Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………
Недостаточно обоснованным представляется запрет на осуществление ликвидационного производства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или обязанных совершать сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом и гарантией Правительства Республики Беларусь по выполнению иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок.
Существование
таких субъектов
В настоящее время в Беларуси насчитывается около 80 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не осуществляют хозяйственной деятельности, но числятся как существующие. Только хозяйственный суд г. Минска рассмотрел в 2004 г. 386 дел об экономической несостоятельности и банкротстве, причем около половины заявлений поступило от налоговых органов с целью списания задолженности по платежам с отсутствующих должников - субъектов предпринимательской деятельности, реально уже не работающих и не имеющих имущества, работников, а зачастую и с исчезнувшими собственниками. Рассмотрение в суде дела одного такого должника обходится государству не менее чем в 100 тыс. руб., вовлекает в процесс антикризисных управляющих, судей, вспомогательный персонал.[46]
Назрела необходимость вывести за рамки дорогостоящих, трудоемких и сложных процедур банкротства разбирательство с отсутствующими должниками. Это позволит разгрузить высококвалифицированных управляющих и судей от технической работы и заняться именно теми предприятиями, у которых еще есть что спасать. Работа с отсутствующими должниками (с преднамеренными банкротствами) ближе, очевидно, к компетенции правоохранительных органов. Данная логика основана на том, что претензии к ним выдвигаются, как правило, налоговыми органами и касаются неуплаты обязательных платежей в бюджет, что относится к категории налоговых преступлений. Если же у таких предприятий имеются кредиторы, которые годами не занимаются истребованием задолженности, то очевидно, что они фактически уже отказались от этих денег.
Большое значение в обеспечении функционирования института банкротства имеет совершенствование методологии диагностики экономической несостоятельности и экономического анализа при осуществлении его процедур.
В Беларуси используется методика, основанная на анализе ограниченного количества показателей платежеспособности, основными из которых являются: коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и обеспеченность финансовых обязательств активами, характеризующая способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. К достоинствам этого подхода относятся простота расчетов и наличие достаточной информационной базы. Среди слабых сторон - ограниченность возможностей по сопоставлению результатов деятельности предприятий.
Представляется, что для мониторинга текущей ситуации и информирования органов управления о неблагоприятной ситуации на предприятии вполне достаточно использования показателей текущей ликвидности и обеспеченности финансовых обязательств активами. Необходимо, однако, осуществлять дальнейшую дифференциацию нормативных значений показателей по отраслям и подотраслям экономики, основывающуюся на фактическом положении дел, чтобы выявить те предприятия, которые действительно имеют худшее в отрасли положение в области обеспеченности оборотными средствами.
Целесообразно было бы также дифференцировать по территориальному признаку показатель обеспеченности финансовых обязательств активами. Большую долю в активах многих предприятий имеют здания и сооружения, рыночная стоимость которых значительно различается в зависимости от места нахождения предприятия. В связи с этим значение данного показателя для различных территориальных единиц можно коррелировать на поправочный коэффициент, который будет больше для г.Минска и областных центров и меньше для остальных регионов.
Более подробный анализ ситуации на конкретном несостоятельном предприятии должен быть направлен не только на установление самого факта несоответствия определенных показателей нормативным значениям, но и на выявление причин банкротства. Для этого необходимо рассмотреть внешние (макроэкономические, отраслевые, региональные) и внутренние (производственные, экономические, организационные) условия деятельности субъекта предпринимательской деятельности, показатели деловой активности и динамику развития ситуации за период не менее трех лет. В результате может быть получен вывод о преимущественно объективных или субъективных причинах банкротства, о возможности привлечения определенного круга лиц к субсидиарной ответственности, правильно найден путь выхода из сложившегося положения. Требование о проведении такого исследования и примерные его направления целесообразно было бы включить в Инструкцию по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.
Опыт проведения анализа финансового состояния предприятий, находящихся в процедурах банкротства, позволяет предложить следующую примерную систему направлений и показателей, позволяющих достичь этих целей:
1) анализ динамики изменения показателей финансового состояния предприятия, цель которого - определить тенденции в области ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости(показатели текущей, быстрой и абсолютной ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, покрытия запасов, доли собственных оборотных средств в покрытии запасов, финансовой независимости, соотношения привлеченных и собственных средств):
2) оценка угрозы банкротства, позволяющая выявить тенденции изменения возможности предприятия рассчитаться по своим обязательствам путем реализации активов (показатель обеспеченности финансовых обязательств активами). По результатам этого анализа оценивается также наличие обстоятельств, влекущих за собой обязанность должника подать заявление о своем банкротстве в хозяйственный суд;
3) анализ динамики и структуры баланса, который помогает выявить причины неплатежеспособности и снижения уровня финансовой устойчивости предприятия (вертикальный и горизонтальный анализ агрегированного баланса);
4)
сопоставление показателей
5) выявление признаков ложного банкротства, которое дает возможность определить наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату его обращения в суд с заявлением о признании себя банкротом (показатель обеспеченности краткосрочных платежных обязательств оборотными активами);
6)
выявление признаков
7) анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий совершения сделок, который проводится в случае установления существенного ухудшения показателей обеспеченности обязательств активами и позволяет выявить наличие признаков преднамеренного банкротства (изучаются контрагенты предприятия и сделки с ними; источники формирования прибыли и убытков; сделки, влекущие за собой выбытие имущества, наличие и адекватность поступающих в результате средств; работа с дебиторами; другие хозяйственные операции и их соответствие законодательству; действия собственников, органов управления и должностных лиц предприятия);
8) оценка мер по восстановлению платежеспособности помогает оценить возможности осуществления финансового оздоровления предприятия и выбрать наиболее эффективные из них (увеличение выручки; снижение затрат на производство и реализацию продукции; реструктуризация производства; привлечение средств существующих или потенциальных собственников; реализация неиспользуемого имущества; получение финансовой помощи; реструктуризация задолженности путем списания, отсрочки или рассрочки выплаты долгов; уменьшение суммы обязательных платежей за счет сокращения базы для налогообложения; реорганизация юридического лица; продажа предприятия как единого имущественного комплекса);
9)
оценка перспектив и
Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, действующая с 4 июня 2004 г., практически не затронув систему используемых показателей, смягчила критерии определения неудовлетворительной структуры баланса и сузила тем самым круг организаций, формально приближающихся к банкротству. Очевидно, что это является отражением сложившейся в экономике ситуации и не приведет к каким-то изменениям в деятельности предприятий в действительности. В конце концов, неплатежеспособность - это только внешний признак банкротства. Однако трудно согласиться с критерием отнесения организации к тем, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер. Увязывание критериев неплатежеспособности и неоплатности для определения устойчивого характера неплатежеспособности представляется логически неоправданным. В результате из группы устойчиво неплатежеспособных организаций выбывает большое количество тех, которые имеют «дутые» активы (оцененные не по рыночной стоимости, а путем многочисленных переоценок, проводимых чаше всего индексным методом), но реальные обязательства. Такой подход искажает истинную ситуацию, сложившуюся в экономике.
Необходимо также уточнить подходы к критерию определения признаков ложного банкротства. Вывод об этом делается, если величина обеспеченности краткосрочных платежных обязательств должника оборотными активами равна или больше единицы. Представляется нецелесообразным жестко использовать этот критерий, ведь значительная часть оборотных активов (например запасы) не может быть продана по учетной цене, не вся дебиторская задолженность является ликвидной, в то время как обязательства, как правило, надо оплачивать, причем деньгами. Более правильным было бы изучение тенденции помесячного изменения обеспеченности краткосрочных платежных обязательств должника оборотными активами, увязывание ее со структурой активов и осуществление выводов именно на этой основе.
Ключевым фактором, обусловливающим возможность и направления проведения финансового оздоровления любого конкретного предприятия, находящегося в кризисе, является деятельность управляющего им лица. Условия и возможности его работы определяются государством и поэтому должны рассматриваться как неотъемлемая часть системы государственного регулирования банкротства.
Используемые в разных странах подходы к организации управления предприятием при осуществлении процедур, банкротства предусматривают два основных варианта действий. Один из них дает возможность разработать программу выхода из кризиса и продолжить управление предприятием прежней команде менеджеров, а другой основан на отстранении существующего руководства и привлечении к управлению предприятием профессионального антикризисного управляющего. В нашей стране в условиях еще не сложившейся системы корпоративного управления, явной нехватки профессиональных управленцев директорами предприятий иногда становятся «случайные» люди. Представляется, что в такой ситуации при осуществлении процедур банкротства должен быть сохранен подход, основанный на использовании внешних антикризисных управляющих.
В общественном мнении республики по ряду объективных и субъективных причин сложилось представление о банкротстве как о катастрофе, приводящей к ликвидации предприятий и всегда только к негативным социально-экономическим последствиям. Однако это далеко не всегда так, и при соответствующих подходах государства отрицательные последствия использования этого необходимого общественного института могут быть минимизированы.
Элементом политики государственного антикризисного регулирования является просвещение населения, обучение действующих и будущих руководителей и специалистов антикризисному менеджменту. В качестве одного из направлений такой работы предлагается введение специального курса «Антикризисный менеджмент» в программу обучения студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и финансовым специальностям. Это позволит сформировать у них необходимые профессиональные знания и расчетно-аналитические умения по распознаванию и предотвращению кризисов в социально-экономических системах, а также по преодолению их последствий.
Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика