Анализ подходов к компьютеризации аудита и финансового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

С развитием информационных технологий и повышением уровня автоматизации бухгалтерского и управленческого учета требования к компьютеризации аудиторской деятельности значительно повысились, поскольку задачи, стоящие перед компьютеризацией, поднялись на принципиально новый качественный уровень. В этой связи выбор темы дипломной работы является не случайным, а во многом обоснован интересом к исследованию возможностей компьютеризации аудиторской деятельности, применением к аудиту компьютерной обработки данных (КОД) и созданием комплексной системы компьютеризации аудиторской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ АУДИТА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.1. Понятие аудита и объекта проверки 5
1.1.2. Цели и задачи аудита 10
1.2. ВИДЫ АУДИТА 13
1.3. Роль и место финансового анализа в аудиторской деятельности 16
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.2. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 22
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА 22
НАИМЕНОВАНИЕ 23
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОМПЬЮТЕРНЫЙ АУДИТ ПРЕДПОЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ И СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 26
2.2.1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности 26
«Аудит в условиях компьютерной обработки данных» 26
2.2.2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» 32
2.2.3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» 36
2.3. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 38
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ АУДИТА И ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 42
3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
3.1.1. Комплексный подход к компьютеризации 42
аудиторской деятельности 42
3.1.2 Поэтапный подход к компьютеризации аудиторской 47
деятельности 47
3.2.1. Компьютеризация финансового анализа с применением табличных процессоров 53
3.2.2. Необходимость проведения финансового анализа и методика, применяемая при расчете экономических показателей в ходе проведения аудита 56

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

      

        

      Рисунок 1. Виды анализа хозяйственной деятельности.

      Основным  признаком разделения анализа на внешний и внутренний является характер используемой информации. Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности регламентирован положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»15.  Наиболее информативными для проведения финансового анализа являются Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». 

      Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных. Внутренний анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц. Деление анализа на внутренний и внешний связано также с целями и задачами, стоящими перед каждым из них. Вообще цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия и на основе выявленных результатов дать рекомендации по его улучшению и сделать определенные выводы.  

      Задачи, решаемые при проведении внешнего анализа, могут быть следующими:

     – оценка финансовых результатов;

     – оценка имущественного положения;

     – анализ финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия;

     – анализ эффективности вложенного капитала и т.д.

      К основным причинам проведения внешнего финансового анализа можно отнести следующие:

      – проведение финансового анализа  в ходе проведения экспертизы инвестиционных проектов. Т.е. оценка финансового положения предприятия, его финансовой устойчивости и платежеспособности по инициативе инвесторов (инвестиционных банков, финансово-промышленных групп и т.д.);

      – проведение финансового анализа  в ходе проведения процедуры банкротства предприятия по инициативе арбитражного управляющего (конкурсного управляющего), Федерального управления по делам несостоятельности банкротстве или Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;

      – проведение финансового анализа  в ходе проведения обязательной аудиторской проверки федеральных государственных унитарных предприятий.

      Внутренний  финансовый анализ ставит своей целью  более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей реализации, себестоимости и прибыли. 

      К причинам проведения внутреннего финансового  анализа можно отнести желание собственников или менеджмента предприятия установить истинное финансового положение предприятия, выявить причины его ухудшения,  найти пути выхода из ситуации.

      Как было сказано выше, проведение финансового  анализа в ходе аудита является обязательным в установленных законодательством случаях. Однако, роль финансового анализа в аудите на этом не исчерпана. Основными целями анализа в аудите являются:16

      – определение аудитором сущности содержания и деловой активности клиента;

      – оценка перспектив его функционирования в будущем;

      – выявление зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.  

        Знакомство с балансом предприятия-клиента  практически является обязательным этапом в работе аудитора как на этапе заключения договоров, так и в ходе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчетов в сжатом и концентрированном виде нужны аудитору как ориентиры, как «сигнальные указатели». Осведомленность аудитора, как следствие проведенного финансового анализа, придает ему уверенность в своих действиях, позволяет правильно спланировать проверку и выявить слабые места в системе учета.

      Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного планирования проверки могут включать:

      – сравнение текущих данных с данными  предыдущих периодов;

      – сравнение текущих данных с нормативными (отраслевыми) значениями;

      – сравнение финансовых коэффициентов  с нефинансовыми показателями.

      Целью применения аналитических процедур является определение нетипичных ситуаций в деятельности предприятия и в его отчетности. Следовательно, правильно организованный предварительный обзор финансового состояния предприятия ведет к снижению аудиторского риска в ходе проверки. 

      Таким образом, финансовый анализ и аудит  в ряде случаев имеют непосредственную связь, а при проведении аудита федеральных предприятий является вообще обязательным. Вот почему в рамках данной дипломной работы особое внимание будет уделено именно финансовому анализу, а также возможности его компьютеризации в рамках построения комплексной системы компьютеризации аудиторской деятельности.   

            

 

      

     Глава 2. Нормативное обеспечение  аудиторской деятельности

2.1. Правое регулирование  аудиторской деятельности

 

      Во  всех странах с развитой рыночной экономикой государство активно  осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяя значимые для государства предприятия, финансовые затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику. Государство определяет требования и к аудитору (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.п.). Как правило, регулирование аудиторской деятельности в развитых странах государство осуществляет через посредство законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных организаций аудиторов.

      В России современный этап развития аудита, начавшийся в 1987 году характерен появлением первых аудиторских фирм и практически полным отсутствием нормативного регулирования аудита. Но и в этой ситуации нельзя согласиться с тем, что данное положение явилось основанием для отождествления аудита «в общественном сознании с ведомственными видами развития финансово-хозяйственной деятельности». Скорее аудит стал восприниматься как независимая ревизия, что собственно оказало влияние и на методы работы аудиторов.

      Развитие аудиторской деятельности потребовало работы над законом об аудите, первым результатом которой был Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»17 и последовавшее за ним Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»18.

      Оба эти документа сыграли положительную  роль в развитии и становлении аудита в России. Однако, как показала практика работы аудиторов, они имеют много недостатков и требуют своего дальнейшего совершенствования.

      Аудит продолжает активно внедряться и  влиять на становление рыночных отношений в России, следовательно, требуется достаточно быстрое развитие институтов его реализующих.

      Наиболее  точным представляется развитие регулирования аудиторской деятельности по трем направлениям.

      1. Государственное регулирование. 

      2. Государственно-общественное регулирование. 

      3. Регулирование на уровне аудиторских  фирм.

      Первое  направление включает в себя те нормативные документы, через посредство которых государство влияет на формы и способы развития аудита, его роль в экономике. К таким основным документам сейчас можно отнести:

      1. Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности», Принятый Госдумой РФ № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.

      2. Порядок проведения аттестации  и лицензирования на право  осуществления аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 482 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97 г. № 907.

      Кроме того выпущено большое число документов Правительства РФ, Госкомимущества  РФ, ФКЦБ, Госналогслужбы РФ, Центрального банка РФ, Минфина РФ и других ведомств, устанавливающих условия  обязательного или целесообразного  привлечения организациями аудитора.

      Второе  направление состоит из регулирования  аудиторской деятельности с помощью  единых национальных правил (стандартов), однозначно понимаемых и принимаемых всеми.

      Согласно  п. 1-3 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности правила (стандарты) – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательным для аудиторских организаций за исключением положений, носящих рекомендательный характер.      

      Третье  направление – это непосредственное внутрифирменное регулирование с помощью правил и методик, создаваемых на основе национальных стандартов. Сюда же относится и непосредственно договорная работа.

2.2. Стандарты аудиторской  деятельности,

регулирующие  применение компьютеров  при проведении аудита

 

      Как уже было сказано выше, одним из инструментов регулирования аудиторской деятельности являются правила (далее по тексту – стандарты) аудиторской деятельности, которые устанавливают четкие критерия проведения аудиторской проверки. Методика проведения аудита должна определяться аудиторскими фирмами, исходя из внутрифирменных стандартов. Однако, все процедуры, применяемые аудитором, должны полностью соответствовать законодательно утвержденным стандартам. Вот почему, в рамках обоснования применения компьютерной техники и автоматизации аудита возникает необходимость анализа стандартов аудиторской деятельности. 

      Российские  стандарты создавались на основе Международных стандартов аудита (МСА), однако, по своей сути, они являются не адаптированным переводом международных, а учитывают все особенности ведения бухгалтерского учета и отчетности в России и изложены устоявшимся «законодательным» языком.    

      В составе международных стандартов аудита шесть стандартов посвящены компьютерной тематике. В версии российских стандартов эта тематика нашла свое отражение в трех стандартах, являющихся аналогами МСА. Перечень указанных стандартов приведен в таблице 1.  

      Таблица 1

      Международные и российские стандарты аудиторской  деятельности,

регулирующие применение компьютеров при проведении аудита 

Российские  правила (стандарты)

Международные стандарты аудита

№ п/п Год издания

Наименование

Наименование Кодовое обозначение
1 1998 Аудит в условиях компьютерной обработки данных Аудит в условиях компьютерных информационных систем 401
2 2000 Проведение  аудита с помощью компьютеров Методы аудита с использованием компьютеров 1009
3 2000 Оценки риска  и внутренний контроль. Характеристика и учет среды КИС. Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС(*) и связанные  с ними вопросы 1008
4   Не разработан Среда КИС –  автономные микрокомпьютеры 1001
5   Не разработан Среда КИС –  интерактивные компьютерные системы 1002
6   Не разработан Среда КИС –  системы баз данных 1003

Информация о работе Анализ подходов к компьютеризации аудита и финансового анализа