Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования, выявление направлений и путей ее снижения. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности себестоимости продукции;
определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;
рассмотрение основных методов формирования себестоимости;
выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии «Селенга».
определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.
Объектом исследования в данной курсовой работе является состав и структура себестоимости продукции на фабрике «Селенга», предметом исследования – пути снижения затрат на производство продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура и виды
1.2. Методы определения себестоимости продукции
1.3. Факторы и возможные пути снижения себестоимости
Глава 2. Анализ себестоимости продукции фабрики «Селенга» и выявление резервов ее снижения
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ себестоимости продукции по составу, структуре и в динамике фабрики «Селенга»
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции
2.4. Анализ затрат на рубль товарной продукции
2.5. Предложения по снижению себестоимости продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Глава 2. Анализ себестоимости продукции фабрики «Селенга»
2.1. Общая
характеристика предприятия
Торговля колбасными изделиями в республике в последние годы отличалась своей напряженной внутренней жизнью. Уход и приход привычных производителей, вечная конкуренция иногородних с местными, борьба за потребителя. Но все это может быть "цветочками" по сравнению с открытием крупной мясной фабрики "Селенга". Владельцы фабрики — компания "Титан" недвусмысленно строит планы о переделе сфер влияния и захвате 25 процентов всего рынка продаваемой колбасы в течение всего лишь года. Открытие мясоперерабатывающей фабрики «Селенга» состоялось в конце 2008 г. Это новое направление работы торгово-производственной компании «Титан», которая стала автором этого поистине инновационного проекта.
Принципиальная позиция «Селенги» – закупать сырье и ингредиенты, гарантирующее безупречное качество конечной продукции. В производстве колбас, мясных полуфабрикатов и деликатесов используется наше, местное мясо, выращенное в хозяйствах Закаменского, Джидинского, Кабанского, Еравнинского и Кяхтинского районов Бурятии. Кроме того, предприятие принципиально не включает в свои рецептуры сою. Именно потому, что продукция производится только из натурального местного сырья. При производстве функционирует специальная лаборатория и работает ветеринарный врач, поэтому в любых объемах и в любое время фабрика готова закупать мясо от местных сельхоз - производителей.
«Немцы, занимавшиеся монтажом оборудования, признались, что колбасы, деликатесы и полуфабрикаты здесь, в Бурятии, получаются гораздо вкуснее, чем, в Германии. Однако продвинутая технология – это хоть и важная, но лишь половина дела». «Ваши животные пасутся в природных условиях, на открытых лугах и пастбищах, а в Германии – в неволе, поэтому мясо у вас вкусное и сочное», – пояснили немецкие специалисты.
Помимо натурального сырья, «Селенга» делает ставку еще и на оригинальную рецептуру. Ольга Каратаева, директор фабрики, отмечает, что «качественное сырье, совершенные технологии и оригинальные рецептуры – это главные конкурентные преимущества нового предприятия». Например, здесь выпускают куриные рулеты с грибами, черносливом, сервелат «Банкетный» с тонким вкусом ароматом и брусники, фирменной стала копченая колбаса «Московская» и «Конская». Проектная мощность «Селенги» – 15-20 тонн продукции в сутки. Предприятие оснащено самым современным оборудованием ведущих европейских производителей. В частности, особую технологию копчения здесь обеспечивают варильно-коптильные камеры немецкой фирмы «Bastra», гарантирующие полную безопасность употребления копченых продуктов. Кроме того, «Селенга» первая в России установила на эти камеры катализаторы для очистки дыма от смол и прочих канцерогенов, что позволяет избежать негативного влияния на окружающую среду. Для обеспечения гигиены производства и дезинфекции установлено высокоэффективное санитарно-гигиеническое оборудование, приточно-вытяжная вентиляция с фильтрами очистки поступающего воздуха. Во всех цехах поддерживается температурный режим, для размораживания мяса и птицы в камерах работают автоматические системы дефростации.
Среди других технологических преимуществ этого предприятия авторы проекта отмечают то, что копчение деликатесов производится с использованием древесины европейского бука, который придает мясу идеальный эталонный аромат, нежный вкус и не содержит канцерогенов. Благодаря такому оборудованию мясная продукция остается не только вкусной, но и деликатесной.
Поставщики
оборудования из Москвы и Санкт-Петербурга,
принимавшие участие в
«Открытие мясоперерабатывающей фабрики – закономерный шаг в развитии продовольственного бизнеса компании, – отмечает генеральный директор «Титана» Бредний Вадим Витальевич. – Это масштабный проект, и к его реализации мы шли несколько лет». По данным маркетологов предприятия, 41% колбасных изделий, представленных на рынке Бурятии, сегодня завозится из соседних регионов. Сократить долю привозной продукции до 12% и занять 25 процентов рынка колбасной продукции – стало главной задачей фабрики «Селенга» на 2010 год. Уже сегодня фабрика производит более 130 видов качественной и востребованной населением продукции. Поэтому сомневаться в успехах этих амбициозных планов не приходится.
Первые
месяцы работы фабрики уже показали,
что этот проект – действительно
успешный. За это время продукции
«Селенги» удалось завоевать
порядка 15-20% республиканского рынка
мясной продукции и колбас. Начались поставки
мясной продукции в Иркутскую область,
Забайкальский край и Монголию. Что касается
Бурятии, то продукцию фабрики можно приобрести
в торговых сетях города: Продукты от Титана,
Либерти, Барис +, СемьЯ, Славянский базар,
ТД «Надежда», БХП, Белоречье, Семерочка,
Солнышко, Янта.
2.2. Анализ себестоимости продукции по составу, структуре и в динамике фабрики «Селенга»
Таблица 1. Структура затрат фабрики «Селенга» на производство колбасной продукции за 2009-2010 г.г.
|
Из данных таблицы видно, что из пяти элементов затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости в 2009 году составила 74,0%, а в 2010 году 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что фабрика «Селенга» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2010 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2009 г. по 2010 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.
Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре составляет 9,2% в 2009 г. и 10,0% в 2010г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2010г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.
Следовательно, с ростом заработной платы в 2010г. выросли и отчисления. При росте заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2009 г. и 2,7% в 2010 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.
Элемент “Амортизация основных средств” занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2009 г. 5,4% и в 2010г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2009 г. сумма отчислений составляла 3640000 руб., а в 2010 г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.
Изменение по “прочим расходам” за 2007 г. составило 732000 руб., в сторону уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2009 г. их доля была 9,3%, а в 2010 г. 7,5%. В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2009 г. переменные затраты занимали 73,3%, а в 2010 г. 72,0%, изменение составило 1,3%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении говорит об увеличении объема производства.
Доля
переменных затрат почти в 3 раза выше,
чем постоянных в себестоимости продукции:
в 2009 г. постоянные затраты составили 26,7%,
а в 2010 г. 28,0% (2611000 руб.).
2.3. Факторный
анализ себестоимости продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасной фабрике, необходимо выбрать определенные виды колбас. Фабрика выпускает около 20 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске. (см. Приложение ).
Таблица 2. Удельный вес основных видов колбасной продукции в общем
объеме
выпуска продукции фабрики «
|