Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………

Работа содержит 20 файлов

1-глава.doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

2-глава.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из всего вышеизложенного самым  эффективным источником финансирования оборотных средств в белорусских условиях является кредиторская задолженность. Она более доступна по сравнению с банковскими кредитами, более дешевая или даже бесплатная, поскольку скидки за быструю оплату применяются очень редко, штрафы и санкции за несвоевременную оплату также используются только в исключительных случаях. По мере укрепления рыночных отношений в Беларуси, упорядочивания отношений, связанных с выдачей коммерческого кредита, данная ситуация может измениться и соотношение между двумя основными видами краткосрочной задолженности — кредитами банков и кредиторской задолженностью — станет более сбалансированным.

     Завершая  рассмотрение способов финансирования оборотного капитала, следует отметить, что представленные подходы являются достаточно тонким инструментарием управления текущими активами в относительно стабильных условиях. Они могут способствовать финансовому оздоровлению и укреплению предприятий, не потерявших свою платежеспособность и имеющих кредит доверия у партнеров. Для предприятий, находящихся в глубоком финансовом кризисе, под внешней санацией, многие из рассмотренных источников могут быть недоступными. Специфическими дополнительными источниками финансирования может стать реструктуризация долгов, выкуп предприятия новым собственником, помощь материнской компании, в редких случаях — помощь государства.

     Следующим направлением политики управления оборотным  капиталом при финансовом оздоровлении предприятия является  разработка мероприятий по повышению эффективности использования оборотных средств. Экономическая эффективность использования оборотных средств проявляется прежде всего в скорости их оборачиваемости. Эффект от ускорения оборачиваемости находит свое выражение в высвобождении оборотных средств, необходимых для выполнения производственного плана, или в увеличении выпуска продукции при наличии неизменной суммы оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оказывает значительное влияние на платежеспособность предприятия. Известно, что самые большие трудности с обеспечением платежеспособности имеют предприятия с длинным производственным циклом.

     Основными путями ускорения оборачиваемости  оборотных средств являются:

     - увеличение объемов производства  и реализации продукции;

     - снижение запасов всех видов;

     - снижение издержек производства;

     - ускорение технологического процесса;

     - снижение объемов незавершенного  производства;

     - улучшение снабжения сырьем и  материалами;

     - ускорение возврата дебиторской  задолженности;

     - совершенствование платежно-расчетных  операций;

     - улучшение планирования оборотных  средств.

     В целом можно сказать, что эффективность использования оборотных средств зависит от выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. Виды политики управления активами можно классифицировать следующим образом.

     Если  предприятие стимулирует покупателей, расширяя дебиторскую задолженность, имеет значительные запасы, удельный вес текущих активов высок, а их оборачиваемость низка — это можно назвать мягкой, гибкой, адаптивной политикой. Такая политика дает предприятию дополнительный ликвидный запас для оплаты незапланированных потребностей.

     Если  удельный вес текущих активов  низок, период оборачиваемости короток — это признаки жесткой, рестриктивной политики. Такая политика бывает при относительной стабильности, предсказуемости ситуации либо при необходимости экономии на всем. Она чревата сбоями, технической неплатежеспособностью при нарушении синхронности денежных потоков, однако может обеспечивать более высокую рентабельность активов за счет экономии средств и более высокой их оборачиваемости (табл.2.1).

     Признак жесткой политики управления пассивами  — абсолютное преобладание краткосрочного кредита в пассивах. Здесь действует эффект финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается и производственный рычаг, но не так, как при долгосрочном кредите (он, как правило, более дорогой). Признак мягкой политики — почти все активы финансируются за счет собственного капитала и средств, привлеченных на долгосрочной основе. 

     Таблица 2.1 Влияние выбора политики управления текущими активами на финансовые результаты деятельности предприятия, тыс.руб. 

  Мягкая политика Жесткая политика
Активы  – всего

В том числе 

      Фиксированные

       Текущие

2000 

1200

800

1700 

1200

500

Удельный  вес текущих активов, % 40 29,4
Выручка от реализации 1800 1800
Оборачиваемость активов, раз 0,9 1,06
Балансовая  прибыль 500 500
Рентабельность  активов, % 25 29,4

     Примечание. Источник:[7, с.180] 

     Практика  показывает, что мягкой политике управления активами не может соответствовать жесткая политика управления пассивами и, наоборот, жесткой политике управления активами не может соответствовать мягкий тип политики управления пассивами.

     Как уже было отмечено выше, наиболее эффективными механизмами вывода предприятия из кризиса являются внутренние механизмы, среди которых самым гибким и быстродействующим является управление оборотными средствами. Исходя из статистических данных обеспечения собственными оборотными средствами предприятий Республики Беларусь, становится очевидно, что для преодоления существующей ситуации следует разработать новую политику управления оборотными средствами предприятия, которая бы включала обоснованные расчеты потребности в оборотных средствах, определить приоритетные источники финансирования этой потребности в условиях дефицита денежных средств, и, конечно же, необходимо ускорять цикл обращения средств предприятия, не допуская замораживания активов, что, по мнению автора, является одной из основных причин кризисной ситуации белорусской экономики.  
 
 
 

2.3. Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации 
 
 

     Роль, содержание и методы планирования в  значительной степени зависят от целей, стоящих перед предприятием, и конкретной ситуации. Если предприятие находится в кризисе, его основная деятельность приносит убытки, планирование представляет собой инструмент реализации быстрых, краткосрочных, "пожарных" мер по финансовому оздоровлению. Если предприятие выглядит внешне благополучным, однако финансовые индикаторы имеют тенденцию к ухудшению, плановые показатели не выполняются, финансовое планирование приобретает черты моделирования стратегии предприятия по предотвращению кризиса и недопущению его развития.

      Несмотря  на различия в целях планирования в рассмотренных случаях, задачи планирования могут быть сформулированы в общем виде с последующим уточнением для конкретной ситуации:

      -  формирование количественных ориентиров, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

      - определение временной структуры и объема финансовых потребностей предприятия;

      - определение жизнеспособности предприятия  в условиях конкуренции;

      - координация различных видов  деятельности внутри предприятия;

      - контроль текущей деятельности, выявление причин отклонений;

      - оценка деятельности центров ответственности.[7, с.107]

      Изучая  финансовое состояние предприятий  в Беларуси, становиться очевидным, что необходимо менять саму систему финансового планирования на предприятии, адаптируя ее к рыночным условиям, так как большинство субъектов хозяйствования не уделяют внимания планированию и прогнозированию своей деятельности, часто основываясь при принятии решений на условия текущего момента. Для повышения эффективности хозяйственной деятельности необходимо использовать бюджетирование, которое является самым детализированным уровнем планирования и, одновременно, инструментом оперативного управления. Использование данного термина подчеркивает высокую степень детализированности проработки плана, его привязку к коротким временным интервалам (месяц, квартал, год), практическую направленность. К термину "бюджетирование" наиболее близок термин "сметное планирование", однако в последнее время его применение ограничено.[7, с.109]

      Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета, в результате чего появляется план получения прибыли, и нескольких финансовых бюджетов: бюджета денежных поступлений и выплат, бюджета источников и использования средств, планового баланса активов и пассивов.

     Разработка  основного бюджета основана на построении совокупности взаимосвязанных бюджетов — так называемых поддерживающих бюджетов. Среди них выделяются: бюджет реализации, который, в свою очередь, опирается на операционные бюджеты сбыта и производства; бюджет затрат, который сводится на основе бюджета производственной себестоимости реализованной продукции, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов. Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции, в свою очередь, опирается на бюджеты основных материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов, запасов готовой продукции.

      Бюджет  реализации (выручки от продаж) показывает возможный доход от основной деятельности предприятия. Он строится на основе прогноза сбыта продукции в натуральных единицах, измерения и учета производственных возможностей предприятия. Все рассмотренные выше бюджеты подготавливают исходную информацию для построения основополагающей части бюджета — бюджета прибыли (снижения убытков) как разности между выручкой от реализации и всеми видами затрат. При составлении планового бюджета прибыли (снижения убытков) целесообразно максимально приблизить его по терминологии к форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" для дальнейшего сравнения и поиска резервов. [35, с.124]

      Бюджет  прибыли очень важен для планирования и оптимизации налогообложения на предприятии, обеспечения взаимопонимания с акционерами, потенциальными инвесторами и банками. Однако в оперативном управлении очень важно обеспечить своевременное поступление реальных денег на счета предприятия, так как от этого зависит его платежеспособность, возможность адаптации к изменяющимся внешним условиям. Важнейший этап бюджетирования на предприятиях — составление бюджета денежных поступлений и выплат.

      Главная задача бюджета денежных поступлений и выплат — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, обеспеченность денежными средствами текущей деятельности и развития предприятия. При расчете бюджета денежных поступлений и выплат определяющим фактором является время фактических поступлений и платежей денежных средств, а не время исполнения хозяйственных операций. Объем денежных средств изменяется только тогда, когда предприятие фактически получает платеж или производит выплату.

      Следует отметить, что за рубежом предприниматели относятся к планированию денежных потоков намного серьезнее, чем это принято в настоящее время у нас. В зарубежной практике отсутствие реальных денежных средств для осуществления текущих платежей в подавляющем большинстве случаев приводит к банкротству, а в Беларуси существующий до сих пор правовой и хозяйственный механизм во многих случаях позволяет иметь крупную просроченную задолженность и не быть при этом несостоятельным. Основное внимание при планировании на белорусских предприятиях по-прежнему уделяют оптимизации прибыли, при этом понятия прибыли и чистого денежного потока зачастую не различают.

      Понятно, что, если фирма является прибыльной, ее доход от реализации будет превышать затраты и в конечном счете приток денежных средств превысит их отток. Однако даже прибыльное предприятие может испытывать недостаток денежных средств, если темпы его роста слишком высоки. Может случиться так, что предприятию придется платить за сооружения, материалы, рабочую силу, прежде чем поступят средства от расширенной реализации. По этой причине предприятиям с быстрыми темпами роста часто требуются банковские кредиты или приток капитала из других источников. В зарубежной практике получение кредитов в банке возможно "под портфель заказов". В Беларуси, как правило, это считается недостаточным обеспечением и при нехватке средств, но наличии заказов широко практикуется предоплата клиентов. В некоторых случаях, когда исчерпаны все возможности по привлечению средств, предприятие может быть вынуждено сократить свою активность и даже приостановить бизнес до получения денежных средств за предыдущие заказы.

3-глава.doc

— 206.50 Кб (Открыть, Скачать)

ABSTRACT.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИСТОЧНИКИ.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРЕЗЕНТАЦ_Я.doc

— 133.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_А.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Г.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Д.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Е.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Ж.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_З.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_И.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ1.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

титул_лист.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика