнительным органом, не входящим
в состав Правительства Республики Казахстан.
В соответствии
с Указом Президента Республики от
13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики
Казахстан по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции
и Агентство Республики Казахстан по
поддержке малого бизнеса реорганизованы,
путем их слияния.
В настоящее
время, Агентство Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке
малого бизнеса (Антимонопольное Агентство)
сформировано как центральный исполнительный
орган, не входящий в состав Правительства.
Антимонопольное Агентство - это центральный
орган управления, созданный государством,
с целью проведения государственной политики
по регулированию естественных монополий,
предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, содействию развития товарных
рынков и добросовестной конкуренции
и поддержки малого предпринимательства.
Антимонопольное
Агентство имеет
Агентство является
юридическим лицом, имеет расчетный
счет, фирменные бланки, печать с
изображением Государственного герба
Республики Казахстан и своим
наименованием на казахском и
русском языках.
Территориальные
органы организуют свою деятельность
в пределах полномочий, возложенных на
них Агентством Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке малого
бизнеса, выполняют возложенные на них
определенные функции на территориях
и ему подотчетны. Руководители территориальных
органов назначаются на должность и освобождаются
от должности председателем Агентства.
Агентство вступает
в гражданско-правовые отношения
от собственного имени, кроме того,
имеет право выступать стороной
гражданско-правовых отношений от имени
государства, если оно уполномочено на
это в соответствии с законодательством.
Агентство по вопросам
своей компетенции в
Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
АНТИМОНОПОЛЬНОГО
Ценовая политика
- комплекс мер, принимаемых государством
для обеспечения паритетности интересов
продавцов и покупателей товаров, работ
и услуг на рыночном пространстве. Ценовое
регулирование в Республики прошло несколько
этапов11 Концепция регулирования деятельности
субъектов естественных монополий в Республики
Казахстан: Постановление Правительства
Республики Казахстан от 15 июля 1999 г. №983.
// Электронная база данных "Законодательство"
ВК Регионального центра правовой информации..
До 1992 г. во всех
сферах экономики Казахстана цены на
все виды товаров и услуг регулировались
государством. С 1992 г. регулирование цен
осуществлялось только на продовольственные
товары первой необходимости, продукцию
хозяйствующих субъектов-монополистов.
Регулирование цен на продукцию естественных
монополистов заключалось только в корректировке
тарифов на уровень инфляции.
В 1992-1994 гг. регулирование
цен было ослаблено. К концу 1994 г.
возникли ценовые перекосы, значительно
возросли цены на электроэнергию, природный
газ при сравнительно низком среднем
индексе роста цен в индустрии, легкой
и пищевой промышленности, где уже была
конкуренция. Только остановив рост цен
у предприятий-монополистов, можно было
решать вопрос финансовой стабилизации
экономики Казахстана.
С выходом постановления
Правительства от 19 октября 1994 года
№ 1171 "О регулировании цен на продукцию
хозяйствующих субъектов естественных
монополистов", началась работа по регулированию
цен предприятий - естественных монополистов.
Было запрещено пересматривать цены чаще
одного раза в квартал. Установлен контроль
над уровнем монопольно высокой прибыли.
При предприятиях - естественных монополистах
ликвидированы структуры, дублирующие
основную деятельность.
Эти меры
позволили замедлить темпы
Правовую основу
государственного антимонопольного регулирования
в сфере естественных монополий
составляют: Закон Республики Казахстан
"О естественных монополиях", принятый
во второй половине 1998 года Парламентом
Республики Казахстан. В рамках реализации
этого Закона разработаны ряд нормативных
актов межведомственного характера, прошедших
регистрацию в установленном порядке
в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
В том числе: "Инструкция об особом порядке
формирования затрат, учитываемых при
расчете цен (тарифов) на производство
и предоставление услуг (товаров, работ)
субъектами естественной монополии",
"Правила закупки материальных и финансовых
ресурсов субъектами естественной монополии
на тендерной основе", "Инструкция
о порядке представления, рассмотрения,
утверждения и введения цен (тарифов) на
товары, работы, услуги субъектов естественной
монополии", "Инструкция по применению
экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен", "Правила формирования
и ведения Государственного регистра
субъектов естественной монополии Республики
Казахстан", что существенно позволили
стабилизировать экономику Республики.
Естественная
монополия - состояние рынка услуг
(товаров), при котором создание конкурентных
условий для удовлетворения спроса
на определенный вид услуг невозможно
или экономически нецелесообразно
в силу технологических условий производства
и предоставления данного вида услуг11
О естественных монополий: Закон РК от
9 июля 1998 г. №272-1 ЗРК. // Электронная база
данных «Законодательство» ВК регионального
центра правовой информации..
Правоотношения,
возникающие на рынке услуг субъектов
естественных монополий, регулируются
Законом «О естественных монополиях»
от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого
к сфере естественных монополий в Республике
Казахстан относятся следующие виды деятельности:
- транспортировка
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам;
- транспортировка
газа и газового конденсата
по магистральным и
- передача и
распределение электрической и
тепловой энергии;
- эксплуатация
железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации,
портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций
с использованием сети местных
линий;
- услуги водохозяйственной
и канализационной систем;
- услуги почтовой
связи;
- иные виды, установленные
законодательными актами
В сфере естественной
монополии действует особый субъектный
состав участников правоотношений, который
включает потребителей и субъектов
естественной монополии. К потребителям
относятся физические и юридические
лица, приобретающие товар, производимый
(реализуемый) субъектом естественной
монополии. Субъект естественной монополии
- это юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, занятый производством
товаров, работ и (или) предоставлением
услуг потребителям в условиях естественной
монополии.
Стороны правоотношений
наделены взаимными юридическими правами
и обязанностями, закрепленными в законодательном
порядке. В данном случае, потребитель
услуг наделен правом, покупать услуги
по ценам, установленным Антимонопольным
органом и обязанностью в своевременной
оплате. На субъекта естественной монополии
возлагается юридическая обязанность
по обеспечению качественного всеобщего
обслуживания потребителей услуг, предоставлению
равных условий для всех и право по установлению
обязательных технических требований
для соблюдения потребителями. Правоотношения
в сфере естественных монополий гарантируются
государством в лице Антимонопольного
органа и охраняются в необходимых случаях
принудительной силой. Если нарушается
мера свободы правомочных или обязанных
лиц, вступивших в правоотношения, то применяются
принудительные меры к их обеспечению.