Анализ рентабельности собственного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования собственного капитала предприятия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- проанализировать динамику и структуру источников формирования имущества предприятия, включая анализ динамики собственного капитала по составу, анализ состава и структуры собственного капитала;
- провести расчет и оценку финансовых коэффициентов с участием собственного капитала;

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности собственного капитала.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

      Назначение  модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.

      Схематическое представление модели приведено  в приложении 4.

      В основу приведенной схемы анализа  заложена следующая жестко детерминированная  трехфакторная зависимость: 

      ROE = ЧП / ВРП * ВРП / Асреднегод * А СК    (2.12) 

      где ROE – рентабельность собственного капитала;

      ЧП  – чистая прибыль;

      ВРП – выручка от реализации продукции;

      Асреднегод – среднегодовая стоимость совокупных активов предприятия;

      А – общая сумма активов;

      СК  – общая сумма собственного капитала.

      Из  представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи (коэффициента оборачиваемости  совокупных активов) и структуры  источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает «Отчет о прибылях и убытках», второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

      Этим  факторам и по уровню значимости, и  по тенденциям изменения присуща  отраслевая специфика. В зависимости  от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

      При расчете рентабельности собственного капитала используется взаимосвязь показателей рентабельности активов и коэффициента финансовой зависимости: 

      ROE = ROA * Кфз,        (2.13) 

      где ROE - рентабельность собственного капитала;

      ROA – рентабельность общих активов;

      Кфз - коэффициент финансовой зависимости.

      Одним из показателей, применяемых для оценки использования заемного капитала является эффект финансового левериджа.

      Финансовый  леверидж характеризует использование  предприятием заемных средств, которые  влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа.

      Эффект  финансового левериджа рассчитывается по формуле: 

      ЭФЛ =[ROA (1 – Кн) – СП] ЗК/СК      (2.14) 

      где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, %;

      ROA – экономическая рентабельности совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);

      Кн  – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к  сумме прибыли);

      СП  – ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;

      ЗК  – среднегодовая сумма заемного капитала;

      СК  – среднегодовая сумма собственного капитала [16, С.320].

      Эффект  финансового левериджа показывает на сколько процентов увеличится рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, когда экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента. Эффект финансового левериджа состоит из двух компонентов: дифференциала левериджа – разности между рентабельностью совокупного капитала после уплаты налога и ставкой процента за кредиты – [ROA (1 – Кн) – СП] и плеча финансового левериджа – ЗК/СК.

      Положительный эффект финансового левериджа возникает, если [ROA (1 – Кн) – СП] > 0. При этом разность между стоимостью заемного и всего капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала, выгодно увеличивать плечо финансового левериджа, т.е. долю заемного капитала. Если [ROA (1 – Кн) – СП] < 0, создается отрицательный эффект финансового левериджа, в результате чего происходит «проедание» собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия [Савицкая, С.321].

      Учитывая, что на анализируемом предприятии  при исчислении налогооблагаемой прибыли  учитываются расходы по уплате процентов за пользование заемными средствами, эффект финансового левериджа необходимо рассчитывать, несколько видоизменив формулу (2.14): 

ЭФЛ =[ROA(1 – Кн) – СП(1– Кн)] ЗК/СК = (ROA – СП)(1– Кн) ЗК СК (2.15) 

      При данном методе расчета эффекта финансового левериджа за счет налоговой экономии реальная ставка процента за кредит уменьшается по сравнению с контрактной.

      Основное  различие между формулами (2.14) и (2.15) заключается в том, что при  расчете эффекта финансового  левериджа по первой формуле в основу положена контрактная процентная ставка (СП), а по второй – ставка СП(1 – Кн), скорректированная на льготы по налогообложению. Контрактная ставка заменяется реальной с учетом вычета финансовых расходов

      Приведенная формула расчета эффекта финансового левериджа (2.15) позволяет выделить в ней три основные составляющие:

      1. Налоговый корректор финансового  левериджа (1–Кн), который показывает, в какой степени проявляется  эффект финансового левериджа  в связи с различным уровнем  налогообложения прибыли.

      2. Дифференциал финансового левериджа (ROA–СП), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

      3. Коэффициент финансового левериджа  (ЗК/СК) или плечо финансового  левериджа, который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

      Налоговый корректор финансового левериджа  практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

      В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а, соответственно, и на состав прибыли  по уровню ее налогообложения), можно, снизив среднюю ставку налогообложения  прибыли, повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

      Дифференциал  финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный  эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том  случае, если уровень прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

      Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. 

      1.3 Информационное обеспечение анализа собственного капитала предприятия 

      Глубина, комплексность и эффективность  экономического анализа зависит  от состава, содержания, объема и качества используемой информации, формируемой  его базу. При этом анализ не ограничивается экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Это связано с тем, что при проведении комплексных экономических исследований информационная база анализа должна формироваться в расчет на ее использование в пределах не одной задачи, а комплекса аналитических задач. Таким образом, создается весьма значительный по объему массив учетной, нормативно – справочной, плановой и иной информации. Существует ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций. Помимо основных документов имеется большое количество различных дополнений и изменений в виде отдельных Законов, Постановлений, Приказов, Указов и т.д. Следовательно, перечислить их все не представляется возможным. Поэтому в данной главе целесообразно рассмотреть лишь основные нормативно-законодательные акты.

      Информационной  базой для проведения анализа  величины и структуры собственного капитала торгового предприятия  служат основные формы бухгалтерской  отчетности: бухгалтерский баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет об изменениях капитала» (ф. № 3), Приложение к балансу (ф. № 5).

      В бухгалтерском балансе (см. Приложение 1) анализируемого торгового предприятия, которое имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества, отражается величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами, которая равна номинальной стоимости акций приобретенных акционерами.

      Бухгалтерский учет данной категории, регулируется Федеральным законом о бухгалтерском учете, в нем определены концептуальные положения и общие принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

      Для правильного определения прибыли  предприятия необходимо разработать, принять и утвердить учетную  политику, которая должна раскрывать подходы организации при решении ряда вопросов.

      Счета, на которых отражается величина собственного капитала определяются в новом «Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации».

      В настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки финансово-экономического состояния. В наиболее концентрированном виде система управления финансами предприятия представлена в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия.

      Согласно  Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 66) в составе собственного капитала организации учитываются: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие резервы. Для формирования информации о доходах и расходах по видам деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе экономических элементов предусмотрен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.  

 

    2. АНАЛИЗ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТД «АГАТ» 

    2.1 Краткая характеристика деятельности ТД  «Агат» 

      Торговый  дом «Агат» — ведущий оператор в области оптовой торговли России и Республики Татарстан. Для своевременного и качественного обеспечения  оптовых покупателей Торговый дом  «Агат» располагает сетью дистрибьюторских центров в городах Казань, Набережные Челны, Альметьевск. Компания предлагает весь комплекс услуг по доведению товаров производителей до конечных точек продаж.

      Стратегическое  преимущество, выгодно отличающее компанию от конкурентов, состоит в том, что она имеет в собственности склады Cash&Carry в городах Набережные Челны и Альметьевск с ассортиментом более 100 000 наименований продуктов питания, хозяйственно-бытовых товаров. Торговый дом «Агат» гарантирует, что покупатель всегда найдет необходимый ему товар в одном месте.

      ТД  «Агат» является коммерческой организацией. Основной сферой его деятельности является розничная и оптовая торговля товарами общественного потребления.

      ТД  Агат является юридическим лицом  и действует на основании устава в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах». Полное фирменное наименование предприятия: Торговый дом «Агат» (Cash and Carry)

Информация о работе Анализ рентабельности собственного капитала