Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:53, курсовая работа
Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.
Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.
Вывод: антимонопольное законодательство в США, Германии, Франции предполагает четкие процедуры недопущения ограничения конкуренции и отличается высокой степенью ответственности виновных за совершение противоправных действий.
Распад "социалистического лагеря" поставил перед новыми странами одну из необходимых задач: создать свое антимонопольное законодательство, обеспечить его соблюдение с тем, чтобы дать простор для развития конкуренции и ограничения монополизма.
Эти законы по духу и содержанию ближе к законам Европейского Сообщества, чем к соответствующим законодательным актам США, особенно в том, что касается определения отдельных видов запрещенной деловой практики: законы США сформулированы более абстрактно, а конкретные схемы и ситуации закрепляются прецедентным путем.
Закон
"О противодействии
Законы Венгрии и Российской Федерации включают также положения, направленные против "недобросовестной" или "нечестной" конкурентной практики. Закон Польши такого положения не содержит. В законах Польши и Российской Федерации имеются статьи, позволяющие правительственным учреждениям, ведающим вопросами конкуренции, издавать Указы о принудительном разукрупнении монополистических компаний; венгерское законодательство таких положений не содержит.
Развитие
антимонопольного законодательства идет
по пути сближения и унификации как
в отдельных странах, принявших
ту или иную модель, так и путем
стирания различий между моделями.
В мире практически нет государств, сделавших
сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом
развитии, которые бы не имели специального
антимонопольного законодательства, самостоятельных
и независимых органов, обеспечивающих
его соблюдение.
Название и дата принятия. | Основное содержание и направленность. | Институты и методы практической реализации. |
Акт Шермана (1890) | Запрещение любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации или скрытой формы монополизации коммерческой деятельности. | Министерство
юстиции: выдвижение гражданских
и уголовных исков.
ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) | Установление различного уровня цен разным покупателям ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции; запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны бойкотировать продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов в случае, если это ведет к значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов. | Министерство
юстиции: выдвижение гражданских
исков.
ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. |
Акт о ФТК (1914) | Учреждает ФТК;
наделяет ФТК полномочиями по защите
Акта о ФТК и Акта Клейтона;
запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. |
Министерство
юстиции: отсутствие полномочий.
ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. |