Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 04:48, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения
Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ...........................3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования........5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России...16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в
России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России......27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем..............46
2.3 Заключение.........................49
2.4 Список использованной литературы.............52
Антимонопольная политика и практика зарубежных стран
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
наименование дисциплины
выполнил студент
второго курса
специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
группа ЗБА -11 шифр
План работы
1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ...........................3
1.2 Зарубежный
опыт антимонопольного
1.3 Область
проблем антимонопольного
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в
России
2.1 Цели и методы
антимонопольного
2.2 Тенденции развития
нормативной базы
решении проблем..............46
2.3 Заключение....................
2.4 Список использованной литературы.............52
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия
твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех
экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических
преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы
регулирования государством
монопольных процессов и
нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-
административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-
монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и
недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению
недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как
присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-
административная система по своей сути исключала наличие свободной
конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование
законодательной
базы по поводу регулирования
конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в
данной сфере.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия
экономических решений по разным вопросам.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития
российской экономики,
где степень монополизации
государствах с
исторически сложившимся
экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации
производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной
властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах
экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России»
контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 %
внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное
регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и
организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий
успешного социально-экономического развития России.
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования
в России на основе
сложившейся экономической
нормативных актов,
рассмотрение области проблем
законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем
антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного
законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом
особенностей российской экономики
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
Одной из наиболее
развитых стран в области
экономики является США. Государственное регулирование в этой стране
осуществляется
в отношении отдельной
зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются,
а действующие в них компании пользуются полной либо значительной
независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней
системы организации производства, принятия инвестиционных решений.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику
США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее
благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность
свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном
рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут
заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы
между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем
материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут
заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения,
так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным
регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том,
что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель,
предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и
институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным
нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся
в распоряжении общества
ресурсов максимизировать в
оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом
благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически
независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая
из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем
ее выпуска. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется
на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм
взаимоотношений между ними.
Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном
своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское
законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:
· Закон Шермана (1890 год).
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни
США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме
треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на
ограничение торговли
между штатами или с
законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо
пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между
несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться
правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его
статей квалифицируется как «тяжкое преступление».
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право
привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных
наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения,
причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое
распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный
запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о
децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате
нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в
случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое
превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом
в последнее время
вполне обычной практикой в
· Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона
Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ.
Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение
Информация о работе Антимонопольная политика и практика зарубежных стран