Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение сущности антикризисного финансового управления, основных методов антикризисного управления и четкое определения ситуаций, при которых нужно использовать эти методы. Развитые страны имеют большой опыт в регулировании предприятий, находящихся в условии кризиса, что нельзя отнести, к сожалению, к Республике Беларусь. Препятствием для этого является недостаточная развитость законодательства в данной сфере, которое не учитывает мировой опыт и сложившуюся практику хозяйствования. Отсюда можно сформулировать еще одну цель данной работы – разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию системы государственного антикризисного регулирования, так как именно государство играет большую роль в регулировании процессов деятельности предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Теоретические аспекты антикризисного финансового управления……………7
Сущность, задачи и основные этапы процесса антикризисного финансового управления предприятием………………………………..…7
Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия…………17
Диагностика кризисного состояния предприятия: зарубежный опыт и белорусская практика…………………………………………………………27
Механизмы финансовой стабилизации предприятия……………………….......40
Внутренние и внешние механизмы финансовой стабилизации предприятия………………………………………………………………………..…40
Управление оборотным капиталом предприятия в период кризиса и для предотвращения кризиса…………………………………………………..49
Содержание и технологии планирования деятельности предприятия в кризисный и предкризисный период………………………………………….57
Разработка антикризисной программы предприятия и совершенствование антикризисного регулирования в Республике Беларусь…………..……………63
Диагностика финансового состояния ООО «Полиграф»………………..63
Разработка программы финансового оздоровления ООО «Полиграф»...70
Совершенствование системы антикризисного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………………….90
Список использованных источников………………………………………………...95
Приложения………………………

Работа содержит 20 файлов

1-глава.doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

2-глава.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Однако  в последнее время все большее  внимание уделяется именно внешнему управлению как процедуре, которая наиболее полно реализует набор методов антикризисного управления.

     Успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением претензий кредиторов, сколько восстановлением производства. Поэтому оно эффективно, когда осуществляется специалистами высокого класса. Высококвалифицированное антикризисное управление способно в короткий срок коренным образом изменить ситуацию.

     Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен еще на 6 месяцев.[39] Соответственно управленческие мероприятия должны принести результаты именно в этот, весьма непродолжительный срок.

     Однако, как показывает практика, такого срока обычно недостаточно для получения хороших результатов, особенно если речь идет о крупных предприятиях. Крупное предприятие, даже при очень квалифицированном внешнем управлении, не способно восстановить свою платежеспособность за столь короткий срок. Поэтому здесь представляется необходимым еще более увеличить сроки санации, вплоть до 10 лет – например, на градообразующих предприятиях, поскольку массовое применение хозяйственными судами процедуры конкурсного производства к предприятиям-гигантам могут привести к разрушительному переделу собственности.

     По  истечении срока внешнего управления возможны три варианта. Первый —  предприятие выставляется на конкурсное производство. Деньгами, вырученными от его продажи, расплачиваются с кредиторами. Второй вариант – проведя определенную работу с кредиторами, управляющий получает возможность реструктуризировать кредиторскую задолженность предприятия до разумных пределов. После того как предприятие начинает работать рентабельно, внешнее управление заканчивается мировым соглашением, предприятие возвращается прежнему собственнику, который обязуется выплатить долги позднее, и оно становится в определенной степени инвестиционно привлекательным. Третий, не часто встречающийся вариант – внешнее управление оказывается настолько эффективным, что предприятие расплачивается с кредиторами и возвращается к прежнему собственнику, очищенное от долгов.

     Внешнее управление может стать эффективной  мерой лишь в отношении предприятия, кризисные явления на котором затрагивают только отдельные направления его деятельности. Когда же производство практически остановлено, оборотных средств нет, задолженность во много раз превышает объем реализации, тогда ничто, кроме конкурсного производства, спасти предприятие уже не может.

     При принятии решения о признании  должника банкротом хозяйственный суд назначает конкурсного управляющего. Задачи антикризисного управления в этот период ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если такое устранение не было произведено ранее). Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

     Таким образом, при эффективной деятельности конкурсного управляющего возможен вариант сохранения фирмы в целом, но, естественно, со сменой собственника. Но не менее редким является и второй случай, когда происходит распродажа основных фондов, иногда по частям (исключая градообразующие предприятия, продавать которые можно только как имущественный комплекс и только по конкурсу), работники остаются без работы, т.е. имеет место полное банкротство предприятия и прекращение его деятельности как юридического лица. Как правило, второй вариант является уже крайней мерой санации.

     Обобщая все вышеизложенное, можно сделать  вывод о том, что предприятие обладает широким спектром механизмов выхода из кризиса. Внешние механизмы финансового управления хороши лишь в крайних случаях, сейчас необходимо делать акцент на внутренние механизмы финансовой стабилизации, так как именно они позволяют за короткий срок и с наименьшими потерями, без привлечения помощи извне предотвратить или преодолеть кризис. 
 
 
 
 
 

     2.2 Управление оборотным капиталом  предприятия для предотвращения кризиса и в период кризиса 
 
 

     Стратегия и тактика предупреждения и предотвращения кризисов, финансового оздоровления предприятия обязательно включают разработку принципов управления оборотным капиталом как наиболее мобильной части имущества, позволяющей быстро реагировать на сигналы внешней среды и изменение внутренней ситуации.

     Отсутствие  или нехватка оборотных средств  может быть как первым проявлением кризиса на ранней стадии, так и его следствием, если развитие кризиса начиналось не в финансовой сфере. В любом случае кризис оборотных средств либо инициирует кризис на предприятии, либо углубляет его.

     В настоящее время на подавляющем числе предприятий ощущается нехватка оборотных средств. По официальным статистическим данным, белорусские предприятия практически не имеют собственных оборотных средств (38,1% всех предприятий не имеют собственных средств, 19% предприятий обеспечены ими ниже норматива), причем такое положение сохраняется в течение длительного периода.[46] Это объясняется как объективными условиями хозяйствования, так и недостатками планирования потребности в оборотном капитале, которое осуществляется преимущественно по остаточному принципу. Методы управления оборотным капиталом в полной мере не проработаны ни в научной, ни в методической литературе, что неминуемо сказывается на практике.

     По  мнению автора, при разработке эффективной  программы антикризисного финансового управления необходимо одну из главных ролей отдавать управлению оборотным капиталом предприятия, так как это позволяет наиболее быстро воздействовать на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, снижая таким образом негативные последствия финансового кризиса или предупреждая его. Управление оборотным капиталом включает управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами в рамках стратегической линии предприятия по его финансовому оздоровлению. Выработка политики управления оборотным капиталом состоит из трех основных направлений:

  1. определение оптимальной величины оборотного капитала по видам оборотных средств в условиях дефицита денежных средств;

     2) определение способов финансирования  текущих потребностей в условиях  низкой кредитоспособности;

  1. улучшение эффективности использования оборотных средств.[7, с.147]

     Политика  управления оборотным капиталом  значительно отличается по отраслям и видам деятельности, может принимать различные формы. В промышленности валовой оборотный капитал составляет, как правило, значительную долю всех потребностей в денежных средствах. Так, данные по обрабатывающей промышленности США показывают, что запасы составляют около 22% всех активов, дебиторская задолженность — 16, расчетный счет и касса — 7%. Итого 45% всех активов, т. е. почти столько же, сколько фиксированные и прочие активы.[10, с.42] В развивающихся странах, в том числе и в Республике Беларусь, потребность в оборотном капитале может быть еще выше, поскольку в силу несвоевременных платежей может возникать более высокая дебиторская задолженность, требуются большие  запасы из-за дефицита того или иного сырья и т. д. (приложение З).

     Цель  управления оборотным капиталом  — снизить количество денег в  обращении при обеспечении максимальной деловой активности. Основной путь здесь — сокращение периода обращения денежных средств.

     Одной из основных задач, стоящих перед  финансовым менеджером, является определение оптимальной величины оборотного капитала предприятия в условиях протекания финансового кризиса. Оптимальная величина оборотного капитала должна обеспечивать одной стороны, бесперебойное функционирование предприятия, максимальную для него деловую активность, с другой — исключать возможность существования бездействующих излишков денежных средств, развитию кризиса может способствовать как неритмичность производства, вызванная нехваткой сырья, так и его излишки, омертвившие часть денежных средств и выведшие их из оборота.

     Следующей, не менее важной задачей, является определение  источников финансирования оборотных  средств. Традиционными источниками  финансирования оборотных средств являются собственные средства и заемные средства, среди которых выделяются кредиторская задолженность и краткосрочные банковские ссуды.

     В кризисных условиях проблемы поиска источников финансирования резко обостряются: прибыли, как правило, нет или  она снижается, кредиты банков становятся труднодоступными, а кредиты поставщиков прекращаются из-за предыдущих неплатежей. Рассмотрение вопросов, связанных с нахождением и привлечением денежных средств в оборот предприятия, необходимо начинать с улучшения использования имеющихся в распоряжении предприятия следующих видов текущих активов: денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности.

       Денежные средства на расчетных счетах и в кассе практически не приносят дохода. Поэтому основная задача финансового менеджера — сократить запасы свободных денег до минимума, необходимого для проведения деловых операций. Основной метод планирования денежных потоков — кассовый план, или баланс денежных доходов и расходов.[35, с.74]

     При стабильных объемах производства, отсутствии новых проектов остаток денежных средств может определяться на основе наблюдения за его колебаниями. Изучение отклонений показателей каждого месяца от среднемесячного и от минимального за период позволяет наметить необходимый размер денежных средств для поддержания текущих операций, снизить риск нехватки денежных средств.

     Предприятия, находящиеся в относительно устойчивом финансовом состоянии, могут иметь на своем балансе легкореализуемые ценные бумаги, а при возникновении потребности в денежных средствах для текущих операций — продавать их на финансовом рынке. При грамотном подходе подобные операции способствуют финансовому оздоровлению предприятия: легкореализуемые ценные бумаги дают небольшой, но стабильный доход.

     Однако, рассматривая возможность использования  легкореализуемых ценных бумаг для финансового оздоровления предприятий, следует отметить, что для Беларуси это пока малодоступный инструментарий ввиду слабого развития рынка ценных бумаг, а для предприятий, находящихся в кризисе, — вообще недоступный, так как необходимым условием его применения является наличие свободных денежных средств.

     При рассмотрении  традиционных  источников  финансирования оборотных средств (их прироста) в основном выделяют следующие  составляющие:

     собственные ресурсы, включающие:

     - прибыль;

     - средства, обеспечивающие простое  воспроизводство и образующиеся из выручки от продаж текущего периода;

     - стоимость   инструментов,   поступающих  вместе  с  оборудованием,  приобретенным за счет капитальных вложений);

     - финансовые резервы предприятия;

     заемные средства, включающие:

     - кредиты банков;

     - кредиторскую задолженность.[5, с. 315]

     При рассмотрении прибыли как источника  финансирования оборотных средств следует учитывать, что за счет нее у нормально развивающегося предприятия может финансироваться лишь прирост оборотных средств, т. е. прибыль — это источник расширенного воспроизводства. Финансирование оборотных средств из прибыли при стагнации производства свидетельствует о проедании собственных оборотных средств, неправильной ценовой политике, неумении адаптироваться к инфляции и т.д. Убыточное предприятие по понятным причинам не имеет этого источника финансирования.

     Также одним из источников финансирования оборотных средств являются финансовые резервы. Для финансирования оборотных  средств могут использоваться не только специально создаваемые резервные фонды, но и различные фонды предприятия, сроки перечисления в которые и их расход фактически не совпадают. В мировой практике они, как правило, называются счетами начислений, в Республике Беларуси раньше было принято их относить к устойчивым пассивам. Классический пример такого счета начислений — фонд оплаты труда. Так, начисления в него производятся 1-го числа каждого месяца, а выплата заработной платы — 10-го. Соответственно в течение 10 дней денежные средства данного фонда могут быть использованы для финансирования оборотных средств. Это может быть значительный по величине источник, поскольку заработная плата у нас в стране в основном начисляется один раз в месяц (за рубежом — как правило, еженедельно).         

     Также одним из способов финансирования оборотного капитала является краткосрочный банковский кредит. Однако как только у предприятия начинаются финансовые затруднения, кредиты банков обычно становятся недоступными по следующим причинам: банки тщательно отслеживают финансовое состояние клиентов и при первых признаках неблагополучия либо прекращают кредитование, либо предоставляют его на крайне невыгодных условиях.

3-глава.doc

— 206.50 Кб (Открыть, Скачать)

ABSTRACT.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИСТОЧНИКИ.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРЕЗЕНТАЦ_Я.doc

— 133.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_А.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Г.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Д.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Е.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_Ж.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_З.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ_И.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ1.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

титул_лист.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Антикризисное финансовое управление в Республике Беларусь: теория и практика