Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………

Работа содержит 20 файлов

1-глава.doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

2-глава.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
    1. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

         ПРЕДПРИЯТИЯ

 
 

2.1 Внутренние  и внешние механизмы финансовой  стабилизации 
 
 

     В настоящее время в Беларуси особое внимание уделяется вопросам стабильности работы предприятий, получению положительных финансовых результатов, недопущению их банкротства, что требует соответствующих действий со стороны государства, собственников и органов управления субъектов предпринимательской деятельности. Финансовое оздоровление предприятий может реализовываться с использованием мер, принимаемых на различных уровнях. На макроуровне государство осуществляет антикризисное регулирование, на микроуровне ситуация банкротства должна предотвращаться и преодолеваться с помощью антикризисного финансового управления непосредственно субъектами предпринимательской деятельности.

     Основная  роль в системе антикризисного финансового  управления отводится широкому использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.[27, с.65] Исходя из вышесказанного, механизмы финансовой стабилизации можно разделить на внутренние и внешние.

       Антикризисное финансовое управление  может иметь место на двух  стадиях:

  1. Стадия, предшествующая проведению банкротства;
  2. Стадия проведения банкротства.

     Механизмы финансовой стабилизации, применяемые  на первой стадии, относятся соответственно к внутренним механизмам, на второй – к внешним. Первая стадия, или стадия, предшествующая проведению процедуры банкротства, носит название досудебной санации. В настоящее время именно этой стадии необходимо уделить внимание финансовым менеджерам при разработке программы финансового оздоровления предприятия.

     К сожалению, в силу неразвитости института  банкротства в Беларуси, у нас  не существует четко определенного  механизма вывода предприятия из кризиса, поэтому необходимо всесторонне  изучить западный опыт с целью адаптации к белорусским условиям.

     В развитых рыночных странах финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

     1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался  масштаб кризисного состояния предприятия (легкий или тяжелый кризис), наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

     2. Восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия  может быть устранена в течение  относительно короткого периода  времени за счет осуществления  ряда аварийных финансовых мероприятий,  причины, генерирующие неплатежеспособность могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.

      3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном снижении угрозы банкротства в предстоящем периоде.[20, с.7]

     Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия  соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (приложение Ж).

     В практике финансового менеджмента  вышеперечисленные механизмы финансовой стабилизации подразделяются иногда на "защитные" и "наступательные". Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе "отсечение лишнего", представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких либо наступательных управленческих решений. Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в целом представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития. Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, подчиненную цели ускорения всего экономического роста предприятия.[4, с. 87]

     В существующей экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо в первую очередь обратить пристальное внимание на  оперативный механизм финансовой стабилизации, так как основной целью антикризисного управления является вывод предприятия из кризисной ситуации за максимально короткий промежуток времени. Антикризисный менеджмент проявляется в ходе реализации стратегического плана развития предприятия и носит характер оперативного «хирургического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия.

     Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип "отсечения лишнего", лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочного перевода в денежную форму).

     Уменьшение  текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия  можно достигнуть за счет следующих основных мероприятий:

     1) сокращения суммы постоянных  издержек (включая сокращение управленческого персонала, расходов на текущий ремонт и т.п.);

     2) сокращения уровня переменных  издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; снижение объема производства не пользующейся спросом продукции, с соответствующим сокращением необходимого объема финансовых ресурсов и т.п.);

     3) продления сроков кредиторской  задолженности по товарным операциям  (получаемому коммерческому кредиту);

     4) пролонгации краткосрочных банковских  кредитов.

     Увеличение  суммы денежных активов в текущем  периоде достигается за счет следующих  основных мероприятий;

     1) ликвидации портфеля краткосрочных  финансовых вложений;

     2) реализации отдельных высоколиквидных денежных и фондовых инструментов портфеля долгосрочных финансовых вложений;

     3) рефинансирования дебиторской задолженности (с использованием всех форм этого рефинансирования) с целью уменьшения общего ее размера;

     4) ускорения оборота дебиторской задолженности, особенно по товарным операциям за счет сокращения сроков предоставляемого коммерческого и потребительского кредита;

     5) нормализации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей;

     6) сокращения размера страховых и сезонных запасов товарно-материальных ценностей и других.[8, с.220]

     Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют  о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

     Если  использование внутренних механизмов финансовой стабилизации не достигло своих целей или если по результатам диагностики был сделан вывод о бесперспективности попытки выхода из кризисного состояния за счет мобилизации только внутренних резервов, предприятие имеет возможность прибегнуть к внешней помощи, которая принимает форму его санации.

     Внешнее управление на стадии досудебной санации  существенно отличается от внешнего управления в процессe банкротства. В последнем случае его процедура строго регламентируется нормами закона о банкротстве. Внешнее управление на стадии, предшествующей процедуре банкротства, нормами права не регулируется и может осуществляться по регламенту, установленному акционерами. В частности, в качестве внешнего управляющего может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.

     При внешнем управлении на этой стадии у руководства фирмы остается еще достаточно широкий выбор  самостоятельных действий, в частности, возможности выпуска дополнительных акций или слияния с заинтересованными фирмами и пр.

     Однако  эффективность мероприятий, проводимых на описанной стадии, часто бывает недостаточной, и предприятие, как правило, вынуждено подвергаться более масштабным санационным преобразованиям. Они определяются как вторая стадия - стадия проведения банкротства. Именно эта стадия занимает все больший удельный вес среди предприятий, осуществляющих антикризисное управление. В настоящее время количество дел о банкротстве в Республике Беларусь значительно возросло в связи с введением Закона об экономической несостоятельности (банкротстве) с 1 января 2001 года и Указа Президента «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

     Основные  задачи проведения процедуры банкротства  состоят:

     - в возврате долга кредиторам;

     - в реабилитации должника (после санации долгов он должен получить возможность продолжать свой бизнес). [15]

     В соответствии с этими задачами необходимо строить антикризисное финансовое управление.

     Стадия  проведения процедуры банкротства  состоит из трех периодов: наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждое из этих периодов, не совпадают.

     Период  наблюдения – это период, в течение  которого суд peшает, назначать внешнее управление или конкурсное. Поскольку такое решение может затянуться на весьма длительный срок, возникает необходимость в течение этого времени установить надзор за руководством обанкротившегося предприятия, чтобы оно не предприняло каких-либо мер, ущемляющих интересы кредиторов, в частности, перевод имущества предприятия в другие структуры. Таким образом, целью процедуры наблюдения является поставить заслон незаконным действиям руководства фирмы-должника, сохранив максимум ее имущества.

     Процедура наблюдения вводится хозяйственным  судом в течение недели после принятия заявления кредиторов и длится до трех месяцев. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководства должника и иных органов управления, но несколько ограничивает деятельность администрации и права акционеров.

     В период наблюдения временный управляющий изучает и выявляет состояние активов должника, наличие и характер дебиторской задолженности, перспективность деятельности предприятия-должника, размер требований кредиторов, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и приходит к выводу о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, подсказывает пути, которые могут привести к достижению цели. На первом собрании временный управляющий информирует кредиторов о возможных мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, а также о суммах, которые кредиторы в итоге смогут получить. Собрание кредиторов принимает решение о внешнем управлении, конкурсном производстве пли мировом соглашении. По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

     Период  внешнего наблюдения заканчивается  с установлением судом дальнейшей процедуры банкротства. Это может быть или внешнее управление, или конкурсное производство. Обычно положение предприятия бывает настолько тяжелым, что акционеры и суд выбирают сразу санацию производства через конкурсное производство.

3-глава.doc

— 206.50 Кб (Открыть, Скачать)

ABSTRACT.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИСТОЧНИКИ.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРЕЗЕНТАЦ_Я.doc

— 133.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_А.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Г.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Д.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Е.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Ж.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_З.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_И.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ1.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

титул_лист.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика