Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………
2.1 Внутренние
и внешние механизмы
В настоящее время в Беларуси особое внимание уделяется вопросам стабильности работы предприятий, получению положительных финансовых результатов, недопущению их банкротства, что требует соответствующих действий со стороны государства, собственников и органов управления субъектов предпринимательской деятельности. Финансовое оздоровление предприятий может реализовываться с использованием мер, принимаемых на различных уровнях. На макроуровне государство осуществляет антикризисное регулирование, на микроуровне ситуация банкротства должна предотвращаться и преодолеваться с помощью антикризисного финансового управления непосредственно субъектами предпринимательской деятельности.
Основная роль в системе антикризисного финансового управления отводится широкому использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.[27, с.65] Исходя из вышесказанного, механизмы финансовой стабилизации можно разделить на внутренние и внешние.
Антикризисное финансовое
Механизмы финансовой стабилизации, применяемые на первой стадии, относятся соответственно к внутренним механизмам, на второй – к внешним. Первая стадия, или стадия, предшествующая проведению процедуры банкротства, носит название досудебной санации. В настоящее время именно этой стадии необходимо уделить внимание финансовым менеджерам при разработке программы финансового оздоровления предприятия.
К сожалению, в силу неразвитости института банкротства в Беларуси, у нас не существует четко определенного механизма вывода предприятия из кризиса, поэтому необходимо всесторонне изучить западный опыт с целью адаптации к белорусским условиям.
В развитых рыночных странах финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:
1.
Устранение
2.
Восстановление финансовой
3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном снижении угрозы банкротства в предстоящем периоде.[20, с.7]
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (приложение Ж).
В
практике финансового менеджмента
вышеперечисленные механизмы
В существующей экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо в первую очередь обратить пристальное внимание на оперативный механизм финансовой стабилизации, так как основной целью антикризисного управления является вывод предприятия из кризисной ситуации за максимально короткий промежуток времени. Антикризисный менеджмент проявляется в ходе реализации стратегического плана развития предприятия и носит характер оперативного «хирургического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия.
Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип "отсечения лишнего", лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочного перевода в денежную форму).
Уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия можно достигнуть за счет следующих основных мероприятий:
1)
сокращения суммы постоянных
издержек (включая сокращение
2)
сокращения уровня переменных
издержек (включая сокращение
3)
продления сроков кредиторской
задолженности по товарным
4)
пролонгации краткосрочных
Увеличение суммы денежных активов в текущем периоде достигается за счет следующих основных мероприятий;
1)
ликвидации портфеля
2) реализации отдельных высоколиквидных денежных и фондовых инструментов портфеля долгосрочных финансовых вложений;
3) рефинансирования дебиторской задолженности (с использованием всех форм этого рефинансирования) с целью уменьшения общего ее размера;
4) ускорения оборота дебиторской задолженности, особенно по товарным операциям за счет сокращения сроков предоставляемого коммерческого и потребительского кредита;
5) нормализации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей;
6) сокращения размера страховых и сезонных запасов товарно-материальных ценностей и других.[8, с.220]
Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.
Если использование внутренних механизмов финансовой стабилизации не достигло своих целей или если по результатам диагностики был сделан вывод о бесперспективности попытки выхода из кризисного состояния за счет мобилизации только внутренних резервов, предприятие имеет возможность прибегнуть к внешней помощи, которая принимает форму его санации.
Внешнее управление на стадии досудебной санации существенно отличается от внешнего управления в процессe банкротства. В последнем случае его процедура строго регламентируется нормами закона о банкротстве. Внешнее управление на стадии, предшествующей процедуре банкротства, нормами права не регулируется и может осуществляться по регламенту, установленному акционерами. В частности, в качестве внешнего управляющего может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.
При внешнем управлении на этой стадии у руководства фирмы остается еще достаточно широкий выбор самостоятельных действий, в частности, возможности выпуска дополнительных акций или слияния с заинтересованными фирмами и пр.
Однако эффективность мероприятий, проводимых на описанной стадии, часто бывает недостаточной, и предприятие, как правило, вынуждено подвергаться более масштабным санационным преобразованиям. Они определяются как вторая стадия - стадия проведения банкротства. Именно эта стадия занимает все больший удельный вес среди предприятий, осуществляющих антикризисное управление. В настоящее время количество дел о банкротстве в Республике Беларусь значительно возросло в связи с введением Закона об экономической несостоятельности (банкротстве) с 1 января 2001 года и Указа Президента «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».
Основные задачи проведения процедуры банкротства состоят:
- в возврате долга кредиторам;
- в реабилитации должника (после санации долгов он должен получить возможность продолжать свой бизнес). [15]
В
соответствии с этими задачами необходимо
строить антикризисное
Стадия проведения процедуры банкротства состоит из трех периодов: наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждое из этих периодов, не совпадают.
Период наблюдения – это период, в течение которого суд peшает, назначать внешнее управление или конкурсное. Поскольку такое решение может затянуться на весьма длительный срок, возникает необходимость в течение этого времени установить надзор за руководством обанкротившегося предприятия, чтобы оно не предприняло каких-либо мер, ущемляющих интересы кредиторов, в частности, перевод имущества предприятия в другие структуры. Таким образом, целью процедуры наблюдения является поставить заслон незаконным действиям руководства фирмы-должника, сохранив максимум ее имущества.
Процедура наблюдения вводится хозяйственным судом в течение недели после принятия заявления кредиторов и длится до трех месяцев. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководства должника и иных органов управления, но несколько ограничивает деятельность администрации и права акционеров.
В период наблюдения временный управляющий изучает и выявляет состояние активов должника, наличие и характер дебиторской задолженности, перспективность деятельности предприятия-должника, размер требований кредиторов, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и приходит к выводу о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, подсказывает пути, которые могут привести к достижению цели. На первом собрании временный управляющий информирует кредиторов о возможных мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, а также о суммах, которые кредиторы в итоге смогут получить. Собрание кредиторов принимает решение о внешнем управлении, конкурсном производстве пли мировом соглашении. По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
Период внешнего наблюдения заканчивается с установлением судом дальнейшей процедуры банкротства. Это может быть или внешнее управление, или конкурсное производство. Обычно положение предприятия бывает настолько тяжелым, что акционеры и суд выбирают сразу санацию производства через конкурсное производство.
Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика