Анализ подходов к компьютеризации аудита и финансового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

С развитием информационных технологий и повышением уровня автоматизации бухгалтерского и управленческого учета требования к компьютеризации аудиторской деятельности значительно повысились, поскольку задачи, стоящие перед компьютеризацией, поднялись на принципиально новый качественный уровень. В этой связи выбор темы дипломной работы является не случайным, а во многом обоснован интересом к исследованию возможностей компьютеризации аудиторской деятельности, применением к аудиту компьютерной обработки данных (КОД) и созданием комплексной системы компьютеризации аудиторской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ АУДИТА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.1. Понятие аудита и объекта проверки 5
1.1.2. Цели и задачи аудита 10
1.2. ВИДЫ АУДИТА 13
1.3. Роль и место финансового анализа в аудиторской деятельности 16
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.2. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 22
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА 22
НАИМЕНОВАНИЕ 23
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОМПЬЮТЕРНЫЙ АУДИТ ПРЕДПОЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ И СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 26
2.2.1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности 26
«Аудит в условиях компьютерной обработки данных» 26
2.2.2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» 32
2.2.3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» 36
2.3. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 38
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ АУДИТА И ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 42
3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
3.1.1. Комплексный подход к компьютеризации 42
аудиторской деятельности 42
3.1.2 Поэтапный подход к компьютеризации аудиторской 47
деятельности 47
3.2.1. Компьютеризация финансового анализа с применением табличных процессоров 53
3.2.2. Необходимость проведения финансового анализа и методика, применяемая при расчете экономических показателей в ходе проведения аудита 56

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

      В рубрике «Риски в системе компьютерной обработки данных» приводятся преимущества и недостатки ведения учета и внутреннего контроля в среде КОД и рекомендации по улучшению качества аудиторских проверок.

      Следует отметить, что использование компьютеров существенно влияет на организационную структуру экономического субъекта. Это может привести к возникновению новых рисков в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Указанные риски связаны с концентрацией, во-первых, функций управления и, во-вторых, данных и программ для их обработки. Риски, связанные с концентрацией функций управления, состоят в том, что может быть утрачено эффективное функционирование системы учета и контроля.

      Риски, связанные с концентрацией данных и программного обеспечения, могут привести к утере информации и несанкционированному доступу к ней. Кроме того, появляются риски отсутствия первичных документов, возможности наблюдения за разноской первичных учетных данных по регистрам, их закрытием и составлением отчетности и т.д.

      Затронут  и такой важный аспект, как ошибки ввода, возникающие по вине систем автоматизации учета (пакетов прикладных программ); ошибки автоматизации формирования бухгалтерских записей, ошибки хранения баз данных и др.

      В рубрике «Система внутреннего контроля в условиях КОД» показано, что внутренний контроль в условиях КОД должен сочетать как обычные методы контроля, так и специальные средства контроля. Средства контроля за системой КОД можно разделить на общие и специальные. К общим относится организационный и управленческий контроль (создание инструкций, внутрифирменных стандартов); контроль за поддержанием и развитием системы КОД; операционный контроль; контроль за программным обеспечением; контроль за вводом и обработкой данных и ряд других. Специальный контроль за применением КОД в системе бухгалтерского учета экономического субъекта включает применение специальных проверочных процедур, в том числе контроль за вводом информации, обработкой и хранением информации, выводом информации.

      В рубрике «Проверка аудиторской  организацией надежности системы внутреннего  контроля за системой КОД» обращено внимание на то, что аудиторская организация тестирует систему внутреннего контроля за КОД экономического субъекта, если такая необходимость возникает. При этом используются положения правила (стандарта) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

      Процедуры проверки могут включать различные  подходы, зависящие от объема системы  КОД экономического субъекта, ее качества, охвата системы внутреннего контроля и других факторов.

      Особенно  важны проверка и тестирование процедур контроля ввода и вывода информации, хранения информации, организации программного и информационного обеспечения.

2.3. Нормативное обеспечение  финансового анализа

 

      При проведении финансового анализа  большое значение имеет выбранная система показателей и методика их расчета. При этом аудиторская фирма, прежде всего, должна определить цель проведения анализа, и уже, исходя из поставленной цели, выбрать ту или иную систему и соответствующую ей методику.

      В практике российского законодательства различные нормативные акты, носящие  как рекомендательный, так и нормативный  характер, издают следующие структуры исполнительной власти:

  1. Министерство государственного имущества РФ
  2. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)
  3. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

      Министерство  имущественных отношений РФ регулирует деятельность федеральных государственных  унитарных предприятий, которые распоряжаются федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения. При соблюдении условий пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности федеральные государственные унитарные предприятия подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке. Министерство государственного имущества как собственник имущества аудируемых предприятий является одним из пользователей аудиторского заключения и письменной информации по результатам проведения аудиторской проверки. Вследствие этого, Мингосимущество РФ разработало примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия24. Техническое задание устанавливает необходимость расчета в ходе проведения аудита следующих наиболее важных экономических показателей:

      – Общей рентабельности, рентабельности активов и собственного капитала

      – Рентабельности инвестиций

      – Коэффициентов  текущей и абсолютной ликвидности

      – Коэффициента обеспеченности собственными средствами

      – Коэффициента соотношения собственных  и заемных средств и т.д.

      Методика  расчета всех этих показателей утверждена Распоряжением Мингосимущества  РФ № 1506-р25. Таким образом, аудиторские фирмы, проводящие аудит федеральных предприятий, должны производить расчет именно этих показателей, исходя из утвержденной методики.

      Деятельность  Федерального управления по делам о  несостоятельности (банкротстве) и  Федеральной службы по финансовому  оздоровлению и банкротству прежде всего связана с исполнением законодательства Российской Федерации в области несостоятельности (банкротстве).

      Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) издает в рамках своей компетенции распоряжения и инструкции, которые обеспечивают единый методический подход при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов. Целью проведения анализа финансового состояния предприятия в этом случае является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным. Критерии, по которым предприятие может быть отнесено к неплатежеспособным, указаны в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса26. В соответствии с этим методическим положением определение неудовлетворительной структуры баланса производится исходя из оценки коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами. Критерии отнесения предприятий к платежеспособным определяются при анализе показателей восстановления (утраты) платежеспособности.

      Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству при мониторинге финансового состояния (ФСФО) предприятий устанавливает особый порядок проведения финансового анализа, определенный в Методических указаниях по проведению анализа финансового состояния организаций27. Основной задачей проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности. Оценка этих параметров организации производится на основе базового показателя среднемесячной выручки предприятия от реализации продукции (работ, слуг). В ходе проведения анализа по методике ФСФО рассчитываются такие показатели, как показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (коэффициент задолженности фискальной системе, степень платежеспособности по текущим обязательствам и т.д.), показатели эффективности использования оборотного капитала (коэффициент обеспеченности оборотными средствами, рентабельность продаж и т.д.) и т.д.

      На  практике рассмотренные методические указания и рекомендации ФСФО РФ и  ФУДН РФ широко используются аудиторскими фирмами при проведении финансового  анализа предприятий, в том числе  находящихся в предбанкротном состоянии.

      Необходимо  отметить, что система показателей  и методика их расчета, рассмотренная  в данном параграфе, имеет непосредственное законодательное подтверждение  и широкое практическое применение в области аудиторской деятельности. Поэтому создание системы компьютеризации финансового анализа было бы важным этапом в создание комплексной системы компьютеризации аудиторской деятельности.       

       

 

     Глава 3. Анализ подходов к  компьютеризации  аудита и финансового анализа

3.1 Анализ практики  компьютеризации  аудиторской деятельности

3.1.1. Комплексный подход  к компьютеризации

аудиторской деятельности

 

      На  практике существуют различные подходы  к компьютеризации аудиторской деятельности. Одним из первых авторских коллективов, предложивших свое видение процесса компьютеризации, был коллектив во главе с А.Н. Романовым28.

      По  мнению этих авторов, система компьютеризации  аудиторской деятельности должна состоять из следующих компонентов:

      – экономико-математических, экономико-организационных  и информационных моделей отражающих процесс аудита;

      – технических, программных, информационных и других средств, обеспечивающих моделей.

      Согласно  этим представлениям компьютерная система  состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Функциональная часть представляет собой совокупность методик, методов и способов выполнения аудита, отраженных в информационных, математических моделях и стандартах (правилах).

      Обеспечивающая  часть призвана выполнять функции  технической реализации работы системы, т.е. должна состоять из программного и информационного обеспечения.

      На  взгляд Романова А.Н. функциональная система  должна состоять из подсистем или  комплексов задач, выделение которых  может быть произведено по следующим  признакам:

      – виду аудита (внутренний, внешний);

      – функции аудита (контрольно-резизионная, оценочно-консультативная, консультативно-прогнозная);

      – участку аудита (учетный персонал, система учета, отчетная документация).

      Для внутреннего аудита характерно наличие  множества перечисленных признаков  и задач. Задачами внутреннего аудита может является контроль за действиями персонала, руководства и также соответствием ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства. По результатам внутреннего аудита могут быть разработаны рекомендации всем заинтересованным пользователям аудиторского заключения внутреннего аудитора. При этом функции внутреннего аудита сводятся, прежде всего, к предупреждению возможных недостатков, анализу причин возникновения ошибок и контролю за выполнением разработанных рекомендаций. Конечно же, при проведении внутреннего аудита существует вероятность неформальных контактов между аудируемым подразделением предприятия и аудитором, что предъявляет повышенные требования к объективности и независимости аудитора.       

      Задачей внешнего аудита всегда является выражение  независимого мнения о достоверности отчетности и соответствия ведения бухгалтерского учета нормам законодательства. Для внешнего аудита, по мнению Романова А.Н., можно выделить следующие основные комплексы задач:

  1. Комплекс «Администрация» – предназначен для оценки эффективности действий руководства в выборе стратегий действия и развития предприятия в отчетном периоде. Оценка осуществляется путем сравнения тех мер, которые были приняты в отчетном периоде, с мерами, которые являются оптимальными с точки зрения задаваемых критериев. Аудитор самостоятельно определяет диапазон отклонений рассчитанных значений от оптимальных, и дает оценку эффективности действий руководства. В ходе анализа используются данные бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Каждая из задач комплекса выполняет оценку по собственному критерию, анализируя одну из сторон деятельности предприятия.

      Состав  задач может быть следующий:

     – стратегии заемных средств

     – аудит финансовой прочности

     – аудит гибкости стратегии развития и дивидендной политики

Информация о работе Анализ подходов к компьютеризации аудита и финансового анализа