Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………
Примечание. Источник: [49]
Следующим
этапом программы финансового
Таким образом, на основании программы финансового оздоровления видно, что в течение одного года с начала осуществления реструктуризации финансово-хозяйственной деятельности предприятие может выйти на рентабельную работу и начать получать прибыль. Данный результат позволит в долгосрочном периоде улучшить структуру баланса предприятия и выйти на иной качественный уровень работы. Улучшение финансовых показателей произойдет за счет грамотных антикризисных мероприятий финансовых менеджеров ООО «Полиграф», которые основываются на теоретических разработках, изложенных выше.
3.3 Совершенствование
системы государственного
В предыдущей главе были рассмотрены механизмы внутренней стабилизации деятельности предприятия, т.е. механизмы, с помощью которых субъект хозяйствования может самостоятельно преодолеть кризисные явления. Очевидно, что возможность использования таких механизмов на микроуровне должно происходить под контролем государства и с его помощью, так как именно прерогативой государства является контроль за экономическим состоянием предприятий и финансовое оздоровление экономики в целом. Многим предприятиям различных организационно-правовых форм в Беларуси необходимо создание особого режима хозяйствования для предотвращения их банкротства и вывода из сложившейся кризисной ситуации. За 2004 год количество убыточных предприятий сократилось на 42% до 2261 субъекта хозяйствования на 1 января 2005 года, что составляет 20,9% от количества предприятий Республики Беларусь, и немаловажная роль в таком сокращении принадлежит именно государственному антикризисному регулированию.[26, с.2] Эту динамику можно увидеть в приложении И.
Антикризисное регулирование включает в себя меры правового, экономического, административного и иного воздействия на социально-экономическое развитие страны; осуществление соответствующей фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, научно-технической, амортизационной, социальной, внешнеэкономической политики. На практике антикризисное воздействие государства реализуется в рамках, предусмотренных соответствующими программными документами и другими нормативными правовыми актами. В Беларуси в последнее время были приняты такие документы антикризисного характера, как Программа преодоления кризиса неплатежей, Программа финансового оздоровления реального сектора экономики, Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Эти и ряд других документов носят общеэкономический характер, нацелены на улучшение условий функционирования предприятий.[42, с.8]
Реализация политики государственного антикризисного регулирования в последние годы значительно улучшает экономическое состояние предприятий. Это четко прослеживается даже на примере 2004 года. В результате мер банковской и бюджетной поддержки субъектам хозяйствования было выделено на финансирование текущей хозяйственной деятельности и покрытие убытков свыше 15 трлн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Увеличение денежных средств на счетах предприятий при снижении просроченной кредиторской задолженности несколько повысило их платежеспособность. Уровень текущей платежеспособности в целом по экономике на 01.11.2004 составил 46% против 23,5% на 01.01.2004, что обусловлено увеличением реальных объемов выручки и прибыли от реализации, сокращением количества убыточных предприятий и повышением эффективности производства.[46] Однако при всех положительных тенденциях в экономике существующая система антикризисного государственного регулирования требует улучшения.
Одним из важнейших элементов системы государственного антикризисного регулирования является институт банкротства, использующий свои специфические подходы и инструменты. В Беларуси акцент делается на санации, оздоровлении субъектов предпринимательской деятельности, а действующая в настоящее время система банкротства может быть охарактеризована как продолжниковская, направленная на досудебное оздоровление предприятий, недопущение их ликвидации.
На основе анализа возникновения и развития института банкротства, специфики трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие основные направления совершенствования системы государственного регулирования банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятий на макроуровне при осуществлении его процедур:
-
создание экономических
-
правовое регулирование
- совершенствование методологии диагностики экономической несостоятельности и экономического анализа при осуществлении процедур банкротства;
-
организация деятельности
- социальная защита работников несостоятельных предприятий и граждан, проживающих в месте расположения градообразующих предприятий-банкротов.
Экономические условия для проведения санации должны стимулировать осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности предприятий в противовес более простой и легкой процедуре их ликвидации.
Восстановление платежеспособности может быть достигнуто проведением работы по двум основным направлениям: увеличению оборотных активов при постоянной величине обязательств организации и уменьшению величины краткосрочных обязательств при неизменных размерах оборотных активов. Исходя из этого и следует рассматривать конкретные способы финансового оздоровления предприятий, возможности создания государством соответствующих условий для их реализации при осуществлении процедур банкротства.
Основными источниками прироста оборотных активов являются: прибыль; наращивание уставного фонда; средства, полученные в качестве финансовой помощи или целевого финансирования. Увеличение оборотных активов может быть также достигнуто в результате реализации части внеоборотных. Самый радикальный способ уменьшения величины краткосрочных обязательств - реструктуризация кредиторской задолженности путем списания, отсрочки или рассрочки выплаты суммы долгов; уменьшения суммы обязательных платежей в бюджет. Урегулирование отношений с кредиторами можно также осуществить путем исполнения обязательств предприятия-должника третьими лицами, его реорганизации посредством присоединения (слияния) к другой организации и продажи как единого имущественного комплекса.
Возможность использования практически всех этих направлений финансового оздоровления оговорена действующим законодательством и относится в большей степени к сфере ответственности управляющих предприятием лиц. Каким же образом государство может стимулировать проведение санации?
Сложившаяся в экономике Беларуси ситуация требует определения специфических экономических подходов к несостоятельным предприятиям, установления таких преференций, которые могли бы позволить максимально облегчить их финансовое оздоровление.
В условиях действующей национальной системы банкротства, нацеленной на досудебное оздоровление предприятий и предусматривающей для этого соответствующие правовые, административные и экономические механизмы, а также возможность продолжения реабилитации предприятий в защитном периоде, до конкурсного производства будут доходить те из них, в отношении которых данные меры окажутся недостаточными. И если в таких условиях все же принимается решение о санации, а не о ликвидации субъекта хозяйствования, то необходимо использовать особые меры, способствующие его финансовому оздоровлению.
Очень большое значение в данном случае имело бы приостановление удовлетворения требований по обязательным платежам, возникающим в течение срока проведения процедуры санации, что позволило бы создать значительные возможности для восстановления и развития деятельности предприятия. Здесь речь идет не только о налогах, но и об обязательных страховых взносах и других платежах в Фонд социальной защиты населения и государственные внебюджетные фонды. Целесообразно предусмотреть также рассрочку выплаты начисленных в период санации обязательных платежей на срок до 5 лет после завершения ее осуществления. Отсутствие такой льготы, по мнению антикризисных управляющих и других специалистов по банкротству, является одним из основных препятствий проведению финансового оздоровления предприятий Беларуси.
Введенное Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» ограничение суммой задолженности размера штрафа, налагаемого за неуплату или несвоевременную уплату налогов и иных обязательных платежей в бюджет, Фонд социальной защиты населения и государственные внебюджетные фонды в период принятия мер по предупреждению банкротства, целесообразно распространить не только на государственные (с долей государственной собственности), градообразующие и приравненные к ним организации, но и на все предприятия.
Указом
предусмотрена возможность
Одним из основных направлений совершенствования системы государственного антикризисного регулирования является улучшение правового обеспечения функционирования института банкротства, которое создает и поддерживает правила игры, способы действий, определяет меры принуждения к их реализации.
В настоящее время в Беларуси действуют два основных документа о банкротстве: Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указ. Очевидно, что необходимо принять новую редакцию Закона с учетом положений Указа, практики их применения и мнений специалистов по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Представляется целесообразным сохранить сложившуюся систему процедур, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности: досудебное оздоровление, защитный период, конкурсное производство с санацией или ликвидацией и мировое соглашение.
В то же время ряд понятий и норм, используемых в этих процедурах, требуют уточнения, и прежде всего - понятия экономической несостоятельности и банкротства. Действующие в настоящее время определения смешивают правовые и экономические термины, устанавливают различия по сугубо формальным признакам. Более правильным представляется использование следующих:
экономическая несостоятельность - это наступившая или могущая наступить устойчивая неспособность должника исполнить в установленный срок свои обязательства перед кредиторами, работниками, финансово-кредитными организациями и по обязательным платежам;
банкротство - это признанная судом экономическая несостоятельность, влекущая за собой установление особого правового и экономического статуса должника, проведение мероприятий по реструктуризации долгов, финансовому оздоровлению или ликвидации его предприятия. При этом под устойчивой следует понимать неплатежеспособность, длящуюся непрерывно в течение не менее 12 месяцев.
В целях соблюдения экономической и правовой справедливости представляется необходимым установление единого минимального размера задолженности, служащей основанием для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным в сумме, эквивалентной 3-5 тыс. долл. США.
Принятый в настоящее время подход, предусматривающий наличие минимальной суммы долга для градообразующих или приравненных к ним. государственных или с долей государственной собственности в уставном фонде организаций, а также для лиц, имеющих государственные и международные заказы, в размере 2500 базовых величин (около 22000 долл. США), а для других должников - 100 базовых величин (около 880 долл. США), не может считаться обоснованным.[39] В Беларуси довольно много среди государственных (с долей государственной собственности) мелких, неконкурентных и нежизнеспособных предприятий, а среди частных -крупных, динамично развивающихся. Таким образом, установление единой, вне зависимости от вида организации-должника, минимальной суммы задолженности, достаточной для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным, было бы справедливым как с точки зрения кредиторов, так и с точки зрения должников.
Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика