Анализ общего объема розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ розничного товарооборота позволяет установить основные и качественные показатели работы в текущем периоде, которые служат основанием для плановых расчетов на предстоящий период. От полноты и глубины анализа, правильности сделанных выводов о хозяйственной деятельности зависит точность и экономическая обоснованность последующих плановых расчетов.
Анализ динамики товарооборота проведен не только в сравнении с данными прошлого периода, но и с фактическими данными за ряд лет в действующей и сопоставимой оценке.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 78.75 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе прил.

 

 товарооборот Жлобинского райпо за 2011 год увеличился по сравнению с 2009 годом на 45672 млн р.            На увеличение товарооборота повлияло превышение товарных запасов на начало 2011 года  на 2301 млн р. и увеличение поступления товаров на 50183,6 млн р. Однако наличие прочего выбытия  товаров и увеличение товарных запасов на конец года  снизили  объем розничного товарооборота  на  207,6 млн р. и 6604,9 млн р. соответственно.

Одним из факторов успешного  развития розничного товарооборота  являются обеспеченность трудовыми  ресурсами и рост производительности труда.

Для сравнения трудовых ресурсов и эффективности их использования  по Жлобинскому райпо рассмотрим  таблицу 2.2.6.

 

 

Таблица 2.2.6 –  Влияние на товарооборот Жлобинского райпо факторов, связанных с эффективностью использования ресурсов по организации за  2010-2011 г.

Показатели

Годы

 

Темп роста, %

Отклонение  (+,-)

2010

2011

 

всего

В том числе за счет изменения

численности

производительности

Розничный товарооборот, млн р.

- в действующих ценах

53283

90419

 

169,7

+37136,0

-320,0

+37456,0

- в сопоставимых ценах

49283,2

55385,1

 

112,4

+6101,9

-295,8

+6397,7

Численность торговых работников, чел.

333

331

 

99,4

-2

-

-

Производительность труда, млн р.:

- в действующих ценах

160,0

273,2

 

170,8

+113,2

-

-

- в сопоставимых ценах

147,9

167,3

 

113,1

+19,4

-

-

 




Примечание – Источник: собственная разработка на основе прил.

 

Исходя из данных таблицы 2.2.6 следует, что снижение численности  торговых работников на 2 человека привело  к уменьшению объема товарооборота  в действующих ценах на 320 млн р. и на 295,8 млн р. в сопоставимых ценах.  

В тоже время рост производительности труда на 19,4 млн р. увеличил объем товарооборота в действующих ценах на 37456 млн р. и на 6397,7 млн р. в сопоставимых ценах.

Совокупное влияние факторов способствовало росту товарооборота  на 37136 млн р.

К факторам, связанным с  использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1м² торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Для определения влияния  на товарооборот эффективности использования  торговой сети можно применить формулу:

                                                РТО=K*S*t,                                            

где К – количество  магазинов, ед.;S – средняя торговая площадь, м²;  t – товарооборот  на 1м² торговой площади, р.

Расчет производится методом цепных подстановок [13, с. 211].

Для определения влияния  на товарооборот эффективности использования  торговой сети в Жлобинском райпо можно составить таблицу 2.2.7.

 

 

Таблица 2.2.7 –  Расчет влияние на розничный товарооборот факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической  базы Жлобинского райпо  за 2010-2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

 

Влияние на изменение розничного товарооборота(+,-)

Отклонение (+,-)

Количества магазинов

Товарооборота на 1 м2 торговой площади

Средней торговой площади  на 1 магазин

2010

2011

Розничный товарооборот, млн р.

53283

90419

169,7

+37136,0

-

-

-

 Количество магазинов,  ед.

112

113

100,9

+1

+475,7

-

-

Общая торговая площадь м 2

8325

8356

100,4

+3,1

-

-

-

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн р.

6,40

10,82

169,1

+4,42

-

+36935,01

-

Средняя торговая площадь  на 1 магазин, м2

74,33

73,95

99,5

-0,38

-

-

-274,8





Примечание – Источник: собственная разработка на основе прил.

 

Исходя из данных таблицы 2.2.7  видно, что в 2011 году по сравнению  с 2010 годом  розничный товарооборот  увеличился на 69,7%. Это увеличение произошло  за счет роста числа магазинов  на  457,7 млн р., увеличения товарооборота на 1 м2 торговой площади на 36935,01 млн р.   

Однако на сокращение объема розничного товарооборота повлияло уменьшение средней торговой площади  на 1 магазин на 274,8 млн р.

Для изучения влияния фондоотдачи  и среднегодовой стоимости основных фондов на развитие товарооборота можно  использовать следующую формулу:

 

                                              РТО=ФО*ОФ,

где ФО – фондоотдача, р.;  ОФ – среднегодовая   стоимость основных фондов, млн р.

Расчет также производится методом цепных подстановок [13, с. 210].

Для изучения влияния фондоотдачи  и среднегодовой стоимости основных средств на развитие товарооборота  Жлобинского  райпо составим таблицу 2.2.8.

 

 

 

Таблица 2.2.8 –  Влияние фондоотдачи и среднегодовой  стоимости основных средств на изменение  розничного товарооборота Жлобинского райпо  за 2010-2011 гг.

 

Показатели

Годы

Темп роста,%

Отклонение (+,-)

2010

2011

всего

В том числе за счет изменения

среднегодовой стоимости основных средств

фондоотдачи

Розничный товарооборот,

млн р.

53283

90419

169,7

+37136,0

+27270,6

+9865,4

Среднегодовая стоимость основных средств,,млн р.

9073,5

13702,0

151,0

+4628,5

-

-

Фондоотдача, р.

5,87

6,59

122,3

+0,72

-

-

Фондоемкость,р.

0,17

0,15

88,2

-0,02

-

-


Примечание – Источник: собственная разработка на основе прил.

 

Проанализировав  данные таблицы  2.2.8  можно сделать  вывод о том, что 

за анализируемый период розничный товарооборот увеличился на 37136  млн р.,  в том числе за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 27270,6 млн р., а также за счет увеличения фондоотдачи на 0,72 р. Снизился  показатель фондоемкости на 11,8%.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что розничный  товарооборот Жлобинского райпо за анализируемый период растет в действующих и сопоставимых ценах.

Увеличение объема товарооборота  произошло в основном  за счет:

  • превышение товарных запасов на начало 2011 года  на 2301 млн р. ;
  • увеличение поступления товаров на 50183,6 млн р.;
  • роста производительности труда на 19,4 млн р.;
  • роста числа магазинов на  457,7 млн р.;
  • увеличения товарооборота на 1 м2 торговой площади на 36935,01 млн р.;
  • увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 27270,6      млн р.;
  • увеличения фондоотдачи на 0,72 р.

Сокращение объема розничного товарооборота произошло за счет снижения численности торговых работников, уменьшение средней торговой площади на 1 магазин на 274,8 млн р. В следующем параграфе рассмотрим анализ структуры розничного товарооборота.

 

 

2.3 Анализ структуры  розничного товарооборота  и  факторов ее определяющих

 

 

Анализ структуры розничного товарооборота является продолжением, детализацией анализа его общего объема. Структуру товарооборота  характеризует сумма и удельный вес товарных групп и отдельных  товаров в розничном товарообороте.

Анализ структуры товарооборота  дает возможность вскрыть процессы и изменения, происходящие в потреблении  товаров, тенденции в его развитии, и служит экономически обоснованной базой для планирования товарооборота.

В процессе анализа структуры  розничного товарооборота необходимо определить:

  •   выполнение  плана продажи и удовлетворение спроса населения по каждой товарной группе и по отдельным товарам;
  •   изменения (количественные и качественные), произошедшие в ассортименте товаров;
  •   динамику продажи важнейших товаров в расчете на одного человека в сравнении с сопоставимыми данными других организаций;
  •   степень удовлетворения сезонного спроса на товары;
  •   положительный опыт и недостатки в организации торговли отдельными товарами.

Анализировать структуру  товарооборота следует не только за год, но и за каждый квартал, а  по отдельным товарам в целях  изучения сезонности их продажи и  за более короткие периоды.      Последовательность анализа структуры розничного товарооборота включает:

  1. анализируют соотношение в товарообороте удельных весов продовольственных и непродовольственных товаров;
  2. изучают структуру розничного товарооборота по товарным группам;
  3. изучают структуру розничного товарооборота  по каждому товару;
  4. определяют товарооборот на одного человека обслуживаемого населения по каждой товарной группе и товару;
  5. по каждой товарной группе товаров и каждому товару определяют выполнение плана товарооборота и изменении их удельного веса в объеме товарооборота по сравнению с планом и предшествующими периодами (в динамике) [13, с. 225].

Структура  розничного товарооборота  Жлобинского  райпо представлена в таблице 2.3.1.

 

 

Таблица 2.3.1 –  Структура розничного товарооборота  Жлобинского райпо по укрупненным товарным группам за 2009 - 2011 гг.

Товарные группы

Годы

Темп роста, %

Отклонение по удельному  весу, %

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011  к 2010

2011 от 2009

2011 от 2010

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

Продовольственные товары

39452,5

88,2

46483,4

87,2

75951,7

84,0

192,5

166,9

-4,2

-3,2

Непродовольственные товары

5294,5

11,8

6799,6

12,8

14466,6

16,0

273,2

212,8

+4,2

+3,2

  Итого

44747,0

100

53283,0

100

90419,0

100

202,1

169,7

-

-

Информация о работе Анализ общего объема розничного товарооборота