Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ценным бумhагам .doc

— 738.00 Кб (Скачать)

      Встречное движение, которое позволило подняться  крупным компаниям «второго эшелона» до уровня «голубых фишек», пока не слишком  очевидно. Улучшения в отдельных  бумагах все же происходят: многие считают такие компании, как МТС, ВымпелКом и Уралсвязьинформ, по многим параметрам соответствующими статусу эмитентов "первого эшелона". Есть и другие кандидаты на повышение в статусе. Вообще, критерии, по которым бумагу можно отнести к определенной категории, достаточно условны. Особенно размыта граница между акциями «второго» и «третьего эшелонов» [6].

      Формальным  критерием для определения статуса  бумаги может служить ее включение  в различные биржевые котировальные  листы. Биржи дают профессиональную оценку бумаге, прежде чем отнести ее к определенной категории акций, но она, тем не менее, не всегда является точной. В список бумаг для расчета индекса акций «второго эшелона» фондовой биржи РТС входит больше 60 компаний, и при первоначальном рассмотрении его можно считать достаточно полным перечнем бумаг «второго эшелона». Конечно, в него включены различающиеся по качеству бумаги. К своего рода элите «второго эшелона»  - достаточно ликвидным и активно торгующимся бумагам, помимо вышеупомянутых МТС, ВымпелКома и Уралсвязьинформа можно отнести акции Аэрофлота, Северстали, Иркутскэнерго, Транснефти, НОВАТЭКа, МГТС, региональных «телекомов».

      Также анализ таблицы 2.2 показывает, что среди акций «второго эшелона» можно найти немало недооцененных бумаг.

Таблица 2.2  - Наиболее привлекательные акции рынка «второго эшелона» на период 2006г. (десятка лидеров)

Эмитент Тикер Планируемая цена, долл. Рыночная  цена, долл. Потенциал, % Дата  обновления
Мебельная компания «Шатура» mksh 172,5 120 43,75 22.03.06
МГТС; ADR MOW 22,4 15,5 44,52 07.02.06
ВолгаТелеком (ADR) NZH 10,8 6,6 63,64 24.01.06
Калужский турбинный завод ktyr 83,25 50 66,5 06.02.06
Мечел MTLR 15,57 9 73 17.03.06
Ашинский  метзавод amez 0,9 0,5 80 06.02.06
S7 Airlines avsi 3830 2050 86,83 06.02.06
Нижнекамскнефтехим (прив.) nkncp 1,4 0,72 94,44 17.02.06
Нижновэнерго NNGE 49,42 20 147,1 21.03.06
Сибирьтелеком (прив) STKMP 0,321 0,0736 336,14 17.03.06
 
 

      Подводя итог всему вышеизложенному, стоит  отметить следующие основные моменты. Обзор за последние десять лет  показывает, что  российский рынок акций «второго эшелона» остается недостаточно развитым по сравнению с западными рынками. Активно данный рынок стал развиваться лишь в период с 2000-2006 гг.

      В России количество сделок за день даже по популярным бумагам нередко единично при незначительном денежном обороте. Во многом ситуация на российском фондовом рынке отвечает положению в экономике, при котором доминируют крупные монополии. Состав акций «второго эшелона» в целом достаточно стабилен, однако изменения нередки. «Второй эшелон» пополняется двумя путями: потерей акциями статуса «голубых фишек» (ЮКОС, Мосэнерго) и появлением на рынке новых акций после проведения IPO (НОВАТЭК, СеверстальАвто).

      Наиболее активно акции компаний «второго эшелона» торгуются на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» и ОАО «Фондовая биржа РТС». Запуск торгов на биржевом рынке РТС качественно и количественно улучшил характеристики рынка низколиквидных акций.

      За  анализируемый период наиболее привлекательными явились акции компаний Мебельной  компании «Шатура», ВолгаТелеком (ADR),Калужского турбинного завода, Ашинского метзавода, Сибирьтелеком (прив.), относящиеся к рынку акций « второго эшелона».

      В целом российский рынок неликвидных  акций отличается общей настороженностью участников торгов, выражающейся в  их ограниченном количестве и, как следствие, невысоким уровнем волатильности, благоприятной зоной риска и относительной независимостью данного сектора

российского фондового рынка.

      При этом низкое качество рынка акций  « второго эшелона», проблемы с  ликвидностью не помешали данным бумагам  внести значительный вклад в развитие российского фондового рынка за анализируемый период.

      Если  анализировать акции по обороту торгов, то во «втором эшелоне» можно выделить три группы бумаг. Первая группа - это ближайшие кандидаты на статус «голубых фишек». К ним относятся прежде всего акции компаний «Уралсвязьинформ», «Татнефть» и «АвтоВАЗ» [20].    

      Вторая  группа компаний – сердцевина  «второго эшелона». Эти акции в ближайшее время не имеют шансов стать «голубыми фишками», но одновременно являются весьма инвестиционно привлекательными и могут составлять существенную долю инвестиционных портфелей. В этой группе представлены крупные нефтегазовые предприятия: Пурнефтегаз (основное добывающее предприятие Роснефти) и бурно растущая в последнее время Транснефть. К данной группе может быть отнесен и ЮКОС при условии благоприятного для него развития событий. Также в эту категорию компаний входят наиболее динамично развивающиеся структуры, связанные с телекоммуникациями и наукоемкими технологиями - потенциальные «голубые фишки» рынка через 3-4 года - МТC, РБК и «Иркут».

     В третьей группе в основном сосредоточены  предприятия энергетики и телекоммуникационного  сектора, ликвидность по которым «распылена» вследствие их многочисленности. Кроме того, к этой группе относится большинство новых компаний, пришедших на рынок через IPO, но пока либо не нашедших своих активных игроков, либо имеющих слишком малый free-float. 
       Ценовая динамика акций компаний «второго эшелона» весьма неоднородна. В качестве точки отсчета можно выбрать средний рост «голубых фишек» за период с середины 2006 г. до середины 2008 г., который характеризуется 20%-ным увеличением индекса ММВБ. Во «втором эшелоне» присутствуют более привлекательные активы: рост акций РБК составил 116%, «Балтики» - 106%, «Пурнефтегаза» - 95%, «Регионнефтегаза» (основное добывающее предприятие Славнефти, находящейся в собственности ТНК-ВР и Сибнефти) - 73%, «Калины» - 44%. 

      Несколько энергетических активов снизились  в цене, что в основном связано  с процессами реструктуризации отрасли. Но есть и явный пример спекулятивной игры на акции. Акции металлургического трейдера компании «Интерурал» в 2007 г. были неоправданно завышены в цене, а капитализация компании превышала капитализацию Сбербанка. В текущем году капитализация Интерурала снизилась на 96%.

      Если  рассматривать структуру рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики (в терминах оборота торгов), то, как и следовало ожидать, доминируют здесь сырьевые компании, которых практически полностью представляет сектор нефти и газа, телекоммуникационные компании, в основном межрегиональные компании связи, машиностроительные компании во главе с АвтоВАЗом, а также региональные энергетические компании. Данную структуру за 2006-2008 гг. наглядно представлена на рисунках 2.1, 2.2  и 2.3. 

        

      Рисунок 2.1 Структура рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики в 2006 г., в %

      За  анализируемый период согласно данным принципиально картина на рынке  не меняется. Лидирующее положение  занимают сырьевые компании (они менее всего с 1998г. были подвержены кризису, так как сформировали монопольный рынок) – 42,4 %, телекомы – 35 %, машиностроение  - 12,23% и энергетика – 10,3 % (в среднем за 3 года).

        

      Рисунок 2.2 Структура рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики в 2007 г., в %

      Такие же сектора экономики как финансы, транспорт занимают соответственно 0,25 и 0,5 %, потребсекторы – 1,48 %. данные отрасли существенно зависят  от колебаний на мировом и внутреннем рынке и очень чувствительны  к изменениям в законодательной базе, рыночной конъюнктуре спросу со стороны потребителей.

        

      Рисунок 2.3 Структура рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики в 2008 г., в %

      Говоря об отраслевой структуре рынка, необходимо отметить, что степень ее диверсификации весьма низкая. На три ведущие отрасли приходится более 88% общего оборота торгов. В структуре рынка практически не представлены компании «высоких технологий», легкой, лесной, пищевой промышленности, торговли, транспорта. Минимально представлен финансовый сектор. Степень развития российского фондового рынка в будущем может оцениваться уровнем его отраслевой диверсификации. [12,19,21].

      По  мнению автора в рамках анализа рынка  низколиквидных акций нельзя обойти стороной  индекс акций второго эшелона (сокращенное наименование – Индекс РТС-2, код в информационных системах – RTS2), который является индикатором торгов на ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система» акциями, отнесенными ко второму эшелону по признакам ликвидности и капитализации. Расчет Индекса РТС-2 осуществляется в режиме и по формулам расчета Индекса РТС (рассчитывается на основании 78 компаний).

      

      Рисунок 2.4 Динамика индекса РТС за 2005-2008 гг.

      При этом рисунок 2.5, в наглядно отражает стремительное увеличение ежегодных совокупных оборотов торговли и суммарного количества совершенных сделок[15].

      

      Рисунок 2.5 Динамика индексов РТС и РТС -2 за 2005-2008 гг.

      Анализ  рисунка 2.5 показывает, что последние 3 года индекс РТС-2 уступает весьма незначительно индексу РТС. А с 17.05.06 - 17.09.06 превышает его. Индекс акций «второго эшелона» демонстрирует стабильный рост, темпы которого периодически опережают темпы роста индекса РТС  - основного индикатора движения на российском рынке акций, в состав которого входят и «голубые фишки».

      Отметим два негативных фактора. Во-первых, снизились объемы торгов и сделок за период с января 2007 г. по январь 2008 г. на Классическом рынке РТС: обороты сократились почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Во-вторых, налицо синхронность изменений объемов торгов и количества совершенных сделок Фактор синхронности косвенно свидетельствует о сохранении структуры инвесторов при увеличении объемов торгов, что нельзя назвать положительной характеристикой. Более того, годовые показатели общего количества операций с акциями Классического рынка РТС снижаются на фоне роста оборотов, что говорит уже не о сохранении структуры инвесторов, а о ее стагнации: все большие блоки акций концентрируются у крупных игроков.

      Учитывая  то, что акции второго эшелона  на сегодняшний день - прерогатива  опытных и крупных инвесторов, снижение активности таких участников торгов является негативным фактором, отражающим как перекупленность  и высокие цены наиболее интересных объектов инвестирования, так и общую настороженность инвестиционного климата.

      Необходимо  также  отметить лидеров повышения  и понижения цен на низколиквидные акции за анализируемый период. Прежде всего к ним можно  таких участников классического рынка как ОАО «Уралкалий» - + 406% ( 2006 г.), ОАО «МЕЧЕЛ» - + 225%. ОАО  « Белгородэнерго» - + 190 % ( в 2008 г).

       Лидеры снижения цены на классическом  рынке представлены другими компаниями. Это ОАО « Сургутнефтегаз»  - 42%, ОАО « Уралсиб» - 33% и др.

      Таким образом, анализ рынка российского  рынка низколиквидных акции  по обороту  показал наличие трех основных групп  акций. Первая группа – ближайшие  кандидаты на статус « голубые  фишки», вторая – сердцевина «второго эшелона» и третья - предприятия энергетики и телекоммуникационного сектора, ликвидность по которым «распылена» вследствие их многочисленности.

      Если  рассматривать структуру рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики (за 2006-2008 гг.), то, как и следовало ожидать, доминируют здесь сырьевые компании, которых практически полностью представляет сектор нефти и газа, телекоммуникационные компании, в основном межрегиональные компании связи, машиностроительные компании во главе с АвтоВАЗом, а также региональные энергетические компании.

      Индекс акций «второго эшелона», РТС-2, демонстрирует стабильный рост, темпы которого периодически опережают темпы роста индекса РТС  - основного индикатора движения на российском рынке акций, в состав которого входят и «голубые фишки». На рынке также присутствуют лидеры повышения и понижения цен[14,23]. 

     2.2 Акции «второго  эшелона» на ФБ  ММВБ     

        В рамках Группы ММВБ действует ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» — ведущая российская фондовая площадка, на долю которой приходится более 98% совокупного оборота акций всех российских фондовых площадок и более 70% глобального биржевого оборота российских ценных бумаг (включая GDR и ADR). Рынок акций, как сегмент финансового рынка на ФБ ММВБ функционирует с 1997г.

        На бирже ежедневно идут торги  по ценным бумагам 760 российских эмитентов, в том числе по акциям 210 российских эмитентов, включая ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк России», ОАО «ГМК Норильский никель», ОАО «Лукойл», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Татнефть» и др. — с общей капитализацией порядка 30 трлн руб. (около 1,2 трлн долл. Все вышеприведенные компании относятся к «голубым фишкам», что говорит о том, что оставшиеся  около 180 российских эмитентов акций, представленных на ФБ ММВБ – это участники рынка акций « второго эшелона».

Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"