Анализ рынка сахара в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В период с 1999 –2002 г.г. объемы поставок сахара-сырца снизились на 1 млн. тонн, что связано с введением Правительством (по предложению Минсельхоза России и Союза сахаропроизводителей России) защитных мер - сезонных пошлин, послуживших началом нормализации положения на отечественном рынке сахара. Объем завоза сахара-сырца в январе 2002 года снизился по сравнению с январем 2001 года на 300 тыс. тонн, причем не было поставок сверхквотного сахара. Как и в предыдущие годы, Минсельхоз России и Союзроссахар не координировали распределение завозимого фирмами сахара-сырца по заводам, в связи, с чем девятнадцать заводов не работали, что отрицательно сказалось на их финансово-экономическом состоянии.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1. Общая характеристика отрасли
1.1. Объём производства 5
1.2. Динамика спроса 13
1.3 Эластичность спроса.
1.4 Технология производства 18
1.5: Уровень использования производственных мощностей
ГЛАВА 2. Структура отрасли
2.1 Определение границ рынка
2.2 Уровень концентрации
2.3 Барьеры входа и выхода
2.4 Дифференциация продукта.
2.5 Вертикальная и горизонтальная интеграция.
ГЛАВА 3. Анализ Анализ рынрчной власти
ГЛАВА 4. Поведение фирм в отрасли 39
3.1 Ценовая политика …………………………………………………………………………………………...39

3.2. Конкурентная политика…………………………………………………………………...51

ГЛАВА 5. Результативность отрасли
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

рынок сахара в россии.doc

— 1.45 Мб (Скачать)

       Со второго полугодия 1997 г. компания начала активную работу на рынке тростникового сахара-сырца, в частности, осуществляла импорт сахара-сырца, его переработку и продажу сахара.

       В этом же году был приобретен контрольный  пакет акций ОАО «Ржевский  сахарник» (Ржевский сахарный завод) в Белгородской области.

       Начиная с 1998 года, активно формируется дилерская  сеть на основе долгосрочных партнерских  отношений с региональными оптовыми компаниями, а также создаются  собственные филиальные сети.

       В 1998 году приобретен контрольный пакет акций ОАО «Ника» (Волоконовский сахарный завод) в Белгородской области.

       Компания  начинает активно заниматься выращиванием сахарной свеклы.

       В 1999 году компания вошла в тройку лидеров, заняв 19% сахарного рынка  России.

       Компания  стала регулярно поставлять сахар в 50 регионов РФ, а также обеспечивать сахаром около 20-ти кондитерских предприятий, среди которых крупнейшие кондитерские фабрики страны: «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский».

       Наряду  с тремя действующими торговыми  филиалами в первом полугодии 1999 года было открыто еще семь.

       В состав компании входит сахарный завод  в Белгородской области – «Валуйкисахар».

       В этом же году был приобретен первый опыт работы на рынке зерна и подсолнечника.

       Сюкден

       Деятельность  компании на рынке бывшего СССР насчитывает более 40 лет. В 1992 году группа стала крупнейшим импортером сахара в России,  в середине 90-х начав вкладывать средства в развитие свеклосахарной промышленности., приобретая обанкротившиеся сахарозаводы на территории России.

       В настоящее время группа компаний «Сюкден» является одним из лидеров в производстве сахара в России. Текущая суммарная мощность переработки сахарных заводов, входящих в группу «Сюкден», позволяет переработать за сезон 1,3 млн. тонн сахарной свеклы и до 600 тыс. тонн сахара-сырца. Импорт и переработка сахара-сырца в межсезонье производства белого сахара из сахарной свеклы позволяют компании осуществлять круглогодичные поставки товара.

       В 2001 году для более стабильной работы производственных мощностей компания начала развивать сельскохозяйственное направление, создав 3 агрофирмы в основных регионах выращивания сахарной свеклы: Пензенская и Липецкая области, Краснодарский край. Помимо сахарной свеклы компания развивает направление выращивания пивоваренного ячменя.

       Компания является партнером таких производителей продуктов питания, как Coca-Cola, PepsiCo, Mars, Nestle, Kraft Foods, Danone, Heineken, Вимм-Билль-Данн, СладКо.

       Группа  компаний "ДОМИНАНТ"  - российская производственно-торговая компания.  Группа объединяет в себе 17 перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, (совхозы, колхозы, сахарные заводы, молочные и мясоперерабатывающие производства). Работающая в компании команда профессионалов успешно ведет деятельность в данной отрасли с 1996 года. 
 
 
 
 

1.2. Динамика спроса.

       Хотя  Россия отличается от европейских стран, особенно западноевропейских, все еще  значительной долей прямого потребления  сахара – 50-60% – в России и 20-30% –  в среднем по Европе – и низкой долей промышленного, а также  относительно высоким уровнем подушевого потребления сахара, в то же время мы стремительно приближаемся к европейскому потреблению. «Уходит поколение «многопотребляющих» и «соблюдающих традиции», а ритм городской жизни приводит к европейскому типу потребления сахара в готовых продуктах», – отмечает ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов. К российским традициям потребления сахара можно отнести летние домашние заготовки, выпечку/готовку, а также такие специфические особенности потребления сахара, как самогоноварение, натуроплата в регионах производства сахара, в том числе бартер.

       На  российском рынке представлен сахар-песок  обычного качества (ГОСТ 21-94) в пропиленовом пакете по 0,8-1 кг, 0,4-0,5 кг и стикеры  по 10-20 г, а также пакеты по 2-3 кг и  мешки с ручкой по 5 и 10 кг. Рафинированный сахар (ГОСТ 22-94) и различные экзотические виды (тростниковый и т.п.) имеют ограниченный сбыт, хотя в последние годы отмечается рост продаж данной продукции. Из потребляемых в России 5,8-6 млн т сахара розничные продажи составляют порядка 2,5-3 млн т, а «экзотика» – не более 30 тыс. т. Кроме того, на рынке представлен кусковой сахар в кубиках (рафинад), объем этого сегмента составляет 80-100 тыс. т. 
 

       График 3. Структура потребления сахара в России. 

         
 

       Производство  и потребление сахара носит  сезонный характер. Свекловичный сахар в основном производится в сентябре – ноябре, сырцовый в марте – июле. Такой сезонный характер связан с периодами созревания свеклы и закупками импортного сахара – сырца.

       Сезонное  колебание цен на сахар подтверждается нижеприведенным графиком. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       График 4 . Сезонность потребления сахара  в России. 

         
 
 
 

       Таблица 2 . Динамика потребления сахара.

       год        численность населения        душевое потребления кг        общий фонд потребления тыс. тонн
       1998        138812        46,7        6482,5
       1999        147665        47        6940,3
       2000        146740        33        4842,4
       2001        146328        35        5121,5
       2002        145559        35        5094,6
       2003        146304        36        5266,9
       2004        145649        36        5243,4
 
 
 
 
 
 
 
 

       График  5. Общий фонд потребления сахара в России.

         
 

       В последние годы потребление сахара в России, по данным Союза сахаропроизводителей России, составляет 4,8 -5 млн тонн в  год, тогда как в середине 90-х  годов в России потреблялось 7,5 млн  тонн сахара в год. Сегодня в России в среднем на человека приходится 34 кг сахара, в начале 90-х годов этот показатель составлял 44 кг.

       Снижение  объема потребления сахара в 90-е  годы произошло вследствие значительного  снижения реальных доходов населения. При этом рост цен на сахар до начала 1996 г. был одним из наиболее высоких среди других продовольственных товаров.

       Таким образом, в структуре потребления  сахара в России около 60% приходится на прямые покупки, и только 40% потребляет промышленность, из которой наибольшая доля приходится на кондитерскую. Такая структура потребления резко отличается от развитых стран, где от 60 до 70% сахара потребляется в виде сахаросодержащих готовых продуктов. 
 
 
 
 

    1.  Эластичность спроса.

       Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

        
В зависимости от этих показателей  различают:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
 

       Таблица 3. Эластичность спроса по цене на сахар.  

       Год        Спрос на сахар-песок        Средние потребительские цены        Эластичность  спроса по цене
       1998        6482,5        12,69        -0,2568
       1999        6940,3        9,20        -0,4332
       2000        4842,4        15,62        -1,2166
       2001        5121,5        14,88        -0,017
       2002        5094,6        19,47        -0,5827
       2003        5266,9        18,34        -0,0606
       2004        5243,4        19,69        1
 

       Таким образом, в целом спрос неэластичный. Это говорит о том, что изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема спроса на сахар.  

    1.  Технология производства сахара.
 

       Сахарная  свекла – объемистый и скоропортящийся  продукт, поэтому заводы по ее переработке  чаще всего расположены не далеко от плантаций. Для получения 45 кг сахара из примерно 290 кг свеклы требуется около 27 кг угля и 16 кг извести и кокса. Процесс слагается из следующих стадий: экстракции, очистки, выпаривания и кристаллизации.

       Сначала свеклу моют, а потом нарезают в  стружку, которую загружают в диффузор, где сахар экстрагируется из растительной массы горячей водой. В результате получают "диффузионный сок", содержащий от 10 до 15% сахарозы. Остающийся свекловичный жом служит прекрасным кормом для скота. Диффузионный сок смешивают в сатураторе с известковым молоком. Здесь оседают тяжелые примеси. Затем через нагретый раствор пропускают диоксид углерода, чтобы известь связала несахара. Отфильтровав их, получают т. н. "очищенный сок". Отбеливание включает пропускание через него сернистого газа, а затем фильтрование через активированный уголь. Избыток воды удаляют выпариванием. Полученная в конечном итоге жидкость содержит от 50 до 65% сахара.

       Кристаллизацию  проводят в огромных вакуумных емкостях высотой иногда с двухэтажный  дом. Ее продукт – утфель – представляет собой смесь мелассы с кристаллами сахарозы. Эти составляющие разделяют центрифугированием, а полученный твердый сахар сушат. В отличие от тростникового, он не требует дальнейшего рафинирования и пригоден для употребления.

       Из  мелассы (первого оттека) получают выпариванием вторую, а потом и третью партию уже менее чистых кристаллов. Их растворяют и рафинируют.

       Главные производители свекловичного сахара – Россия, Германия, США, Франция, Польша, Китай, Турция и Италия. В Европе из сахарной свеклы получают практически весь сахар. В США урожай сахарной свеклы составил в 1991 году - 24 982 тыс. т. Выращивается она главным образом в Миннесоте, Калифорнии, Айдахо и Северной Дакоте. 
 
 

       
    1. Уровень использования производственной мощности.
 

       Таблица 4. Число действующих в России сахарных заводов на 2009 г.

Информация о работе Анализ рынка сахара в России