Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Проблема функционирования и развития рынка акций «второго эшелона» сложна и актуальна для России. Последнее время участники российского фондового рынка уделяют все больше внимания рынку акций «второго эшелона». Причины этого понятны: по распространенному мнению «голубые фишки» оценены справедливо, в то время как во «втором эшелоне» можно найти бумаги с высоким потенциалом роста, на десятки, а иногда и сотни процентов. Также можно отметить дефицит инструментов для инвестирования вообще и для составления диверсифицированных портфелей в частности.
Фондовая биржа ММВБ является важным элементом осуществления первичного размещения ценных бумаг (IPO) для российских эмитентов. Если в 2004 г. было осуществлено всего 5 IPO российских компаний, в 2005 г. - 12 размещений, то в 2006 г. примерно 20 IPO, в 2007 г. – 26, а в 2008 г. – 23 IPO. Так в 2007 г. состоялось IPO ОАО «Полиметалл», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ОИЖК», в 2006 г. - ОАО «Армада», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Северсталь-авто» и другие.
Мы считаем, что усилия регулятора по совершенствованию законодательной базы, усилия бирж и инфраструктурных организаций по созданию эффективной среды проведения IPO, активная позиция эмитентов приведут к тому, что подобные размещения станут обычным явлением на рынке. Результаты этой работы главным образом отразятся на рынке акций «второго эшелона», куда в первую очередь будут входить «новички». Ведь как известно, потенциал выхода на рынок компаний, относящихся ко «второму эшелону» через IPO огромен.
Резюмируя анализ российского рынка акций «второго эшелона», нужно сказать, что российский рынок акций «второго эшелона» остается недостаточно развитым по сравнению с западными рынками. Активно данный рынок стал развиваться лишь в период с 2000-2006 гг.
Состав акций «второго эшелона» в целом достаточно стабилен, однако изменения нередки. «Второй эшелон» пополняется двумя путями: потерей акциями статуса «голубых фишек» (ЮКОС, Мосэнерго) и появлением на рынке новых акций после проведения IPO (НОВАТЭК, СеверстальАвто).
Анализ
рынка российского рынка
Если рассматривать структуру рынка акций «второго эшелона» по отраслям экономики (за 2006-2008 гг.), доминируют здесь сырьевые компании, которых практически полностью представляет сектор нефти и газа, телекоммуникационные компании, в основном межрегиональные компании связи, машиностроительные компании во главе с АвтоВАЗом, а также региональные энергетические компании[10].
Индекс акций «второго эшелона», РТС-2, демонстрирует стабильный рост, темпы которого периодически опережают темпы роста индекса РТС.
Средний объем оборотов на ФБ ММВБ в 2006 г. составил 4763,905 млрд. руб., а в 2008 г. – 4949,119 млрд. руб. Лидерами во «втором эшелоне» по доле, занимаемой на бирже в 2008 г. являются – компания «Лебедянский» - 29 %, « калина» - 20%, « Пурнефтегаз» - 15 %, «Регионнефтегаз» - 18% и другие. За анализируемый период положение данных компаний менялось незначительно – рост или падение на 1-2 %.
Также необходимо отметить, что если в в 2006 г. примерно 20 IPO, в 2007 г. – 26, а в 2008 г. – 23 IPO. Так в 2007 г. состоялось IPO ОАО «Полиметалл», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ОИЖК», в 2006 г. - ОАО «Армада», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Северсталь-авто» и другие.
В
целом российский рынок неликвидных
акций отличается общей настороженностью
участников торгов, выражающейся в
их ограниченном количестве и, как следствие,
невысоким уровнем
российского
фондового рынка.
3
Перспективы развития
российского рынка
акций «второго
эшелона»
3.1
Прогноз развития рынка
акций «второго эшелона»
в России
Уточним, что акциями «второго эшелона» будем называть акции, не являющиеся «голубыми фишками». Просто, чтобы не делить рынок на «второй, третий, десятый эшелоны». Также автор считает, что в данной ситуации является излишним рассмотрение конкретных эмитентов и возможностей их бумаг на некую перспективу. Такие рекомендации в изобилии доступны в аналитике любого приличного брокера.
В целом, рынок акций «второго эшелона» представляется инвесторам гораздо более недооцененным по сравнению с «голубыми фишками». Практически по всем акциям более или менее заметных предприятий скупщиками на местах принимается решение покупать, даже если рынок настроен негативно. Да, снижаются цены покупки, ограничиваются суммы сделок (особенно после падения, когда сливать скупленные «за дорого» акции не хочется), но в целом очевидно сохранение общего настроя: не выросло сегодня, вырастет завтра или послезавтра. Эти настроения регулярно поддерживаются заказами со стороны крупных инвесторов - когда «на улицу» выставляются цены, равняющиеся, а иногда и превышающие цены спроса на крупнейших биржах страны.[11]
Но
если такие настроения местных инвестиционных
компаний - далеко не новость, то все
увеличивающийся интерес к
Повышение интереса со стороны мелких инвесторов может привести к тому, что некоторые наиболее раскрученные акции «второго эшелона» будут отнесены уже в разряд «голубых фишек». О реальности этого допущения свидетельствует, например, включение в индекс РТС целого ряда акций «второго эшелона».
Интересным и неоднозначным фактором, который будет оказывать серьезное влияние на интерес инвесторов всех уровней к акциям «второго эшелона» станет реформа энергетической отрасли. А именно то, что в связи с ней на ФБ ММВБ становится доступным множество инструментов - акции местных и территориальных энергетических компаний. Чтобы переварить такой мощный пласт рынка, требуются не только серьезные деньги, но и серьезные дополнительные усилия аналитиков. В условиях недостатка кадров и не самой высокой прозрачности энергетической отрасли это скажется на качестве материалов и в итоге может повлиять на отношение инвесторов ко «второму эшелону» в целом.
Невозможно рассуждать о перспективах рынка низколиквидных акций, не понимая, что часто основной оборот по наиболее интересным бумагам совершался и, по-видимому, в ближайшее время будет совершаться на внебиржевом рынке, «с голоса». Число инвестиционных компаний, которые специализируются или делают серьезную ставку на работу с акциями перспективных, но не известных широким слоям инвесторов предприятий, не уменьшается. Более того, судя по возрастающему в регионах числу скупщиков акций, можно сделать вывод, что число «акул», остающихся в тени, и их агрессия будут возрастать.
При расширении инвестирования во «второй эшелон» инвесторы все чаще будут сталкиваться с процедурными вопросами, прежде всего касающимися реестров акционеров. Если крупные предприятия федерального масштаба сразу из-за большого числа акционеров были вынуждены обращаться к услугам реестродержателей, то более мелкие, но не менее интересные с точки зрения роста их стоимости предприятия часто старались сохранить реестр "в своих руках". В этой ситуации серьезно усиливается влияние руководства потенциально интересного предприятия на оформление сделки. Прежде всего на создание потенциально спорных ситуаций по переходу прав собственности на акции.
Другая проблема, с которой придется столкнуться инвесторам, - это желание инвестиционных банков раскрутить предприятие, а затем снизить активность по этому инструменту.
Для того чтобы минимизировать влияние этих факторов, инвестору по-прежнему останется: или повышать собственную компетентность в соответствующей области и производить свои расчеты, чтобы составить собственное мнение и принять эффективное решение; или привлекать к работе грамотных юристов и использовать материалы различных аналитиков.
Скорее всего, первую скрипку в оркестре интересующихся «неликвидом» продолжат играть крупные заказчики. Причем будут работать не только деньги нерезидентов, но и наших соотечественников. Стоит отметить, что не последнюю роль в расширении круга инвесторов сыграли крупнейшие российские брокеры. Благодаря их профессиональной аналитике, не уступающей по качеству международным research, интересные торговые идеи становятся доступны все более широким слоям потенциальных инвесторов.
Таким
образом, рынок акций «второго эшелона»
и дальше будет представляется инвесторам
гораздо более недооцененным
по сравнению с «голубыми фишками»
При расширении инвестирования во «второй эшелон» инвесторы все чаще будут сталкиваться с процедурными вопросами, прежде всего касающимися реестров акционеров. Мелкие инвесторы на рынке акций « второго эшелона», если и будут увеличиваться, то весьма незначительно, не оказывая существенного влияния на рынок.
Основной
оборот низколиквидных акций будет
и дальше совершаться на внебиржевом
рынке «с голоса». Число инвестиционных
компаний, которые специализируются
или делают серьезную ставку на работу
с акциями перспективных, но не известных
широким слоям инвесторов предприятий,
не уменьшится. Более того, судя по возрастающему
в регионах числу скупщиков акций, можно
сделать вывод, что число «акул», остающихся
в тени, и их агрессия будут возрастать.
3.2
Меры по активизации
IPO в России
В 2005-2008 гг. первичное публичное размещение своих акций осуществили не менее 40 российских эмитентов. При этом почти половина IPO состоялась в 2007 г.
Первичные размещения акций отечественных компаний имеют почти 10-летнюю историю. Однако за 2005-2007 года IPO российских акционерных обществ демонстрируют особенно бурный рост. Увеличивается как само количество компаний-эмитентов, так и объем привлекаемых средств через публичные размещения. Российских эмитентов стимулирует такой немаловажный фактор, увеличивающий интерес российских компаний к IPO, как рост российской экономики, который привел к ужесточению конкуренции в большинстве отраслей. По сути, сейчас компании для увеличения своей рыночной доли необходимо привлекать значительные объемы средств. Для этого используются банковские кредиты, в том числе инвестиционные, выход на рынок корпоративного долга, частные размещения акций и т. д. Однако IPO остается одним из наиболее эффективных и дешевых инструментов привлечения капитала. Безусловно, приобретение публичного статуса накладывает на компанию целый ряд ограничений, привлекает к ней повышенное внимание инвесторов и СМИ, однако есть и позитивные моменты, в частности снижение стоимости заимствований. Типичный пример: ОАО «АПК «Хлеб Алтая» сразу после объявления о своем намерении выйти на IPO смогло получить кредитную линию под низкий процент.
На российском фондовом рынке целесообразно размещать свои акции прежде всего предприятиям среднего размера, спрос на бумаги которых достаточно обеспечен инвестиционным потенциалом фондового рынка. Это в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию отечественного рынка акций. Размещение акций российских предприятий среднего размера на мировых рынках финансово нецелесообразно в силу высокой стоимости проведения на них IPO.
Фундаментальными
причинами активизации
Перспективы
развития рынка первичных размещений
акций в Российской Федерации
связаны с преодолением последствий
глобального финансового
─ во-первых, дальнейшее
совершенствование нормативно-правового
регулирования, решающее комплекс задач,
направленных на развитие инфраструктуры
фондового рынка и обеспечение защиты
прав инвесторов;
─ во-вторых,
активная работа руководства эмитентов
по повышению качества взаимодействия
с инвесторами и улучшению инвестиционной
привлекательности выпускаемых ими ценных
бумаг.
Первое направление
Информация о работе Анализ российского рынка акций "Второго эшелона"