Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:04, курсовая работа
Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.
Введение………………………………………………………………………….....3
Антимонопольная политика: цели, теоретическое обоснование необходимости, инструменты…………………………………………………..…4
Становление и методы антимонопольной политики в России………...11
Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010г..21
Анализ конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах России………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………….39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………….39
Введение
Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Возрождение
субъектов конкуренции и
По
причине важности этого вопроса
для современной России я выбрала
его темой своей курсовой работы.
В своей работе я отвечу на следующие
вопросы: что такое антимонопольная
политика, каковы ее цели, инструменты,
как она регулируется, какие изменения
произошли и что нас ожидает
в будущем в области
Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей. В своей работе я подробно раскрою индекс Херфиндаля—Хиршмана.
Для раскрытия теоретической части была использована учебная и периодическая литература, а для раскрытия практической части я использовала литературу с современными данными 2008-2009 гг.
С монополизмом, с антиконкурентным поведением необходимо бороться не только по факту таких действий, но уже на уровне согласования и выработки нормативных документов. Каковы перспективы развития антимонопольной политики в будущем? Данный вопрос рассматривается в главе 3.
Чтобы рассмотреть более подробно антимонопольную политику в России, в практической части я сделала анализ состояния конкурентной среды на примере рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах за 2008 год
Ответив
на поставленные мною вопросы, я попытаюсь
максимально подробного осветить процесс
становления антимонопольной политики
в России и объяснить наиболее важные
и эффективные методы, используемые в
этой сфере регулирования экономики.
Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство, устарелость производства, отсутствие сервиса – все это составляющие монопольных злоупотреблений. Монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста в
силу непреодолимости барьеров
на пути в отрасль ничто
не грозит даже в длительном
плане. Самостоятельно рынок
В
экономической литературе второй половины
XX в., посвященной проблемам
Преимущественное
положение в экономической
В
энциклопедическом словаре
А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил основные условия ее функционирования:
А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил.
Таким образом, конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущность которого состоит в борьбе конкурентов за относительные преимущества.
Глобальной
целью государственной
В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду — ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также воздействия государства на развитие и поддержание конкуренции.
В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих. Не случайно в экономической теории Ф. А. Хайека конкуренция рассматривается как процедура открытия.
Э. Чемберлин убедительно доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену.
Конкуренция, включающая разнообразный спектр взаимоотношений субъектов рынка, усиливается в противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов — поставщиков и потребителей продукции. К факторам усиления конкурентного поведения относятся:
Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей:
Я рассмотрю наиболее широко известный индекс Херфиндаля—Хиршмана (HHI), названный так по именам американских экономистов, независимо друг от друга использовавших его в этих целях. Этот индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли:
где S; — доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i = 1, 2,..., п), при этом S1> S2 >...> Sn.
Максимальное значение, которое может принимать HHI, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одним предприятием. В этом случае, как очевидно,
HHI = 1002 = 10000.
Если рынок не монополизирован и число предприятий-продавцов на нем больше единицы, HHI может принимать разные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Рассмотрим две крайние ситуации. Если на долю одного гиганта приходится 90.1% всей продукции отрасли, а доля каждого из 99 остальных предприятий составляет лишь 0.1% общего выпуска, то
HHI = 90.12 + 99 • 0.12 = 8119.
В этом говорят о рынке доминирующего предприятия с конкурентным окружением. Если же рыночные доли всех 100 предприятий равны и каждая составляет 1% общего выпуска, то
HHI = 100 12 =100.
В этом (и подобных ему случаях) можно считать, что строение рынка тяготеет к типу совершенной конкуренции.
HHI является мерой немногочисленности предприятий отрасли, если долю рынка каждого предприятия представить не в процентах, а в долях единицы, то очевидно, что в случае монополии HHI будет равен 1. В случае двух предприятий с равными долями выпуска
HHI = (1/2)2 + (1/2)2=1/2,
в случае трех предприятии также с равными долями выпуска
HHI = (1/3)2 + (1/3)2 + (1/3)2 =1/3
и т. д. В общем случае, если рыночные доли всех п предприятий отрасли равны, q1 - q2 = ...= qn - 1/n , то
Таким образом, с возрастанием числа равновеликих (с точки зрения рыночной доли) предприятий значение HHI устремляется от единицы к нулю. Это делает индекс Херфиндаля—Хиршмана достоверным показателем немногочисленности предприятий-продавцов: чем выше значение HHI, тем немногочисленнее количество субъектов, выступающих на стороне предложения.