Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.
Представляется, что названные меры будут способствовать развитию российского рынка ценных бумаг в целом и первичных размещений в частности лишь в том случае, если руководство компаний-эмитентов осознает необходимость активного взаимодействия со всеми субъектами инвестиционно-рыночного процесса. Ограниченное и формальное выполнение требований законодательства к эмитентам, по сути предназначенных для защиты интересов инвесторов и повышения инвестиционной привлекательности финансовых инструментов, не позволит проводить успешные IPO в кризисных условиях дефицита инвестиционных ресурсов.
При размещении акций инвестиционная привлекательность характеризуется не только финансовыми показателями компании, но и стратегией её развития, ростом капитализации, деловой репутацией. Управление инвестиционной привлекательностью как важнейшая составляющая успеха IPO состоит в целенаправленной деятельности менеджмента компании по обеспечению прозрачности хозяйственной деятельности и защиты интересов инвесторов. В то время как основное содержание раскрываемой для инвесторов информации определяется законодательными требованиями к эмитентам ценных бумаг, особое значение приобретает информация, раскрываемая предприятием дополнительно и добровольно. Именно на основе этой информации формируется позитивное представление о предприятии, его инвестиционная привлекательность и конкурентные преимущества на фондовом рынке. Повышение информированности инвесторов относительно финансового положения предприятия, планов и перспектив его развития позволит им более точно прогнозировать будущее состояние предприятия и оценивать риски инвестиций.
Таким образом, у компаний-эмитентов есть мощные возможности для активизации и поддержания интереса инвесторов к размещаемым ценным бумагам, практически не зависящие от регулирующего вмешательства государства, – развитие коммуникаций с инвесторами (IR). Поэтому перспективы дальнейшего развития рынка первичных размещений будут зависеть не только от государственного регулирования, но и от правильной реализации финансовой и информационной политики самих компаний-эмитентов, заинтересованных в мобилизации капитала и повышении спроса на собственные ценные бумаги.
Подводя
итоги, отметим, что основными факторами
роста рынка IРО в России станут наличие
значимых стимулов к выходу на биржу у
потенциальных эмитентов и устойчивый
уровень спроса на новые инструменты со
стороны отечественных и зарубежных инвесторов.
При этом рост, по всей видимости, будет
иметь сдержанный характер, прежде всего
из-за неготовности компаний (собственников)
к раскрытию необходимого объема информации,
а также общей нестабильности инвестиционного
климата в стране [33].
3.3
Зарубежный опыт развития
рынка низколиквидных
акций и возможности
его использования в
российской практике
На российском рынке помимо «раскрученных» акций первого эшелона существуют еще порядка 1000 акций различных эмитентов (компаний) которые могут изменятся в цене значительно существенно нежели чем акции «первого эшелона». В силу того что цена может меняться достаточно существенна, то работая на таком рынке можно получить как большой доход и убыток. На сегодняшний день в России основной оборот денег конечно же проходит по «голубым фишкам», когда «второй эшелон» сосредотачивает в себе значительно меньшие обороты. Однако если посмотреть на опыт США то можно заметить немного иную картину.
В США на «второй эшелон» приходит порядка половина всего биржевого оборота, что позволяет мелким фирмам разместить (продать) свои акции достаточно дорого и привлекая деньги вкладчиков в свой бизнес, обеспечивая развития всей экономики в целом. Активную роль при этом принимает и правительство США, путем создания благоприятной экономической ситуации в стране и на фондовом рынке в частности, внося необходимые поправки законодательную базу.
С развитием российского рынка объем денег и компаний во «втором эшелоне» будет расти, давая доходность инвесторам (вкладчикам) и деньги бизнесу. Многие с опаской вкладывают деньги в акции «второго эшелона», но если рассматривать инвестиционные цели и сроки в рамках 5 или 10 лет, то рынок второго эшелона может показать достаточно серьезную доходность. При этом также не последнюю роль в развитии данного рынка сыграет и изучение опыта в США в формировании законодательной основы. Основываясь на примере США, также необходимо «пошатнуть» позиции сырьевых отраслей монополистов, чтобы дать возможность выйти на рынок компаниям, чьи акции составляют « второй», «третий» и последующие эшелоны.
Интересным представляется и опыт японского рынка ценных бумаг, в части акционерного рынка. В 1961 году, в дополнение к «первой секции» (в ней идет торговля акциями крупных компаний), для проведения сделок с акциями с меньшим объемом торгов была создана «вторая секция» биржи.
Акции крупнейших компаний котируются в рамках т.н. «первой секции» биржи. В разных местах торгового зала «первой секции» ведется торговля наиболее активно продаваемыми и покупаемыми акциями 150 эмитентов, сгруппированных по отраслям: в одном месте торгуют акциями автомобильных компаний, в другом - компаний электронной промышленности и т.д.
Членами фондовой биржи являются только юридические лица брокерско-дилерские фирмы (инвестиционные институты), численность которых согласно уставу составляет 124. При этом 123 из них - так называемые регулярные члены, и 1 - сайтори, представленные на бирже своими сотрудниками. Регулярные члены совершают брокерско-дилерские операции, сайтори выполняют посреднические операции между регулярными членами - их функции напоминают Функции специалистов на фондовых биржах США, но в отличие от последних сайтори запрещено совершать операции за собственный счет. В какой-то мере сайтори напоминают также Франкфуртских курсовых маклеров.
Маркетмейкинг
- один из наиболее существенных механизмов,
позволяющих стимулировать
На
российском рынке ценных бумаг пока
отсутствует четкого
В рамках исследования данного вопроса является интересным и опыт развития фондового рынка и в частности рынка акций «второго эшелона» стран Персидского залива. Фондовые рынки этих государств являются наиболее эффективно действующими среди рынков развивающегося мира. В период с 2001 года до сегодняшнего дня они прошли большой путь и стали более зрелыми.
Фондовый рынок Саудовской Аравии является наиболее крупным среди всех рынков арабского мира. Только один этот факт привлекает пристальное внимание зарубежных инвесторов. Saudi Holland Bank и Bank al-Jazeera учредили новые совместные фонды для привлечения иностранных инвесторов. Что же касается лондонского закрытого фонда Saudi Arabia Investment Fund, единственного на сегодняшний день финансового инструмента, позволяющего инвесторам участвовать в работе саудовского фондового рынка, то также есть предпосылки полагать, что он станет открытым.
Правительство Королевства также объявило о новом пакете законопроектов, нацеленном на либерализацию рынка, который сейчас контролируется SAMA и Министерством торговли. Эти законопроекты позволят увеличить приток зарубежных инвестиций и привлечь большее количество акций частных компаний Королевства. Многие рассматривают учреждение совместных фондов как переходный период от полной закрытости рынка к полноценному участию иностранных инвесторов в его работе.
Нефтяной сектор после 1998 года уже не рассматривается как залог экономического процветания. Упор на либерализацию экономики и частный сектор отразился на изменениях в работе региональных бирж. В частности, пересмотрен и значительно упрощен процесс преобразования компании в открытое акционерное общество, что, несомненно, увеличит приток новых компаний на рынок. Контроль над работой рынка стал более либеральным, но, тем не менее, работа бирж стала более прозрачной, что неизбежно укрепит доверие иностранных инвесторов. Для российской практики будет полезным перенять такое свойство рынка акций «второго эшелона» в персидских странах, как возможность продажи акций малыми лотами ( 10-100 штук). При этом риск неполучения дохода и недостатка инвесторов, желающих купить данную ценную бумага снижается. А это в свою очередь достаточно сильно оживляет рынок акций «второго эшелона» в странах Персидского залива.
Таким образом, основываясь на примере рынка акций «второго эшелона» в США необходимо увеличить до половины всего биржевого оборота, что позволит мелким фирмам разместить (продать) свои акции достаточно дорого и привлекая деньги вкладчиков в свой бизнес, обеспечивая развития всей экономики в целом.
А создание по примеру Японии института маркетмейкинга позволит стимулировать ликвидность биржевого рынка производных финансовых инструментов, что необходимо для формирования первоначальной ликвидности и ее поддержания по низколиквидным или новым (вводимым в обращение) акциям.
Для
российской практики будет полезным
перенять такое свойство рынка акций
«второго эшелона» в персидских странах,
как возможность продажи акций
малыми лотами ( 10-100 штук). При этом риск
неполучения дохода и недостатка инвесторов,
желающих купить данную ценную бумага
снижается. А это в свою очередь достаточно
сильно оживляет рынок акций «второго
эшелона» в странах Персидского залива.
Заключение
«Голубым фишкам» противопоставляют так называемые акции «второго эшелона». Как правило, это низколиквидные акции компаний, капитализация которых не превышает 500 млн. долл. Причем выбор таких акций намного шире, чем «голубых фишек». Основное отличие акций «второго эшелона» в общем случае состоит в их нестабильности, низкой ликвидности и в том, что они могут приносить как сверхдоходности, так и сверхубытки.
Акции «второго эшелона»
Российский рынок акций «второго эшелона» остается недостаточно развитым по сравнению с западными рынками. Среди основных проблем выделяют: информационная закрытость компаний, волатильность рынка, наличие специфических рисков, количество ценных бумаг в свободном обращении невелико, невысокое качество управления Активно данный рынок стал развиваться лишь в период с 2000-2006 гг.
Если рассматривать структуру рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики (за 2006-2008 гг.), доминируют здесь сырьевые компании, которых практически полностью представляет сектор нефти и газа, телекоммуникационные компании, в основном межрегиональные компании связи, машиностроительные компании во главе с АвтоВАЗом, а также региональные энергетические компании.
Индекс акций «второго эшелона», РТС-2, демонстрирует стабильный рост, темпы которого периодически опережают темпы роста индекса РТС. Средний объем оборотов на ФБ ММВБ в 2006 г. составил 4763,905 млрд. руб., а в 2008 г. – 4949,119 млрд. руб. Лидерами во «втором эшелоне» по доле, занимаемой на бирже в 2008 г. являются – компания «Лебедянский» - 29 %, « калина» - 20%, « Пурнефтегаз» - 15 %, «Регионнефтегаз» - 18% и другие. За анализируемый период положение данных компаний менялось незначительно – рост или падение на 1-2 %.
Также необходимо отметить, что если в в 2006 г. примерно 20 IPO, в 2007 г. – 26, а в 2008 г. – 23 IPO. Так в 2007 г. состоялось IPO ОАО «Полиметалл», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ОИЖК», в 2006 г. - ОАО «Армада», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Северсталь-авто» и другие.
Используя опыт Японии, в России стоит создать эффективный маркетмейкинг, который позволит повысить ликвидность биржевого рынка, что необходимо для формирования первоначальной ликвидности и ее поддержания по низколиквидным или новым (вводимым в обращение) акциям. А по опыту США необходимо увеличить до половины всего биржевого оборота, что позволит мелким фирмам разместить (продать) свои акции достаточно дорого и привлекая деньги вкладчиков в свой бизнес, обеспечивая развития всей экономики в целом.
При расширении инвестирования во «второй эшелон» инвесторы все чаще будут сталкиваться с процедурными вопросами, прежде всего касающимися реестров акционеров. Мелкие инвесторы на рынке акций « второго эшелона», если и будут увеличиваться, то весьма незначительно, не оказывая существенного влияния на рынок.
Основной
оборот низколиквидных акций будет
и дальше совершаться на внебиржевом
рынке «с голоса». Число инвестиционных
компаний, которые специализируются или
делают серьезную ставку на работу с акциями
перспективных, но не известных широким
слоям инвесторов предприятий, не уменьшится.
Более того, судя по возрастающему в регионах
числу скупщиков акций, можно сделать
вывод, что число «акул», остающихся в
тени, и их агрессия будут возрастать.
Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"