Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа
Целью научной работы является исследование современной социальной политики в России, анализ реализации национальных проектов, в частности в области строительства. В соответствии с целью решаются следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства в современных условиях;
2. исследовать цели и направления приоритетных национальных проектов в жилищной сфере;
3. исследовать основные механизмы, инструментарии реализации национальных проектов в сфере жилищной политики;
4. исследовать эффективность реализации национальных проектов и оценить их значение для граждан РФ.
Введение…………………………………………………………………..….2
1. История реформ и преобразований в России в сфере социальной политики ……………………………………..…………………………………....4
2. Общие сведения о приоритетных национальных проектах…………....6
3. Приоритетные национальные проекты в жилищной сфере………........8
3.1 «Доступное и комфортное жилье»………………………………10
3.2 Социальная ипотека «Молодая семья»………………………….14
3.3 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»…………………………………………………..15
4. Анализ задач приоритетного национального проекта «Доступное жилье – Гражданам России»……………………………………………..22
5. Проблемы, выявленные в ходе практической реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»……………………………………………………….27
6. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – Гражданам России» в Брянской области»……...36
6.1 Стимулирование развития жилищного строительства………….36 6.2 Переселение граждан из аварийного жилищного фонда……….37
6.3 Поддержка системы ипотечного жилищного кредитования……38
6.4 Поддержка молодых семей в приобретении жилья……………...39
6.5 Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан…………………………………….....40
6.6 Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг…………………………………………………………43
7. Перспективы развития национального проекта «Доступное жилье - Гражданам России»……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………47
Список используемой литературы…………………………………………..48
Приложения…………………………………………………………………...50
Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.
По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Должны быть увеличены темпы жилищного строительства, необходимо предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.
Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
Основные проблемы российского жилищного рынка:
• Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
• В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
• Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
• В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.
• В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.
• Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.
• Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
• Процедуры согласования строительной документации затруднены.
• Граждане слабо
защищены от махинаций при покупке и продаже
жилья.
3.1 «Доступное и комфортное жилье»
Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило национальный проект «Доступное и комфортное жилье».
Одним
из самых острых и сложных является
вопрос обеспечения граждан России
жильем. Основные проблемы - износ коммунальных
сетей, крайне слабая строительная индустрия,
устаревшие градостроительные планы регионов.
По данным Росстроя, 15 процентов городов
страны живут без градостроительного
плана. Ситуация усугубляется тем, что
70 процентов строительных мощностей сосредоточено
в Европейской части России, а в Сибири
и на Дальнем Востоке они практически
отсутствуют. Это еще раз подтверждает
ту диспропорцию, которая существует между
западными и восточными регионами России.
Цены на
жилье в последние годы в России росли
гигантскими темпами - на 2-3 процента в
месяц, а в Москве и Подмосковье -2,5 процента
в неделю. По мнению экспертов, лишь 9 процентов
россиян могут накопить средства на покупку
квартиры.
Основными задачами
национального проекта
«Доступное и комфортное
жилье гражданам России»
являются:
-повышение доступности жилья;
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
-увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов инфраструктуры;
-выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан.
Данный проект
призван значительно улучшить жилищные
условия десятков миллионов россиян.
В результате проведения комплекса мероприятий
в 2006 году удалось достигнуть ощутимых
положительных результатов. Было введено
около 50 миллионов квадратных метров жилья,
что на 15 процентов больше, чем в 2005 году.
В ипотечное кредитование при плановом
значении в 108 миллиардов рублей удалось
привлечь кредитов на сумму 200 миллиардов
рублей. Снижается ставка по кредитам.
Другие направления проекта - софинансирование
приобретения жилья молодыми семьями;
субсидии на подготовку инженерной инфраструктуры
для новых участков под жилищное строительство,
в том числе под малоэтажную застройку.
Особенное внимание
в проекте «Доступное
жилье» уделяется проблемам
молодой семьи.
Одновременно предполагается, что в больших
объемах должны исполняться государственные
обязательства по предоставлению жилья
ветеранам войн и вооруженных конфликтов,
чернобыльцам, инвалидам, другим категориям
граждан.
Под действие данной программы попадают
ветераны, военнослужащие, увольняемые
в запас, граждане, выезжающие из районов
Крайнего Севера и приравниваемых к ним
местностей, вынужденные переселенцы,
а также граждане, пострадавшие, в результате
аварии на Чернобыльской АЭС и принимавшие
участие в ликвидации последствий аварии,
и ряд других категорий граждан.
Размер жилищных субсидий, выделяемых
за счет федерального бюджета этим гражданам,
будет уточняться, исходя из рыночной
стоимости жилья в том регионе, где они
собираются покупать квартиру.
Реализация национального проекта «Доступное
жилье» предполагает уменьшение среднего
времени ожидания улучшения жилищных
условий с 20 лет в 2004 году до 7 лет в 2010 году.
Параллельно с реализацией национального
проекта «Доступное жилье» в Министерстве
обороны проводится масштабная работа
по обеспечению военнослужащих
жильем. Минобороны России сконцентрировало
свои усилия на трех основных направлениях:
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим,
заключившим контракт до 1 января 1998 года
- с учетом получения квартир по программе
«15+15.
2)
создание до 2012 года служебного
жилого фонда объемом около
320 тысяч квартир под штатную
численность воинских частей
и соединений;
3) проведение эксперимента по накопительно-ипотечной
системе жилищного обеспечения.
Кратко
остановимся на каждой из подпрограмм.
Анализ приведен в таблице11.
Таблица
1 – Характеристика подпрограмм национального
проекта «Доступное и комфортное жилье»
Название программы | Цели, задачи, проблемы | Реализация |
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой | решается одна
из основных проблем, сдерживающих увеличение
объемов жилищного строительства |
В рамках подпрограммы осуществляются предоставление за счет средств федерального бюджета государственных гарантий на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентов по банковским кредитам. |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры | Целью подпрограммы
является повышение качества и надежности
предоставления коммунальных услуг населению,
улучшение экологической ситуации в регионах,
создание устойчивых и эффективных механизмов
привлечения частных инвестиций для модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры.
Задачами подпрограммы
являются: - модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры с высоким уровнем износа;
- повышение эффективности управления
коммунальной инфраструктурой; - создание
институтов для привлечения частных инвестиций
для модернизации объектов коммунальной
инфраструктуры. |
осуществляется привлечение средств частных инвесторов с целью совершенствования коммунальной инфраструктуры населенных пунктов. |
Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе | Цель: улучшение
жилищных условий молодых специалистов
АПК. Проводимая
жилищная политика позволит начать формирование
эффективного кадрового потенциала агропромышленного
комплекса, даст толчок развитию рынка
труда, росту уровня жизни тех, кто живет
в сельской местности. |
будет осуществляться государственная поддержка в форме предоставления бюджетных субсидий молодым семьям и молодым специалистам на селе на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита. |
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. | Обеспечение жильем
отдельных категорий граждан;
Создание необходимой правовой базы, соответствующей положениям Конституции РФ о праве граждан на жилище и долгосрочной государственной жилищной политике. |
Для военнослужащих,
увольняемых с военной службы, граждан,
уволенных с военной службы, и приравненных
к ним лиц, граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, граждан Российской Федерации,
постоянно работающих на комплексе "Байконур"
и подлежащих отселению, вынужденных переселенцев
размер субсидии за счет средств федерального
бюджета будет определяться исходя из
стоимости 1 квадратного метра общей площади
жилья в среднем по Российской Федерации.
Для ветеранов
и инвалидов, а также граждан,
принимавших участие в В целом Национальным проектом предусматривается, что за период 2008-2013 гг. будет обеспечено 211,3 тыс. семей отдельных категорий граждан, в т.ч. 82,5 тыс. ветеранов и инвалидов. Что составляет около 20% от общего числа участников подпрограммы. |
3.2 Социальная ипотека «Молодая семья»
Кредит «Молодая семья» - один из составляющих национального проекта «Доступное жилье». В рамках ипотечной программы «Молодая семья» государство предоставляет молодым семьям субсидию на приобретение жилья в размере 35% для молодых семей без детей, если возраст супругов не превышает 30 лет, и 40% при наличие одного или более детей.
Размер субсидии на приобретение жилья по ипотечной программе молодая семья может начисляться и в индивидуальном порядке, но обязательно определяется расчетной стоимостью жилого метра в конкретном муниципальном образовании и тем, есть ли в молодой семье дети. Ипотечная программа «Молодая семья» предусматривает определенный размер жилплощади, выделяемой на каждого члена семьи:
- 42 кв. метра на молодую семью из двух человек;
-по 18 кв. метров на человека, если численность молодой семьи - 3 и более человек
Для участия в программе доступное жилье необходимо, чтобы молодая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для этого требуется, чтобы семья стояла в очереди на получение муниципального жилья до 1 марта 2005 года или была признана нуждающейся и поставлена в очередь органами местного самоуправления после 1 марта 2005 года. Участникам проекта выдается специальное удостоверение по мере поступления бюджетных средств.
Необходимо наличие доходов или других денежных средств, количество которых будет достаточным для выплат расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии.
Программа
ипотека молодая семья
Ипотека молодым семьям отличается более низким первоначальным взносом. Ипотечный кредит можно получить в банке, начиная с 18 лет. При этом есть ряд ограничений, которые возраст накладывает на получение ипотечного кредита.
Кроме молодых семей многие граждане России не могут позволить себе, в силу собственных доходов, приобретение жилья даже по ипотечным программам. Для людей, которые могут документально подтвердить, что уровень доходов у них ниже среднего, разработана программа социальной ипотеки. В рамках данной программы предоставляется максимальный срок кредита – до 30 лет и низкая процентная ставка.
Задача социальной ипотеки - также обеспечить жильём людей, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Данная программа предлагает очередникам купить квартиру в кредит по себестоимости ее строительства, что гораздо дешевле, чем покупка жилья по рыночной цене.
Кроме всех вышеизложенных положений, появились также существенные изменения при покупке жилья для стоящих в очереди на приобретение собственной жилплощади или ее улучшения жилищных условий.
Так, например, если вы имеете комнату и хотите приобрести большую жилплощадь, то город предоставляет квартиру за вычетом идентичной площади вашей комнаты. Таким образом, вам нужно будет оплатить лишь разницу по жилой площади в новой квартире.
Как
вариант решения жилищной проблемы
для молодежи возрождается практика
студенческих строительных отрядов (ССК),
отработав 150 смен, молодежь получает право
с помощью ипотеки купить квартиру
по себестоимости.
К сожалению, стройотряды действуют пока
в двух областях – Свердловской и Воронежской.
К неоспоримым «плюсам» программы можно
отнести: возможность приобрести жилье
по цене в 3 раза меньше рыночной стоимости,
и льготный процент ипотечного кредита.
В ближайшее время студенческие стройотряды
планируется сформировать в Рязанской
и Новгородской областях, Республике Татарстан,
а так же в Москве и Петербурге.
3.3 Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством
Проблема
обеспечения жильем категорий граждан
Российской Федерации, перед которыми
государство имеет обязательства по обеспечению
жильем в соответствии с законодательством
Российской Федерации, остается одной
из наиболее острых социальных проблем.
В настоящее время 708287 семей указанных
категорий граждан нуждаются
в улучшении жилищных
условий. Категории таких семей представлены
на рисунке 1.
Рисунок 1 – Категории семей граждан,
нуждающиеся в улучшении
Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы (подпрограммы), предусматривающие оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищной проблемы, предусматривают различные механизмы и формы предоставления им субсидий на приобретение жилья. Далеко не все программы (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной системы управления процессом предоставления субсидий, а также эффективный контроль за их целевым использованием. С учетом этого на сегодняшний день основной задачей является организация рационального управления процессом предоставления субсидий, создание эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, проведение мониторинга выполнения программных мероприятий с периодической оценкой результатов. При этом необходимо обеспечить минимизацию расходов на управление, устранение излишних согласований, введение простой и понятной системы отчетности и предоставления аналитической информации о ходе реализации программных мероприятий.
Информация о работе Анализ национальных проектов в жилищной сфере