Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты антимонопольной политики и эффективность ее действия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные понятия и виды монополий, выявить их особенности;
- исследовать основные направления антимонопольной политики в современных условиях;
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………...3
1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ………………….5
1.1. Монополия: понятия и виды……………………………………….-
1.2. Особенности монополии в России…………………………….......8
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………10
2.1. Основные направления антимонопольной политики в
современных условиях…………………………………………….-
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных
монополий…………………………………………………………..12
2.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных
монополий…………………………………………………………..15
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ И В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………...20
3.1. Становление антимонопольной политики в России…………….-
3.2. Методы антимонопольной политики в России………………….23
3.3. Антимонопольная политика в развитых странах………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………
1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ………………….5
1.1. Монополия: понятия и виды……………………………………….-
1.2. Особенности монополии в России…………………………….......8
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………10
2.1. Основные направления антимонопольной политики в
современных условиях…………………………………………….-
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных
монополий………………………………………………………
2.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных
монополий………………………………………………………
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ И В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………...20
3.1. Становление антимонопольной политики в России…………….-
3.2. Методы антимонопольной политики в России………………….23
3.3. Антимонопольная политика в развитых странах………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.
Актуальность темы обусловлена тем, что монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
Цель данной курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты антимонопольной политики и эффективность ее действия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные понятия и виды монополий, выявить их особенности;
- исследовать основные направления антимонопольной политики в современных условиях;
- рассмотреть становление антимонопольной политики в России и в развитых странах.
1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
1.1. Монополия: понятия и виды
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий [1, стр.96]. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
с точки зрения рыночной структуры;
с точки зрения рыночного поведения;
с точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают [2, стр.134].
Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
монопольно высокими ценами;
ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета работы – антимонопольной политики, необходимо описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;
производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители);
вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров.
Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производства;
система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;
монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);
при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;
нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом;
сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией [3, стр.68].
Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции) [4, стр.150].
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на «нет» изменениями в технологии.
Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации:
недопроизводство товаров;
завышение цен;
не получение предприятиями-монополистами высокой монопольной прибыли;
х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек [7, стр.563].
1.2. Особенности монополии в России
Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта чаще всего поручалось одному-двум заводам.
В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов[4, стр.112].
Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками [6, стр.213].
Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста, в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль, ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где отсутствовало бы специальное антимонопольное законодательство и не было специального органа власти для надзора за его исполнением.