Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ценным бумhагам .doc

— 738.00 Кб (Скачать)

        В 2007 году объем сделок на  ФБ ММВБ по операциям с акциями,  облигациями и сделки репо, достиг 44 трлн. руб. (1,7 трлн. долл.), в т.ч.  сделки с акциями — 31 трлн. руб. (1,2 трлн. долл.). Торги низколиквидными  акциями  проводятся в электронной  форме на базе современной элетронной торговой системы, к которой подключены региональные торговые площадки и удаленные терминалы.

      Фондовая  биржа ММВБ является важным элементом  осуществления первичного размещения ценных бумаг (IPO) для российских эмитентов. На Фондовой бирже ММВБ заработал Сектор инновационных и растущих компаний (ИРК), созданный при поддержке Мининформсвязи России с целью формирования условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, создание предпосылок для массовых IPO этих компаний и решение задач венчурного финансирования в стране. Для повышения уровня и качества транспарентности компаний Сектора ИРК на бирже введен институт листинговых агентов – организаций, способствующих выводу на биржу высокотехнологичных компаний. В 2007 г. прошли дебютные биржевые размещения и начались торги ценными бумагами первых эмитентов в Секторе ИРК[29].

      Положение компаний-лидеров на ФБ ММВБ за последние 3 года представлены схематично на рисунках 2.6 , 2.7 и  2.8  В период за 2006-2008 гг. не изменила свое положение компания « Северсталь» - 9% от всего оборота на бирже, а также « Пурнефнегаз» - 15 %. Компания «Регионнефтегаз» в 2008 г вернула себе долю оборота в 18%, сохранив ее на уровне 2006 г. и поднявшись на 1% по сравнению с 2007г.

     

     Рисунок 2.6 – Лидеры рынка акций «второго эшелона» по обороту в 2006г.

      Та  же тенденция характерна и для  организации « Лебедянский»  - 29%, однако это снижение на 1% по сравнению с 2007 г.

      

     Рисунок 2.7 – Лидеры рынка акций «второго эшелона» по обороту в 2007г. 

      А вот компании « Седьмой континент» снизила свои позиции за последних 2 года до 9% по сравнению с 10% в 2006 г. А  «Калина» наоборот прибавила 1 %  в 2007-2008 гг. , составив долю оборота на ФБ ММВБ в 20%.

     

     Рисунок 2.8 – Лидеры рынка акций «второго эшелона» по обороту в 2008г.

     Следует также проанализировать средний  объем оборота на ФБ ММВБ

     

     Рисунок 2.9 – Средний объем оборота (в  млрд. руб.) за 2006 – 2008 гг. на ФБ ММВБ

      Данные  рисунка 2.9 свидетельствуют о том, что рынок за анализируемый период растет, хотя влияние мирового экономического кризиса и пошатнули данную тенденцию. Средний объем оборотов в 2006 г. составил 4763,905 млрд. руб, а в 2008 г. – 4949,119 млрд. руб.

      

      Рисунок 2.10 -  Динамика акций «второго эшелона» за февраль, в %

      Также нужно отметить, что наиболее дорогими акциями  компаний являются акции  «Пурнефтегаз» (средняя цена за 3 года  - 2,066 руб.), «Мосэнерго» - 1,72 руб., «Интерурал»  - 0,83 руб., «Иркут»  - 0,79 руб. По показателю «цена акции» их можно отнести к лидерам[15].

      На  период времени  с 16 по 20 ноября 2009 года российские фондовые индексы повысились незначительно: РТС прибавил 1,18%, ММВБ - 1,79%. Тем временем рост индекса акций второго эшелона ММВБ МС был более существенным и составил 3,58%. Наибольшим спросом на минувшей неделе пользовались акции машиностроительных компаний: индекс «ММВБ-Машиностроение» повысился на 5,13%. Нефтегазовая отрасль росла меньше остальных - соответствующий индекс прибавил лишь 1,9%.

      Наиболее  существенный вклад в рост машиностроительной отрасли на прошедшей неделе внесли бумаги КАМАЗа - капитализация компании увеличилась на 7% на фоне заявлений о запуске ею совместного производства с японским автопроизводителем Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation в начале 2010г. При этом на общем фоне не вполне убедительно выглядели акции УАЗа (+1,74%). Несколько лучшие результаты показал АВТОВАЗ (+5,3%) - поддержку его котировкам в конце недели оказала новость о готовности ВЭБа финансировать инвестиционную программу и реструктуризацию долгов автопроизводителя.

      Бумаги  телекоммуникационного сектора  рынка показали разнонаправленную  динамику. Лучше прочих выглядел «Северо-Западный Телеком», прибавивший 10,5%. «Дальсвязь» (+3,18%) и «Волгателеком» (+3,41%) на этом фоне смотрелись не столь впечатляюще. Котировки «Сибирьтелекома» и «Уралсвязьинформа» по результатам недели снизились на 1,07% и 1,68% соответственно. Котировки последнего показывали негативную динамику на фоне новости о значительных расходах в связи с погашением первых 20% (400 млн руб.) номинальной стоимости неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя.

      Восходящую  динамику в минувшую торговую пятидневку показал и сектор минеральных удобрений. В лидерах повышения были бумаги «Сильвинита» (+9,26%). Компания объявила об инвестировании более 2,6 млрд руб. в строительство комплекса нового шахтного ствола на руднике Второго рудоуправления. С пуском ствола (№5) мощность рудника Второго рудоуправления «Сильвинита» увеличится в 1,6 раза - до 12 млн т сильвинитовой руды в год. «Акрон» и «Дорогобуж» по итогам минувшей недели тоже подорожали – на 2,75% и 6,24% соответственно.

        Металлургический сектор на прошедшей неделе двигался вместе с рынком. При этом на общем позитивном фоне выделились акции «Полюс золота»- они по итогам недели подешевели на 0,43%. Котировки золотопроизводителя продавили коррекция цен на золото и заявления о возможной продаже до 5% акций «Полюс золота» группой «ОНЭКСИМ» и компанией «Нафта Москва». После заявления об отсутствии в настоящий момент намерений по продаже пакета в конце недели котировки «Полюса» немного подросли, но не сумели тем не менее выйти в «плюс». Тем временем акции «Полиметалла» за неделю заметно подорожали - на 4%.

        Положительную динамику продемонстрировали и бумаги угольных компаний. Как стало известно, выручка «Мечела» по российским стандартам бухгалтерского учета за 9 месяцев 2009г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,1% - до 6,329 млрд руб. Валовая прибыль компании в отчетном периоде составила 6,318 млрд руб. (-14,17%), прибыль от продаж - 5,516 млрд руб. (-14%), чистая прибыль - 6,207 млрд руб. (сокращение в десять раз). На этом фоне капитализация «Мечела» за неделю выросла лишь на 1,51%. Повышались в цене бумаги и других представителей отрасли: «Распадская» прибавила 5,15%, «Белон» - 2%.

      Сталелитейные компании завершили прошедшую неделю в положительной зоне. ММК удалось разместить облигационный выпуск на сумму 5 млрд руб. На фоне этой новости акции комбината показали прирост на 4,3%. Несколько лучше выглядели бумаги «Северстали» (+4,88%) и НЛМК (+8,84%). Стоит отметить, что последний начал размещение биржевых облигаций также на 5 млрд руб. На фоне мирового роста цен на промышленные металлы расписки Evraz group подорожали за неделю на 5,46%[25].  

     2.3 Факторы, сдерживающие  первичное размещение (IPO) предприятий средней капитализации 

      Рост  фондового рынка всегда базируется на появлении новых компаний на рынке  через IPO. Интерес к теме IPO в последнее  время значительно возрос, что связано с активизацией процесса проведения первичных размещений. Каковы перспективы рынка IPO во «втором эшелоне»? Какие необходимо выполнить условия, чтобы этот рынок «задышал»? Это основные вопросы, которые ставит перед собой автор.

      Текущее состояние ликвидности в России позволяет утверждать, что предложение денег, по крайней мере, для размещений акций средних компаний, будет обеспечиваться.

      Вторым  условием является готовность самих  компаний к выходу на рынок через IPO, в том числе уровень их корпоративного управления, транспарентность, адекватная структура капитала. Рассматривая отраслевую структуру рынка акций «второго эшелона», можно выделить те отрасли, эмитенты которых могут «выстрелить» с IPO в ближайшее время. Прежде всего это финансовый сектор. Хотя акции банков, исключая акции Сбербанка, торгуются на российском фондовом рынке не столь активно, перспективы у них достаточно хорошие.

      Тому  существует несколько причин: наибольшая финансовая прозрачность и доступность  информации, известность на рынке, наработанная за счет корпоративных облигаций кредитная история. Тенденция к присвоению российским банкам кредитных рейтингов ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, скорее всего, также будет способствовать повышению их узнаваемости на рынке.

      Больший импульс развитию рынка банковских акций может придать хотя бы одно удачное IPO какого-либо коммерческого банка. Размер банка при этом особого значения иметь не будет. Важен сам факт. Если IPO пройдет удачно, то ликвидность рынка, скорее всего, заметно возрастет. Многие банки начнут выводить свои акции на рынок, увеличится, видимо, и инвестиционный интерес. Отметим, что о возможности IPO не так давно заявляли руководители РОСБАНКа и ВТБ.

      Еще одна возможная тенденция - рост ликвидности  рынка банковских акций в преддверии возможного всплеска активности в секторе слияний/поглощений. Тенденция к укрупнению банковских институтов набрала силу в 2006-2008 гг. (по мере роста конкуренции с иностранными банками). В этом случае банки сами  заинтересованы в развитии рынка собственных акций.

          Говоря о современном состоянии в России IPO, нужно отметить существенный рост. Наглядно данный процесс представлен на рисунке 2.11.

      Если  в 2004 г. было осуществлено всего 5 IPO российских компаний, в 2005 г. - 12 размещений, то в 2006 г. примерно 20 IPO, в 2007 г.  – 26, а в 2008 г. – 23 IPO.

      

      Рисунок 2.11 – Объем осуществленных  в  России IPO за 2004-2008 гг.

      Как видно из рисунка 2.11 в 2008 г. произошло  некоторое снижение по сравнению  с 2007 г., что вызвано влиянием мирового экономического кризиса в стране. Однако общая тенденция роста на открытом публичном размещении сохраняется. Так в 2007 г. состоялось IPO ОАО «Полиметалл», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ОИЖК», в 2006 г. - ОАО «Армада», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Северсталь-авто» и другие. 

        Причем акции  поступают на российский рынок в связи с ожидаемым принятием регулирующих мер, налагающих в отношении внутреннего рынка обязательства на компании, желающие разместить бумаги на западных торговых площадках. Разумеется, это не столько количественное, сколько качественное усиление российского рынка, так как эмитенты изначально рассчитывают на получение максимальной выручки от готовящихся размещений и, следовательно, способны действовать в направлении повышения стоимости акций, что совпадает с интересами инвесторов. Собственно, так и должно быть в нормальных условиях, но для России, в силу исторических особенностей формирования фондового рынка, это неординарная ситуация и значительный прогресс.

      Таким образом, можно сформулировать ряд общих условий, которые дадут зеленый свет IPO во «втором эшелоне»:

  • проведение удачных IPO средними компаниями различных отраслей на российском рынке;
  • активная работа с международными рейтинговыми агентствами и расширение спектра компаний, имеющих кредитные рейтинги;

      разработка  и реализация государственной программы  повышения инвестиционной привлекательности  бизнеса, включающая создание адекватных правовых условий для проведения IPO на российском рынке. [24, с.32-34]

      Делая вывод, о положении «второго эшелона» на ФБ ММВБ, нужно сказать, что они представлены акциями более 180 компаний. Однако они составляют основной оборот торгов на бирже, хотя имеют значительные перспективы для роста и перехода ряд компаний в разряд « голубых фишек». Средний объем оборотов на ФБ ММВБ  в 2006 г. составил 4763,905 млрд. руб., а в 2008 г. – 4949,119 млрд. руб. Лидерами во «втором эшелоне» по доле, занимаемой на бирже в 2008 г. являются – компания «Лебедянский» - 29 %,       « калина» - 20%, « Пурнефтегаз» - 15 %, «Регионнефтегаз» - 18% и другие. За анализируемый период положение данных компаний менялось незначительно – рост или падение на 1-2 %.[9, с.57-62]

Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"