Розничный товарооборот общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе представлены задачи и порядок проведения анализа розничного товарооборота торговых предприятий, причем акцент сделан на анализе розничного товарооборота торговых предприятий общественного питания, поскольку деятельность предприятий представляет бOльший интерес (принципиальное отличие деятельности торговых предприятий общественного питания от деятельности прочих торговых предприятий представлено ниже).

Содержание

Введение 3
1. Понятие розничного товарооборота, его
характеристики и показатели 4
1.1. Понятие розничного товарооборота 4
1.2. Особенности товарооборота предприятий питания 5
1.3. Структура товарооборота 6
1.4. Система показателей товарооборота 7
2. Задачи и методы анализа и оценки товаро-
оборота 8
3. Анализ выполнения плана и динамики то-
варооборота 12
4. Сравнительный анализ товарооборота и вы-
пуска собственной продукции предприятий питания 17
5. Оперативный анализ товарооборота и вы-
пуска собственной продукции предприятия питания 22
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 29.84 Кб (Скачать)

Содержание

лист

Введение 3

1. Понятие розничного  товарооборота, его 

характеристики и  показатели 4

1.1. Понятие розничного  товарооборота 4

1.2. Особенности товарооборота  предприятий питания 5

1.3. Структура товарооборота  6

1.4. Система показателей  товарооборота 7

2. Задачи и методы  анализа и оценки товаро-

оборота 8

3. Анализ выполнения  плана и динамики то-

варооборота 12

4. Сравнительный  анализ товарооборота и вы-

пуска собственной  продукции предприятий питания 17

5. Оперативный анализ  товарооборота и вы-

пуска собственной  продукции предприятия питания 22

Список литературы 26

 ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных экономических  показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров  на деньги. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги продает товар  в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория  товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

товара как объекта  продажи;

продажи как формы  движения товара от производителя к  потребителю.

Товарооборот торгового  предприятия можно рассматривать:

во-первых, как результат  деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;

во-вторых (в социально-экономическом  аспекте), как показатель товарного  снабжения населения, один из показателей  уровня жизни (по классификации ООН  розничный товарооборот относится  к показателям, характеризующим  уровень жизни).

В торговом предприятии  товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары - по его размеру можно судить о  значимости данного предприятия  на потребительском рынке.

Различают розничный  и оптовый товарооборот. В плане  данного задания курсовой работы нас более интересует розничный  товарооборот.

В данной курсовой работе представлены задачи и порядок проведения анализа розничного товарооборота  торговых предприятий, причем акцент сделан на анализе розничного товарооборота  торговых предприятий общественного  питания, поскольку деятельность предприятий  представляет бOльший интерес (принципиальное отличие деятельности торговых предприятий  общественного питания от деятельности прочих торговых предприятий представлено ниже).

1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО  ТОВАРООБОРОТА, ЕГО 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И  ПОКАЗАТЕЛИ

1.1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО  ТОВАРООБОРОТА

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения  товара завершается - он поступает в  сферу потребления.

Как экономический  показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в  денежном выражении), переходящей в  сферу личного потребления, и  характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку  товаров. Динамика розничного товарооборота  отражает пропорции между производством  и потреблением, потребности предприятий  в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме  того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям  и предприятиям для обслуживаемых  ими контингентов населения.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению  через все каналы реализации: в  официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых  рынках.

Объем розничного товарооборота  во многом характеризует состояние  национальной экономики, отражая положение  дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение  благосостояния населения, конъюнктуру  и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет  количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в  денежном исчислении, качественная - структура  товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных  товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам  продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных  товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий  общественного питания, состоящий  из оборота по продаже продукции  собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе  и по подписке, и др.

Необходимо четко  разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных  видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных  за счет кассовой выручки (по документам).

1.2. ОСОБЕННОСТИ ТОВАРООБОРОТА  ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ

Общественное питание  наряду с розничной торговлей  выполняет главную социально-экономическую  задачу развития нашего общества-удовлетворение материального и культурного  уровня жизни народа. Эта проблема решается прежде всего путем развития розничного товарооборота. Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота  страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа. Общественное питание Российской Федерации достигло определенных успехов в росте  товарооборота и выпуска собственной  продукции. Однако его состояние  и развитие не удовлетворяют современным  требованиям. Нередко низка культура обслуживания потребителей и качество приготовленной пищи, высокая стоимость  питания. На многих предприятиях неудовлетворительно  используют материально-техническую  базу, товарные, трудовые и финансовые ресурсы. Основной задачей анализа  деятельности предприятий питания  является выявление, изучение и мобилизация  резервов повышения качества и эффективности  их работы улучшения обслуживания потребителей путем устранения недостатков в  хозяйствовании, улучшения использования  экономического потенциала.

Отличительная особенность  хозяйственной деятельности предприятий  питания - объединение в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления  продукции. Соответственно, и товарооборот предприятий питания имеет свою специфику, разделяясь на:

оборот по реализации продукции собственного производства;

оборот по реализации покупных товаров.

Наибольший удельный вес в товарообороте предприятий  питания имеет оборот по реализации продукции собственного производства1.

В зависимости от конечного или промежуточного потребления  выделяют розничный и оптовый  товарооборот.

Розничный товарооборот включает в себя:

продажу продукции  собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажу через  розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;

реализацию продукции  через передвижную сеть;

отпуск питания  работникам предприятия по льготным ценам.

Оптовый товарооборот, как правило, состоит из продажи  полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим предприятиям питания  и розничной торговли.

Сумма розничного и  оптового товарооборота образует валовой  товарооборот, характеризующий полный объем производственной и торговой деятельности.

1.3. СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА

Товарная структура  розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные  товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Структура продовольственных  товаров состоит из следующих  ассортиментных групп:

мясо и мясопродукты;

рыба и рыбопродукты;

жиры;

молоко и молочные продукты;

яйца;

сахар;

кондитерские изделия;

чай;

соль;

хлеб и хлебобулочные  изделия;

мука, крупа и макаронные изделия;

картофель;

овощи;

плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;

другие продовольственные  товары. Структура непродовольственных  товаров состоит из следующих  ассортиментных групп:

ткани;

одежда, белье, головные уборы и меха;

трикотажные и чулочно-носочные изделия;

обувь;

хозяйственное мыло;

синтетические моющие средства;

туалетное мыло и  парфюмерия;

галантерея и нитки;

табачные изделия, спички;

товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;

другие непродовольственные  товары.

1.4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ТОВАРООБОРОТА

К показателям, характеризующим  товарооборот торгового предприятия, относятся:

объем товарооборота  в стоимостном выражении в  текущих ценах;

объем товарооборота  в стоимостном выражении в  сопоставимых ценах;

ассортиментная структура  товарооборота по отдельным группам  товаров (руб., проценты);

однодневный объем  товарооборота (руб.);

объем товарооборота  в расчете на одного работника, в  том числе работника торговой группы;

объем товарооборота  на 1 м2 общей площади, в том числе  торговой площади;

время обращения  товаров, дни оборота;

скорость товарооборота, число оборотов.

2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ  АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ТОВАРООБОРОТА

Задачи анализа  товарооборота:

изучение динамики показателя;

анализ и оценка ассортиментной структуры;

определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру  товарооборота;

анализ товарооборачиваемости.

Методы анализа:

построение динамических рядов;

использование относительных  и средних величин;

сравнение;

индексный метод;

построение трендовых  и регрессионных моделей динамики;

цепная подстановка;

балансовая увязка показателей;

построение графиков и др.

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или  в натуральных показателях) за исследуемый  период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с  показателями (базисными) соответствующих  предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют  оценить степень соответствия фактических  результатов деятельности предприятия  намеченной стратегии развития.

В процессе анализа  динамики товарооборота используют систему индексов:

индекс физического  объема товарооборота (Iф);

индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт);

индекс цен (Iц).

Индекс физического  объема товарооборота характеризует  влияние изменения количества и  структуры реализованных товаров  на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле: 

где р0 - цена i-го товара в базисном периоде;

 р1, - цена i-го товара  в отчетном периоде;

q0 - количество i-го  товара, реализованного в отчетном  периоде;

q1 - количество i-го  товара, реализованного в базисном  периоде;

Информация о работе Розничный товарооборот общественного питания