Анализ рынка сахара в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В период с 1999 –2002 г.г. объемы поставок сахара-сырца снизились на 1 млн. тонн, что связано с введением Правительством (по предложению Минсельхоза России и Союза сахаропроизводителей России) защитных мер - сезонных пошлин, послуживших началом нормализации положения на отечественном рынке сахара. Объем завоза сахара-сырца в январе 2002 года снизился по сравнению с январем 2001 года на 300 тыс. тонн, причем не было поставок сверхквотного сахара. Как и в предыдущие годы, Минсельхоз России и Союзроссахар не координировали распределение завозимого фирмами сахара-сырца по заводам, в связи, с чем девятнадцать заводов не работали, что отрицательно сказалось на их финансово-экономическом состоянии.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1. Общая характеристика отрасли
1.1. Объём производства 5
1.2. Динамика спроса 13
1.3 Эластичность спроса.
1.4 Технология производства 18
1.5: Уровень использования производственных мощностей
ГЛАВА 2. Структура отрасли
2.1 Определение границ рынка
2.2 Уровень концентрации
2.3 Барьеры входа и выхода
2.4 Дифференциация продукта.
2.5 Вертикальная и горизонтальная интеграция.
ГЛАВА 3. Анализ Анализ рынрчной власти
ГЛАВА 4. Поведение фирм в отрасли 39
3.1 Ценовая политика …………………………………………………………………………………………...39

3.2. Конкурентная политика…………………………………………………………………...51

ГЛАВА 5. Результативность отрасли
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

рынок сахара в россии.doc

— 1.45 Мб (Скачать)
 
 

       Li для 5 крупнейших фирм постепенно уменьшается, перемены в тенденции нет.  Следовательно, все эти фирмы работают в отрасли. «Границы» будут установлены с введением в анализ большего количества компаний, но, зная, что доли остальных несущественны, это не целесообразно.

       Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод, что рынок сахара является «расплывчатой» олигополией.  
 
 
 

       5) Индекс Херфиндаля – Хиршмена.

        -сумма квадратов рыночных  долей 

       Возводя в квадрат рыночные доли фирм, индекс Херфиндаля - Хиршмена фактически взвешивает значения, придавая больший вес крупным фирмам. 

       год        1998        1999        2000        2001        2002        2003        2004
       HHI        853,1        1004        847,8        853        843        976        890
 

       Рассчитанный  индекс попадает в интервал 800<HHI<1800, следовательно рынок умеренно концентрированный. 

6)Модифицированный индекс Герфиндаля-Хиршмана.

       

                1998        1999        2000        2001        2002        289        0,11151963
       I        0,10664        0,1255        0,1059        0,1066        0,10541        0,12196289        0,11151963
 

       Чем значение этого показателя ближе  к нулю, тем однороднее рынок. В нашем случае рынок с умеренной степенью однородности.

       7) Коэффициент Вариации.

       

       V=0 в том случае, когда рыночные доли одинаковы и равны друг другу. Чем больше этот коэффициент, тем больше различия между долями.

       V        0,533529512        0,537614698        0,53707771
 

       Рассчитанный показатель свидетельствует о том, что доли различны, но в нашем случае это произошло из-за того, что рыночные  доли  « Продимекс» и «Доминант» сильно отличаются от среднего значения. Остальные же имеют практически одинаковы. 

8) Индекс максимальной доли.

       

       Smax – максимальная доля на рынке.

       M(S) – средняя доля. 
 

       Таблица 8. Расчёт индекса максимальной доли.

                1998        1999        2000
       Si        0,617499135        0,672054256        0,618408296
       M(S)        0,123499827        0,134410851        0,123681659
       I        0,2302206        0,234454252        0,219405129
 

       При 0,25 < I < 0,5, можно делать вывод о том, что на рынке действует монополистическая конкуренция.

       9) Индекс обратных величин долей.

       

       Где n – число предприятий, действующих на рынке, Si – доля i-го предприятия на рынке, выраженная в %.

       Таблица 9. Расчет индекса обратных величин.

                1/Si,%
       Предприятия         1998        1999        2000
       «Продимекс»        0,0506        0,0461        0,0517
       «Разгуляй»        0,0988        0,0922        0,10109
       «Доминант»        0,0722        0,0691        0,0725
       «Русагро»        0,0920        0,0879        0,0866
       «Сюкден»        0,139        0,1132        0,1372
       СУММА        0,452        0,40872        0,4492
       K        0,55201        0,6116        0,5565
 

       Если  рынок однороден, коэффициент стремится  к единице, если на рынке имеются  явные лидеры – коэффициент стремится  к нулю. Индекс имеет ясную интерпретацию  своих значений.

       При индексе, лежащем от 0,75 до 0,50 – диагностируются  олигопольные рынки.

10) Индекс энтропии.

       Абсолютный: ,

       Таблица 10. Расчет абсолютного индекса энтропии.

       1,2562136        1,31375583        1,25983866        1,25621        1,251505        1,27994        1,27146
       1998        1999        2000        2001        2002        2003        2004
 

       Индекс  энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель

энтропии, тем ниже возможности продавцов  влиять на рыночную цену. В данном случае, показатели энтропии достаточно малы, чтобы сказать, что рассматриваемые фирмы в разной степени способны влиять на цену. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии.

       Относительный: ,

       =0,780529452

       E лежит в пределах [0;1]. Можно сделать вывод о том, что производители достаточно заметно влияют на рыночную цену. Чем больше показатель относительной энтропии, тем больше концентрация рынка. В нашем случае, судя по данному показателю, концентрация  достаточно велика.

       11) Коэффициент Джини

        , где i – ранг фирмы, который определяется путем нумерации фирм от меньшего объема выпуска к большему. 
 
 
 

       Таблица 11. Расчет коэффициента Джини. 

       1998        1999        2000        2001        2002        2003        2004
       0,625785        0,689269189        0,6301816        0,62578        0,61959        0,64665        0,64209
 

       Чем больше этот коэффициент, тем больше неравномерность распределения  рыночных долей. В нашей отрасли  рыночные доли распределены довольно неравномерно.

       По  рассчитанным показателям концентрации можно сделать вывод о том, что уровень концентрации в отрасли достаточно высок, несмотря на то, что в отрасли действуют более 10 компаний. Такой результат получен из-за того, что крупнейшие компании образуют группу лидеров, занимающих более 60%.

       12) Кривая Лоренса.

       Индекс  Джини удобно проиллюстрировать  с помощью кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность  распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов  на рынке показывает взаимосвязь  между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. 
 

       Таблица 13. Построение кривой Лоренса. 

       R, ранг        Производство        Доля,в %        Кумулятивный

       ряд добычи

       Удельный

       вес

       каждой

       компании

       в их

       общем

       числе, в

       %

       Кумул.

       Число

       фирм

       1        270,3        7,19%        7,19%        16,67        16,67
       2        380,4        10,12%        17,32%        16,67        33,33
       3        408,1        10,86%        28,18%        16,67        50,00
       4        520        13,84%        42,01%        16,67        66,67
       5        741,7        19,74%        61,75%        16,67        83,33
       6        1437,4        38,25%        100,00%        16,67        100,00
       Итого        3757,9        100,00%                 100         
 

       График 9. Кривая Лоренса.

         
 

    1.  Барьеры входа и выхода.
 
 

       Входные и выходные барьеры часто оказывают  заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям  защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем).

       В отрасли производства сахара  связи  можно выделить 2 типа барьеров: нестратегические и стратегические.

       Эффект  масштаба

       Данный  эффект охватывает сразу же достаточно много моментов. Во-первых, это издержки, которые у действующей компании с солидной долей рынка будут  заметно меньше, чем у новичка. Во-вторых, это объем инвестиций, который придется вложить новой компании, чтобы закрепиться на рынке. Чем больше инвестиций понадобится, тем меньше вероятность появления компании.

       Примерная стоимость покупки мини - завода по переработки сахара в Амурской области составляет:

  • Линия 1,5-2тонны сахара в сутки 7990000 руб.
  • Линия 3-4 т. сахара в сутки 14990000 руб. 
  • Линия 7,5-10 т. сахара в сутки 36390000 руб.

       Для сравнения объем производства свекловичного сахара в РФ составляет 290 170 т в сутки.

       Доступ  к дистрибьюторским сетям

       Возможна  ситуация, в которой компания, действующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглашения с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением. Таким же образом можно объяснить и ситуацию с  компонентами и сырьем. 

2.4.Дифференциация продукта. 

       Товары, практически не отличающиеся от аналогичных  продуктов конкурента,– уголь, нефть, муку, сахар и т. п.– обычно называют биржевыми. Чтобы обеспечить продвижение товара на потребительском рынке специалисты рекомендуют использовать брэндинг. В конце минувшего года компания «Русагро» начала продвижение первого отечественного брэнда сахара-рафинада – «Чайкофский». 

Информация о работе Анализ рынка сахара в России