Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.
4)
Количество ценных бумаг в
свободном обращении у таких
компаний невелико (около 10-12%), что
приводит к высокой
5) Крупная сумма первоначальных вложений (минимум 100000 руб.) и длительный срок инвестирования (от 1 года): первое должно обеспечить отраслевую диверсификацию портфеля, а второе необходимо для получения максимальной доходности при заданном уровне риска.
Отдельного упоминания заслуживают специфические национальные риски, такие как бюрократия, коррупция регулирующих органов или рейдерские захваты. Для небольших компаний они могут быть просто смертельными. Именно по этой причине западные инвесторы пока предпочитают воздерживаться от активных вложений во второй эшелон, больше внимания уделяя «голубым фишкам».
На растущем рынке акции «второго эшелона» зачастую показывают более активную ценовую динамику и могут приносить свои владельцам доход в разы больший, чем «голубые фишки». Но на падающем рынке эти акции намного сильнее подвержены падению. Таким образом, вложения в акции «второго эшелона» могут быть очень прибыльными, но в то же время очень рискованными. Поэтому каждый инвестор решает для себя сам, какие акции выбрать для инвестирования средств.
И, несмотря на все оговорки и имеющиеся проблемы, тем не менее «второй эшелон» по-прежнему сохраняет перспективную привлекательность. Однако для успешной работы с этими акциями необходимо проводить скрупулезное исследование конкретных отраслей и компаний, промывать «тонны песка» для того, чтобы в итоге выделить несколько крупиц чистого золота.
Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что «голубым фишкам» противопоставляют так называемые акции «второго эшелона». Как правило, это низколиквидные акции компаний, капитализация которых не превышает 500 млн.долл. Причем выбор таких акций намного шире, чем «голубых фишек». Основное отличие акций «второго эшелона» в общем случае состоит в их нестабильности, низкой ликвидности и в том, что они могут приносить как сверхдоходности, так и сверхубытки.
Акции «второго эшелона»
Главный критерий грамотного инвестирования в акции «второго эшелона» - это выбор недооцененных рынком акций, которые имеют хорошие перспективы и потенциал роста, несмотря на невысокую ликвидность и капитализацию.
Однако
у акций «второго эшелона», как и у рынка
где они функционируют есть ряд недостатков,
которые снижают интерес инвесторов к
данному инструменту фондового рынка,
а следовательно и тормозят развитие рынка
акций «второго эшелона». Среди основных
проблем выделяют: информационная закрытость
компаний, волатильность рынка, наличие
специфических рисков, количество ценных
бумаг в свободном обращении невелико,
невысокое качество управления[16].
2
Исследование российского
рынка акций «второго
эшелона» в современных
условиях
2.1
Обзор российского рынка
акций «второго эшелона»
в условиях кризиса
После либерализации внешней торговли и сокращения военных расходов в начале 1990-х гг. подавляющее большинство отраслей российской экономики оказались неконкурентоспособны и сократили производство. Избежать значительного падения удалось только отраслям сырьевого сектора (в первую очередь нефти, газа и металлургии), продукция которых пользовалась спросом на мировом рынке. В результате, когда в России начал формироваться фондовый рынок, внимание портфельных инвесторов было приковано именно к крупным компаниям сырьевого сектора, а также некоторым естественным монополиям, которые впоследствии и составили "элитный клуб" "голубых фишек". Даже сейчас, по прошествии многих лет, основная торговля на фондовом рынке сконцентрирована вокруг акций 7-10 эмитентов, среди которых можно назвать Газпром, ЛУКОЙЛ, Норильский никель, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Сбербанк. Большинство предприятий других секторов экономики после акционирования автоматически попадали в категорию «второго эшелона» или даже «третьего» и «четвертого» эшелонов.
До девальвации рубля в 1998 г. большинство компаний «второго эшелона» чувствовали себя весьма неважно, так как завышенный курс рубля стимулировал импорт зарубежных товаров, который не позволял развиться отечественной промышленности. После 1998 г. ситуация изменилась: с одной стороны, девальвированный рубль сократил импорт, а с другой - к началу 2000-х гг. завершились первичный передел собственности и накопление капитала. Новые собственники стали больше интересоваться возможностями развития своих предприятий. В результате акции «второго эшелона» получили как бы вторую жизнь. Именно на 2000-2006 гг. приходится период, когда о существовании рынка акций «второго эшелона» можно говорить уже вполне уверенно.
Обычно среди всех торгуемых на бирже акций выделяют наиболее ликвидные бумаги, так называемые «голубые фишки». Остальные принято относить ко второму эшелону. Собственно говоря, формальных критериев разделения акций на различные эшелоны нет. Скорее есть список бумаг (очень небольшой), которые принято считать «голубыми фишками» и которые отслеживаются аналитиками большинства ведущих инвестиционных компаний.
Кроме того, Россия в этом вопросе, как и всегда, пошла своим путем. Исторически сложилось так, что в разряд российских «голубых фишек» попало очень ограниченное число ценных бумаг, а во втором эшелоне оказалось много перспективных, стабильно развивающихся компаний с хорошим уровнем free float. В результате образовался целый сегмент недооцененных предприятий с хорошим потенциалом роста капитализации. И хотя компаний, акции которых относятся ко второму эшелону, на порядок больше, чем эмитентов, чьи ценные бумаги входят в число «голубых фишек», внимания к ним со стороны потенциальных инвесторов намного меньше. Довольно слабый интерес аналитиков к ряду компаний второго эшелона и ограниченность информации по ним создают привлекательные возможности для инвестирования. Именно поэтому среди российских низколиквидных акций можно обнаружить интересные инвестиционные возможности, поскольку здесь зачастую налицо некоторая ценовая неэффективность.
В настоящее время в России граница между первым и вторым эшелонами стала менее четкой. Если еще несколько лет назад «голубые фишки» можно было однозначно отнести к наиболее ликвидным бумагам, то сегодня по мере расширения рынка все больше растет интерес инвесторов к бумагам «второго эшелона». В результате этого многие из них по ликвидности сравнялись с некоторыми из «голубых фишек».
Среднестатистический эмитент «второго эшелона» в России - это так называемая «компания средней капитализации» (MidCap), т.е. компания с объемами продаж от 50 до 500 млн. долларов в год и рыночной капитализацией от 25 до 500 млн. долларов.
Наиболее активно акции компаний «второго эшелона» торгуются на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» и ОАО «Фондовая биржа РТС».
Однако, если ММВБ, являясь крупнейшей российской биржей, сконцентрировала свои усилия на «голубых фишках», то РТС сделала ставку на «второй эшелон», в частности, для повышения ликвидности таких бумаг был создан институт биржевых специалистов. Изменения на рынке низколиквидных акций в связи с запуском торгов в России на биржевом рынке РТС (СГК) представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Состояние российского рынка акций «второго эшелона» в связи с запуском на биржевом рынке РТС (СГК)
Параметр | До запуска торгов | После запуска торгов |
Лоты | большие | небольшие |
Спрэды | широкие | узкие |
Комиссия | высокая | низкая |
Ликвидность | низкая или ее отсутствие | достаточно высокая |
Рыночные котировки | отсутствие по многим акциям | наличие по большому спектру акций |
Круг инвесторов | крупные, преимущественно институциональные инвесторы | все инвесторы,
в том числе частные – те,
кто играет на фондовом рынке через системы интернет-трейдинга |
Компания,
выполняющая обязанности
До 31 декабря 2003 г. основным индикатором рынка акций «второго эшелона» считался индекс инвесткомпании Sovlink Securities — Sovlink Russia Small-Cap (SRSC), который она начала рассчитывать в 2003 г. В индекс SRSC входили 45 бумаг, обращающихся на бирже РТС. Размер капитализации каждой компании должен быть не меньше $100 млн. и не выше $1 млрд., а суммарная стоимость акций в свободном обращении — $25-250 млн. Вес каждой акции в индексе Sovlink Securities одинаков в отличие от индекса РТС-2, где вес акции определяется исходя из капитализации компании.
Однако теперь основное
По информации РТС, на конец 2007 года к торговле в ней было допущено около 400 ценных бумаг, в том числе более 50 облигаций, а в индикативных системах была представлена информация об индикативных котировках более 900 акций.
Российские акции «второго эшелона» пользуются все большей популярностью среди инвесторов: индекс акций «второго эшелона» РТС-2 демонстрирует стабильный рост, темпы которого часто опережают темпы роста индекса РТС - основного индикатора движений на российском рынке акций, в состав которого входят и «голубые фишки»
Состав акций «второго эшелона» в целом достаточно стабилен, однако изменения нередки. «Второй эшелон» пополняется двумя путями: потерей акциями статуса «голубых фишек» и появлением на рынке новых акций после проведения IPO. Примером первого пути стали акции ЮКОСа и Мосэнерго, прежде бывшие среди наиболее активно торгуемых бумаг российского рынка. По известным причинам обороты торгов по ним сократились в десятки раз и перестали значительно влиять на общую динамику российского рынка акций.
Второй
путь, который сформировался
Российский рынок акций «второго эшелона» остается недостаточно развитым по сравнению с западными рынками, где даже по бумагам более низкого уровня количество продавцов и покупателей, а также объем торгов позволяют осуществлять и краткосрочные операции. В России же количество сделок за день даже по популярным бумагам нередко единично при незначительном денежном обороте. Во многом ситуация на российском фондовом рынке отвечает положению в экономике, при котором доминируют крупные монополии, - мелкие инвесторы малочисленны и слабы, а крупным игрокам акции «второго эшелона» неинтересны или интересны настолько, что их участие в торговле приводит к разрушению и «параличу» фондовой деятельности того эмитента, к которому проявлен интерес. Что уж говорить, если даже бумаги «первого эшелона» не в состоянии противостоять внешнему давлению. Всем известна судьба ЮКОСа и Мосэнерго, фактически выбывших из числа «голубых фишек», что стало следствием стратегического интереса крупных государственных структур.
«Второй
эшелон» не только приобретает бумаги,
но и теряет их. Например, в последнее
время среди «голубых фишек» российского
рынка закрепились акции
Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"