Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ценным бумhагам .doc

— 738.00 Кб (Скачать)
 
 

      Каждый, кто интересуется рынком акций, так  или иначе наверняка сталкивался  с выражением «второй эшелон». Первое, что приходит на ум: это ценные бумаги второго сорта. Однако это не совсем так. Акции «второго эшелона» — это малоликвидные и высокорискованные, с широким диапазоном доходности и убытков. Доходность инвестирования в такие активы может достигать сотни процентов — но, как правило, такой феномен очень редок. То есть эти акции трудно купить или продать, брокеры за операции с ними взимают более высокие комиссии, но именно во втором эшелоне скрываются «самородки», способные многократно обогатить «нашедшего» их инвестора.

      Проблема  функционирования и развития рынка  акций «второго эшелона» сложна и  актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.     

      На  профессиональном уровне привлекательность рынка акций «второго эшелона» оценивают аналитики инвестиционных компаний и банков. Они же знакомы с большинством трудностей, возникающих при работе на этом рынке[7].

      Сегодня, в условиях непредсказуемого поведения  рынка, проблема вложения собственных  средств приобретает особенную  актуальность. Неплохим способом приумножить свой капитал, по мнению аналитиков фондового рынка, может стать инвестирование в акции компаний «второго эшелона». Рядовой гражданин имеет возможность вложить свои средства в такие акции двумя способами - приобретя паи ПИФов, работающих с ценными бумагами этих компаний, или купив акции посредством интернет-трейдинга.

      В настоящее время, по данным Федеральной налоговой службы, в России около 170 тыс. акционерных обществ, в то время как на российских биржах допущены к торгам акции лишь 170 эмитентов, т. е. 0,1%. Таким образом, потенциал выхода на рынок компаний, относящихся в основном ко «второму эшелону», в том числе через IPO, огромен. Именно поэтому, исследование и анализ рынка акций «второго эшелона» на данном этапе является весьма актуальным[8].

      Цель  курсовой работы – на основе исследования теоретических подходов  функционирования рынка акций «второго эшелона», проведения анализа его современного состояния разработать направления по совершенствованию российского рынка акций «второго эшелона».

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследование инвестирования на рынке акций «второго эшелона»;
  • изучение проблем функционирований на рынке акций «второго эшелона»;
  • обзор российского рынка акций «второго эшелона»
  • исследование положения акций «второго эшелона» на ФБ ММВБ;
  • факторы, сдерживающие первичное размещение (IPO) предприятий средней капитализации;
  • составление прогноза развития рынка акций «второго эшелона» в России;
  • предложение мер по активизации IPO в России;
  • изучение зарубежного опыта развития рынка акций «второго эшелона» и возможности его использования в российской практике.
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретические аспекты функционирования рынка акций «второго эшелона» 

      1.1 Общая характеристика  акций «второго эшелона» 

      Понятие «второй эшелон» не является формализованным. Часть экспертов относят к нему все бумаги, за исключением 10-20 наиболее ликвидных. Другие ограничивают этот объем бумаг снизу, выделяя также «третий эшелон», который включает в себя еще менее ликвидные бумаги. Также нет единого для всех критерия разделения бумаг на достаточно и недостаточно ликвидные. В ходе проведенного работы автору не удалось найти в специальной учебной литературе четкого определения акций «второго эшелона»  в анализируемом контексте. Поэтому ссылки представлены на ведущих аналитиков российского рынка ценных бумаг.

      Выражение это скорее жаргонное. «Точного определения  акций «второго эшелона» не существует, — отмечает Владимир Сергиевский, стратег инвестиционной компании «Финам». — Как правило, так называют ценные бумаги малых и средних компаний, отличающиеся невысокой ликвидностью, но представленные на биржах» [22].

        Ко второму эшелону относят  акции компаний, рыночная стоимость  которых укладывается в рамки  $50-500 млн. Более крупные предприятия автоматически переходят в разряд первого эшелона или так называемых «голубых фишек», таких как «Газпром», «Лукойл», «Норильский никель». Их акциями в основном и торгуют на бирже, потому что они доступны и высоколиквидны, то есть их легко купить и продать в течение дня.

      «Второй эшелон» и низколиквидные акции  — понятия практически взаимозаменяемые. То есть если по сути 80% капитализации  российского рынка — это «голубые фишки», то дробление оставшихся 20% компаний представляет скорее академический  интерес, но с практической точки зрения — для осуществления правильных инвестиций — не имеет особого смысла. Целесообразно принять правильное решение относительно asset allocation — распределения классов активов в портфеле и уже затем выбирать наиболее недооцененные компании в каждом из сегментов.

      Определяющие  характеристики акций «второго эшелона»:

      1. В этом сегменте может существовать  некоторая ценовая неэффективность  — довольно слабое внимание  аналитиков к ряду компаний  «второго эшелона» и ограниченность  информации по этим компаниям создает довольно привлекательные инвестиционные возможности.

      2. Как правило, акции «второго эшелона» могут существенно обгонять в росте «голубые фишки». Цены этих акций могут вырасти в несколько раз за небольшой промежуток времени, тогда как в ликвидных акциях такое развитие событий крайне редко.

      3. Необходимо учесть, что инвестирование  в акции «второго эшелона», как правило, предполагает довольно длинные горизонты вложений (от нескольких месяцев до нескольких лет). В том числе и из-за проблем с ликвидностью, которые приводят к тому, что в случае быстрой продажи акций можно потерять значительные суммы из-за разницы между ценой покупки и ценой продажи.

      4. Исследование бизнеса компании, в которую вы вкладываетесь,  имеет большее значение для акций «второго эшелона», в первую очередь из-за отсутствия информации по ним. Но для акций «второго эшнлона» важно не только иметь представление о деятельности компании. Гораздо важнее идентифицировать факторы, которые могут привести к изменению стоимости компании. Если такие факторы отсутствуют, то компания по-прежнему будет недооцененной в течение очень длительного времени и ваши средства фактически окажутся заморожены.

      Среди основных факторов, которые приводят к изменению стоимости компаний, типичных для акций «второго эшелона», можно выделить следующие:

    • реструктуризация/консолидация/поглощение компании;
    • выход компании на рынки капитала (облигации, IPO);
    • появление нового амбициозного менеджмента/смена собственника;
    • заметно улучшившаяся позиция продукции компании на рынке и т. д.

      Низкая  ликвидность акций «второго эшелона» является, безусловно, существенным фактором риска по этим бумагам. Вы едва ли сможете  быстро выйти из них в случае, если вам срочно понадобятся деньги. Однако всякий риск на эффективном финансовом рынке несет в себе положительные моменты в виде более высокой доходности.

      Из-за низкой ликвидности акции «второго эшелона», как правило, более волатильны (изменчивы). Как только какой-то крупный  инвестор (например, стратегический) начинает скупать эти акции, их цена может увеличиться в несколько раз, поскольку ликвидность акций очень низкая.

      Инвестор  всегда надеется на получение дохода, который компенсирует риски вложений. Так и при инвестировании в  акции «второго эшелона» относительно высокие риски вложений, по сравнению «голубыми фишками», компенсируются более высокой ожидаемой доходностью по акциям компаний «второго эшелона».

      Недостатки акций «второго эшелона»:

  • ликвидность – по некоторым бумагам открывать позиции можно достаточно долго от одного дня до нескольких месяцев;
  • большое значение спредов (разница между покупкой / продажей) – на ликвидном рынке такая разница составляет доли одного процента, то на акциях второго эшелона разница покупки / продажи может достигать до 100 %;
  • нестабильность поведения цены – цена достаточно долго (на протяжении нескольких кварталов) может стоять на одном месте, а потом за один два дня вырасти на сотни процентов.

      Из-за таких недостатков и речи быть не может о техническом анализе  или использовании стоп приказов. Помочь сориентироваться в акциях второго эшелона может исключительно фундаментальный анализ или особая инсайдерская информация.

      Кроме того, чтобы вкладывать во второй эшелон, нужно запастись солидными средствами, поскольку эти акции продаются  лотами (партиями) по 100-1 000 штук. Можно, конечно, купить и одну акцию, однако есть риск, что потом никто не захочет приобрести у инвестора такой неполный лот.

      Роль  акций «второго эшелона» в стратегии  формирования модельных портфелей  инвестора состоит в том, что наряду с формированием портфеля из акций «первого эшелона», необходимо включать в портфель также акции «второго эшелона». Концентрация внимания на этих бумагах связана  с тем, что виден большой потенциал роста по низколиквидным компаниям, так как меньшее внимание инвесторов ко «второму эшелону» оставляет больше возможностей для неэффективной оценки рынком этих бумаг.

      При формировании инвестиционного портфеля необходимо принимать в расчет тот  факт, что в долгосрочной перспективе  очень сложно переиграть рынок и было проведено много исследований, результатом которых было опровержение теории, согласно которой в длительном интервале статистически достоверно можно угадывать дальнейшие направления рынка. Так что формирование долгосрочных портфелей должно осуществляться исходя из принципов стратегического распределения активов в портфеле (strategic asset allocation), когда структура классов активов в портфеле определяется из предпочтений клиента в разрезе риск—доходность[17].

      Таким образом, необходимо отметить, что в литературе не существует четко формализованного определения к понятию акций «второго эшелона». Это скорее жаргонное словосочетание, которым пользуются участники рынка ценных бумаг. При этом считается, что ко «второму эшелону» относятся акции, по которым торговые обороты в день составляют $100-500 тыс. Рыночная стоимость таких компаний, как правило, составляет до $500 млн. Акции «второго эшелона» обладают рядом характерных особенностей. Они являются нестабильными, низколиквидными, имеют большие значения спрэдов, данные акции способны приносить как сверх доходы, так и сверх убытки, обладают нестабильностью цен. 

      1.2 Инвесторы и инвестирование  на рынке акций  «второго эшелона» 

        Акции «второго эшелона» торгуются как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Как правило, совершение сделок на внебиржевом рынке предполагает повышенные риски, основными из которых являются риск получения недостоверной информации о стоимости ценных бумаг, а на биржевом рынке и риск недобросовестности контрагента.

        Акции второго эшелона могут приносить как большой доход, так и большие убытки. Стоимость этих ценных бумаг может вырасти в несколько раз за довольно небольшой промежуток времени, тогда как у высоколиквидных акций такое развитие событий крайне редко. Когда рынок растет, то акции второго эшелона часто показывают более активную ценовую динамику, чем «голубые фишки», и могут приносить своим владельцам значительный доход. Однако во время падения рынка акции второго эшелона обесцениваются быстрее, чем «голубые фишки». В связи с этим инвестирование в данные ценные бумаги - дело достаточно прибыльное, но и очень рискованное.

      Вложение  средств в акции «второго эшелона», как правило, предполагает довольно длинный горизонт вложений, в том числе и из-за проблем с ликвидностью, которые приводят к тому, что в случае быстрой продажи акций можно потерять значительные суммы из-за разницы между ценами покупки и продажи. Следует помнить, что если на Западе под долгосрочными вложениями понимаются инвестиции на 10-15 лет, то в России - на 2-4 года.

Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"