Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………

Работа содержит 20 файлов

1-глава.doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

2-глава.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

3-глава.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [49]

     Следующим этапом программы финансового оздоровления анализируемого предприятия будет восстановление финансовой устойчивости. Автор хотел бы отметить, что реализация данной цели частично обеспечивается в процессе первого этапа финансового оздоровления. Данная цель достигается, если уровень генерирования собственных финансовых ресурсов будет выше уровня потребления финансовых ресурсов. Проведение оперативной реструктуризации деятельности ООО «Полиграф» показало получение прибыли в конце прогнозного периода, что, в свою очередь, позволяет начать процесс оптимизации структуры капитала. На данном этапе антикризисного управления ООО «Полиграф» необходимо закрепить полученные результаты путем производства конкурентоспособной продукции, ориентации на дальнейший рост чистого дохода за счет эффективной ценовой политики, применения гибкой системы скидок и методов продвижения продукции на рынок.

     Таким образом, на основании программы финансового оздоровления видно, что в течение одного года с начала осуществления реструктуризации финансово-хозяйственной деятельности предприятие может выйти на рентабельную работу и начать получать прибыль. Данный результат позволит в долгосрочном периоде улучшить структуру баланса предприятия и выйти на иной качественный уровень работы. Улучшение финансовых показателей произойдет за счет грамотных антикризисных мероприятий финансовых менеджеров ООО «Полиграф», которые основываются на теоретических разработках, изложенных выше.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Совершенствование  системы государственного регулирования банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятий в Республике Беларусь. 
 
 

     В предыдущей главе были рассмотрены  механизмы внутренней стабилизации деятельности предприятия, т.е. механизмы, с помощью которых субъект хозяйствования может самостоятельно преодолеть кризисные явления. Очевидно, что возможность использования таких механизмов на микроуровне должно происходить под контролем государства и с его помощью, так как именно прерогативой государства является контроль за экономическим состоянием предприятий и финансовое оздоровление экономики в целом. Многим предприятиям различных организационно-правовых форм в Беларуси необходимо создание особого режима хозяйствования для предотвращения их банкротства и вывода из сложившейся кризисной ситуации. За 2004 год количество убыточных предприятий сократилось на 42% до 2261 субъекта хозяйствования на 1 января 2005 года, что составляет 20,9% от количества предприятий Республики Беларусь, и немаловажная роль в таком сокращении принадлежит именно государственному антикризисному регулированию.[26, с.2] Эту динамику можно увидеть в приложении И.

     Антикризисное регулирование включает в себя меры правового, экономического, административного и иного воздействия на социально-экономическое развитие страны; осуществление соответствующей фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, научно-технической, амортизационной, социальной, внешнеэкономической политики. На практике антикризисное воздействие государства реализуется в рамках, предусмотренных соответствующими программными документами и другими нормативными правовыми актами. В Беларуси в последнее время были приняты такие документы антикризисного характера, как Программа преодоления кризиса неплатежей, Программа финансового оздоровления реального сектора экономики, Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Эти и ряд других документов носят общеэкономический характер, нацелены на улучшение условий функционирования предприятий.[42, с.8]

     Реализация  политики государственного антикризисного регулирования в последние годы значительно улучшает экономическое  состояние предприятий. Это четко  прослеживается даже на примере 2004 года. В результате мер банковской и бюджетной поддержки субъектам хозяйствования было выделено на финансирование текущей хозяйственной деятельности и покрытие убытков свыше 15 трлн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Увеличение денежных средств на счетах предприятий при снижении просроченной кредиторской задолженности несколько повысило их платежеспособность. Уровень текущей платежеспособности в целом по экономике на 01.11.2004 составил 46% против 23,5% на 01.01.2004, что обусловлено увеличением реальных объемов выручки и прибыли от реализации, сокращением количества убыточных предприятий и повышением эффективности производства.[46] Однако при всех положительных тенденциях в экономике существующая система антикризисного государственного регулирования требует улучшения.

     Одним из важнейших элементов системы  государственного антикризисного регулирования является институт банкротства, использующий свои специфические подходы и инструменты. В Беларуси акцент делается на санации, оздоровлении субъектов предпринимательской деятельности, а действующая в настоящее время система банкротства может быть охарактеризована как продолжниковская, направленная на досудебное оздоровление предприятий, недопущение их ликвидации.

     На  основе анализа возникновения и развития института банкротства, специфики трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие основные направления совершенствования системы государственного регулирования банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятий на макроуровне при осуществлении его процедур:

     - создание экономических условий  для проведения санации предприятий;

     -  правовое регулирование функционирования института банкротства;

     - совершенствование методологии  диагностики экономической несостоятельности и экономического анализа при осуществлении процедур банкротства;

     - организация деятельности антикризисных управляющих;

     - социальная защита работников  несостоятельных предприятий и граждан, проживающих в месте расположения градообразующих предприятий-банкротов.

     Экономические условия для проведения санации  должны стимулировать осуществление  мероприятий по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности предприятий в противовес более простой и легкой процедуре их ликвидации.

     Восстановление  платежеспособности может быть достигнуто проведением работы по двум основным направлениям: увеличению оборотных активов при постоянной величине обязательств организации и уменьшению величины краткосрочных обязательств при неизменных размерах оборотных активов. Исходя из этого и следует рассматривать конкретные способы финансового оздоровления предприятий, возможности создания государством соответствующих условий для их реализации при осуществлении процедур банкротства.

     Основными источниками прироста оборотных активов являются: прибыль; наращивание уставного фонда; средства, полученные в качестве финансовой помощи или целевого финансирования. Увеличение оборотных активов может быть также достигнуто в результате реализации части внеоборотных. Самый радикальный способ уменьшения величины краткосрочных обязательств - реструктуризация кредиторской задолженности путем списания, отсрочки или рассрочки выплаты суммы долгов; уменьшения суммы обязательных платежей в бюджет. Урегулирование отношений с кредиторами можно также осуществить путем исполнения обязательств предприятия-должника третьими лицами, его реорганизации посредством присоединения (слияния) к другой организации и продажи как единого имущественного комплекса.

     Возможность использования практически всех этих направлений финансового оздоровления оговорена действующим законодательством и относится в большей степени к сфере ответственности управляющих предприятием лиц. Каким же образом государство может стимулировать проведение санации?

     Сложившаяся в экономике Беларуси ситуация требует определения специфических экономических подходов к несостоятельным предприятиям, установления таких преференций, которые могли бы позволить максимально облегчить их финансовое оздоровление.

     В условиях действующей национальной системы банкротства, нацеленной на досудебное оздоровление предприятий и предусматривающей для этого соответствующие правовые, административные и экономические механизмы, а также возможность продолжения реабилитации предприятий в защитном периоде, до конкурсного производства будут доходить те из них, в отношении которых данные меры окажутся недостаточными. И если в таких условиях все же принимается решение о санации, а не о ликвидации субъекта хозяйствования, то необходимо использовать особые меры, способствующие его финансовому оздоровлению.

     Очень большое значение в данном случае имело бы приостановление удовлетворения требований по обязательным платежам, возникающим в течение срока проведения процедуры санации, что позволило бы создать значительные возможности для восстановления и развития деятельности предприятия. Здесь речь идет не только о налогах, но и об обязательных страховых взносах и других платежах в Фонд социальной защиты населения и государственные внебюджетные фонды. Целесообразно предусмотреть также рассрочку выплаты начисленных в период санации обязательных платежей на срок до 5 лет после завершения ее осуществления. Отсутствие такой льготы, по мнению антикризисных управляющих и других специалистов по банкротству, является одним из основных препятствий проведению финансового оздоровления предприятий Беларуси.

     Введенное Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» ограничение суммой задолженности размера штрафа, налагаемого за неуплату или несвоевременную уплату налогов и иных обязательных платежей в бюджет, Фонд социальной защиты населения и государственные внебюджетные фонды в период принятия мер по предупреждению банкротства, целесообразно распространить не только на государственные (с долей государственной собственности), градообразующие и приравненные к ним организации, но и на все предприятия.

     Указом  предусмотрена возможность предоставления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов его завершения в защитном периоде и санации. Очевидно, что такие кредиты в связи с высшим уровнем риска будут предоставляться под высокие проценты, что окажет отрицательное воздействие на финансовое состояние организации-должника. Представляется необходимым дополнить эту норму положением, позволяющим выдавать кредиты под ставку рефинансирования Национального банка, а разницу между реальной и данной ставками компенсировать за счет средств бюджета. Другим вариантом могло бы быть ограничение максимальной величины маржи с одновременным использованием в качестве одной из обязательных мер обеспечения возврата кредита выдачи поручительства или гарантии кредиторами, поддержавшими осуществление санации предприятия.

     Одним из основных направлений совершенствования системы государственного антикризисного регулирования является улучшение правового обеспечения функционирования института банкротства, которое создает и поддерживает правила игры, способы действий, определяет меры принуждения к их реализации.

     В настоящее время в Беларуси действуют  два основных документа о банкротстве: Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указ. Очевидно, что необходимо принять новую редакцию Закона с учетом положений Указа, практики их применения и мнений специалистов по совершенствованию законодательства в этой сфере.

     Представляется  целесообразным сохранить сложившуюся  систему процедур, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности: досудебное оздоровление, защитный период, конкурсное производство с санацией или ликвидацией и мировое соглашение.

     В то же время ряд понятий и норм, используемых в этих процедурах, требуют уточнения, и прежде всего - понятия экономической несостоятельности и банкротства. Действующие в настоящее время определения смешивают правовые и экономические термины, устанавливают различия по сугубо формальным признакам. Более правильным представляется использование следующих:

     экономическая несостоятельность - это наступившая  или могущая наступить устойчивая неспособность должника исполнить в установленный срок свои обязательства перед кредиторами, работниками, финансово-кредитными организациями и по обязательным платежам;

     банкротство - это признанная судом экономическая несостоятельность, влекущая за собой установление особого правового и экономического статуса должника, проведение мероприятий по реструктуризации долгов, финансовому оздоровлению или ликвидации его предприятия. При этом под устойчивой следует понимать неплатежеспособность, длящуюся непрерывно в течение не менее 12 месяцев.

     В целях соблюдения экономической  и правовой справедливости представляется необходимым установление единого минимального размера задолженности, служащей основанием для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным в сумме, эквивалентной 3-5 тыс. долл. США.

     Принятый  в настоящее время подход, предусматривающий наличие минимальной суммы долга для градообразующих или приравненных к ним. государственных или с долей государственной собственности в уставном фонде организаций, а также для лиц, имеющих государственные и международные заказы, в размере 2500 базовых величин (около 22000 долл. США), а для других должников - 100 базовых величин (около 880 долл. США), не может считаться обоснованным.[39] В Беларуси довольно много среди государственных (с долей государственной собственности) мелких, неконкурентных и нежизнеспособных предприятий, а среди частных -крупных, динамично развивающихся. Таким образом, установление единой, вне зависимости от вида организации-должника, минимальной суммы задолженности, достаточной для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным, было бы справедливым как с точки зрения кредиторов, так и с точки зрения должников.

ABSTRACT.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИСТОЧНИКИ.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРЕЗЕНТАЦ_Я.doc

— 133.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_А.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Г.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Д.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Е.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Ж.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_З.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_И.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ1.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

титул_лист.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика