Антимонопольная политика зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      В ходе реализации мероприятий по совершенствованию  и развитию нормативной базы рекламного законодательства подготовлены законопроектные  предложения по нормативному закреплению  процедуры применения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в Рамках проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

      В 2001 году шла работа по совершенствованию  законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом "О защите прав потребителей", который в 1999 г. претерпел изменения. Всего велась работа над 25 такими актами, из них 11 подготовлены, по 15 работа продолжается в 2001г., в том числе совместно с Минобразования России - над проектами Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в сфере Дошкольного и общего образования, а также проектами правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных ycлyг и др.

      Формируется также более совершенная нормативная  база стандартизации как важное условие обеспечения прав потребителей на качественные и безопасные товары. Подготовлены предложения к проектам федеральных законов "0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "0 стандартизации", "0 технических мерах в торговле".

      Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Антимонопольная политика зарубежом. 

     Традиционно различают американскую и европейскую  модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

     3.1. Американская модель.

     3.1.1 США

     Основные  органы федерального регулирования  в США: антитрестовский отдел  Министерства юстиции, Федеральная  торговая комиссия.

     В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

     В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством.

     Дело  в том, что указанные законодательные  положения и нормы сформулированы достаточно широко. Конгресс США оставил  за судебной властью право решать, что составляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борьбы» и т. д. Два основных государственных органа - Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства Юстиции — также обладают широкими полномочиями в этой сфере.

     Трансформация средств и методов воплощения антимонопольных мероприятий в экономическую жизнь США связана со следующем рядом вопросов: фиксация цен, слияние фирм и предприятий, ограничения в этой сфере, дискриминация цен. 

3.1.2. Япония

Демонополизация экономики. 

      Для японской  экономики всегда  была  характерна   высокая   степень

монополизации.  В  ней  господствовали  структуры,  имеющие  форму   частных промышленно-торгово-банковских концернов во главе с  холдингами  (дзайбацу).

В 1947 г. девять крупнейших концернов  –  «Мицуи»,  «Мицубиси»,  «Сумитомо», «Ясуда»,  «Ниссан»,  «Асано»,   «Нисикава»,   «Накадзима»   и   «Номура»   – контролировали 32,5% всего акционерного  капитала  Японии,  а  на  долю  544 компаний,  принадлежавшим  первым  четырём  концернам,   приходилось   24,5% выпускаемой в стране  промышленной продукции, 49,7% -  финансовых  операций, 60,8% -  морских  перевозок.  Семейные  конгломераты,  легко  обеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании  зарплаты,  использовавшие внеэкономические  методы   подавления   своих   конкурентов   и   никак   не ограниченные  законодательством,  были  мало  заинтересованы  в техническом

обновлении  аппарата  (за  исключением  военных   мощностей).   Значительный технологический  рост в период их господства исключался.

     Решение о  роспуске  монополий   принималось  оккупационной   властью  в одностороннем порядке  и в  значительной  степени   диктовалось  политическими соображениями.

      К осени 1947 г. Комиссия по  ликвидации холдингов составила  список  83

компаний, из которых 42 (с 26  дочерними  фирмами)  были  распущены.  Активы концернов были оценены по балансовой стоимости в  ценах  1945  г.  (заведомо заниженной) и разделены на партии акций со стандартным номиналом в  50  иен.

С 1947 г. по март 1950 г. их распродали: часть – по  номиналу  в рассрочку

рабочим и служащим компаний, часть –  на аукционах широкой публике (при  этом 76% - по номиналу, остальные – по рыночным  ценам).  К 1949  г.  69%  акций оказалось в личной собственности граждан и это в стране, где, в  отличие  от Соединенных Штатов, у населения никогда не было традиции  вкладывать  личные сбережения в акции.

      Более  трудным  оказалось   разделение   крупнейших   производственных

компаний  –  рыночных  монополистов.  Однако  к  марту  1950  г.

 «   большая хирургическая  операция»   по   разукрупнению   28   японских   монополистов завершилась, были заложены основы конкуренции в экономике.

      Антимонопольный закон 1947  г.,  написанный  группой  специалистов  из

Министерства  юстиции  США,  запрещал  создание  холдингов  и   устанавливал жесткий  контроль  над  слияниями  и  поглощениями  компаний.  Этот   закон, направленный против рыночной дискриминации  и   не  привычный  для  делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки.

      Ликвидация «дзайбацу»  на основе  новых законов (наиболее важный  из них – принятый в 1950 г. антимонопольный), равно как и  последовавший  пересмотр налоговой  системы  в  сторону  ее   смягчения   для   демонополизированного предпринимателя  на  внутреннем  рынке,  ознаменовали  начало   формирования внутриконкурентной  среды  с  равными  правами  и  возможностями  участников «рыночной игры». Началось развитие малого  предпринимательства,  в   котором Япония   добилась   поразительных   результатов.   Этот    процесс    жестко обеспечивался Министерством внешней  торговли  и   промышленности  (МВТП)  и Комиссией по справедливым сделкам. Это не означало, что  был  взят  курс  на полное  размывание  крупных  японских  предприятий,  которые  и  сегодня  по критерию объема созданного  производственного  аппарата  воплощают  основную часть национального богатства.  Сохранялся  принцип  «трехглавости»  прежних «дзайбацу»  –  объединение  в  единую  координационную  структуру  торговли, производства  и  банковской  деятельности.  При   этом   доля   возрожденной «девятки» (речь идет о  компаниях  «Мицубиси  сэдзи»,  «Мицуи  энд  Буссан», «Сумитомо сэдзи», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссо-Иваи»,  «Томен»,  «Канемацу госе» и «Никимен») в объеме промышленного производства  оказалось  сниженной до 25% при явном ее  преобладании  на  внешнем  рынке,  где  они  добиваются монополии, реализуя около 60% внешнеторгового оборота  страны.  Кроме  того, картели  в  Японии  не  запрещались,  однако  их  деятельность   подчинялась общенациональным интересам.

      В общем, речь идет  о   состоявшемся  в  Японии  переходе  на  рыночные

правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке,  одинаковые  для всех ее участников  – правила,  которые,  блокируя

монополистические злоупотребления, одновременно позволяют  добиваться  успеха только при высоком уровне экономической  конкурентоспособности  товара  (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене).  При  этом конкуренция, несмотря на многоярусный субконтрактный принцип ее  организации на мезоуровне, становится и более  жесткой,  и  экономически  гораздо  более эффективной,   нежели   при   применении    обычных    антимонополистических ограничений.

       Антимонопольная политика, как известно, проводится во  всех   развитых

странах мира, причем в некоторых из них – очень давно.  Однако  в Японии  эта политика,  во-первых,  в силу  жесткого административного  обеспечения  правительственными  органами  (Комиссией  по справедливым сделкам, МВТП) более  последовательна  и  широкомасштабна.  Во- вторых,    она    интенсивно    формирует    конкурентную    среду    малого предпринимательства.   В-третьих,   она   глубоко    проникает    в    сферу

непосредственного производства. В японской антимонопольной политике,   таким образом, утвердился принцип общего  контроля  и  регулирования  национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей». 

3.2 Европейская  модель

     Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля над монополиями.

     Нормы о недобросовестной конкуренции  выделены в европейской модели в  самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы. 

     В Германии основным органом, осуществляющим контроль над действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.

     Работу  по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет).

     Национальный  совет потребителей дает консультации по установлению контроля над ценами. Совет по делам конкуренции делает заключения по вопросам правительства, парламентских комиссий и т.д.

     Федеральное управление действует в рамках закона против ограничения конкуренции  и закона о недобросовестной конкуренции  и кроме функции контроля над  предприятиями, имеющими монопольное положение, ведет также контроль над ценами. Организационно Управление связано с федеральным министерством экономики. Окружные суды разрешают судебные дела в области антимонопольного законодательства. В их компетенцию входит рассмотрение жалоб потребителей, конкурентов.

     Совет - правительственный орган, который  подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей.

     Иски  в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Протесты по решениям Совета рассматривает апелляционный суд Парижа. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами.

Информация о работе Антимонопольная политика зарубежом