Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа
Целью научной работы является исследование современной социальной политики в России, анализ реализации национальных проектов, в частности в области строительства. В соответствии с целью решаются следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства в современных условиях;
2. исследовать цели и направления приоритетных национальных проектов в жилищной сфере;
3. исследовать основные механизмы, инструментарии реализации национальных проектов в сфере жилищной политики;
4. исследовать эффективность реализации национальных проектов и оценить их значение для граждан РФ.
Введение…………………………………………………………………..….2
1. История реформ и преобразований в России в сфере социальной политики ……………………………………..…………………………………....4
2. Общие сведения о приоритетных национальных проектах…………....6
3. Приоритетные национальные проекты в жилищной сфере………........8
3.1 «Доступное и комфортное жилье»………………………………10
3.2 Социальная ипотека «Молодая семья»………………………….14
3.3 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»…………………………………………………..15
4. Анализ задач приоритетного национального проекта «Доступное жилье – Гражданам России»……………………………………………..22
5. Проблемы, выявленные в ходе практической реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»……………………………………………………….27
6. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – Гражданам России» в Брянской области»……...36
6.1 Стимулирование развития жилищного строительства………….36 6.2 Переселение граждан из аварийного жилищного фонда……….37
6.3 Поддержка системы ипотечного жилищного кредитования……38
6.4 Поддержка молодых семей в приобретении жилья……………...39
6.5 Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан…………………………………….....40
6.6 Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг…………………………………………………………43
7. Перспективы развития национального проекта «Доступное жилье - Гражданам России»……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………47
Список используемой литературы…………………………………………..48
Приложения…………………………………………………………………...50
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.1 «Доступное и комфортное жилье»………………………………10
3.2 Социальная ипотека «Молодая семья»………………………….14
3.3 «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным
6.1 Стимулирование развития жилищного строительства………….36 6.2 Переселение граждан из аварийного жилищного фонда……….37
6.3 Поддержка системы ипотечного жилищного кредитования……38
6.4 Поддержка молодых семей в приобретении жилья……………...39
6.5 Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан…………………………………….....40
6.6 Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг…………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..48
Приложения……………………………………………………
Введение
Российская
Федерация переживает переломный этап
в своем развитии. Наступила эпоха,
когда в корне меняются привычные
оценки того, что происходит в экономике,
политике, общественном развитии. Одной
из наиболее важных задач государственной
политики на данном этапе является повышение
качества жизни граждан России. Но еще
сравнительно недавний исторический опыт
показывает, что всего лишь несколько
лет назад данная задача была далеко не
приоритетной в политике, проводимой государством.
Экономический
кризис 90-х годов, ошибки, допущенные правительством
в стратегии и тактике реформ, существенно
повлияли на все сферы жизни страны и,
прежде всего, на уровень жизни населения.
Люди уже не верили в то, что государство
сможет исполнять даже минимальные социальные
обязательства.
В этих
условиях вновь избранной власти необходимо
было одновременно решать острейшие каждодневные
проблемы и работать на то, чтобы заложить
новые долгосрочные тенденции роста. В
результате, в Послании Федеральному Собранию
весной 2004 года Президент Владимир Путин
сконцентрировал внимание на самых насущных
для граждан страны проблемах – качестве
и доступности медицинского обслуживания,
образования, жилья, наметил пути социальной
модернизации. Осенью 2005 года было заявлено
о «приоритетных национальных проектах»
(далее – ПНП) в тех же сферах.
В различных
структурах общества активно ведется
обсуждение сути и дается оценка реализации
национальных проектов, предшествующего
опыта страны в данной области, выбор приоритетов.
С момента начала реализации ПНП ведутся
дебаты относительно их различных аспектов,
поскольку результаты усилий государства
в данном направлении должны затронуть
все российское общество, существенным
образом повлиять на развитие страны и
качество жизни граждан. Все это говорит
о несомненной актуальности темы приоритетных
национальных проектов и необходимости
ее научного раскрытия.
Целью научной работы является исследование современной социальной политики в России, анализ реализации национальных проектов, в частности в области строительства. В соответствии с целью решаются следующие задачи:
Объектом исследования
являются приоритетные национальные проекты
в строительной сфере и процесс их реализации.
Реформы
по своей сути являются локомотивом
эволюционного развития общества и
государства. Именно поэтому на различных
этапах истории Российского государства
его руководством проводились мероприятия,
направленные на повышение эффективности
экономики, укрепление безопасности, развитие
науки и образования, инфраструктуры и
сельского хозяйства.
Примеров тому много. Это реформаторская
деятельность русских царей Федора Алексеевича
и Ивана Грозного, масштабные реформы
Петра I и государственные преобразования
М.М. Сперанского.
Однако
наиболее характерным примером являются
реформы, проведенные во второй половине
XIX века, способствующие эволюционному
переходу от феодализма к буржуазным отношениям
в России.
Начало
было положено в 1857 году подготовкой крестьянской
реформы, которая привела к отмене в 1861
году крепостного права в России. Аграрные
преобразования потребовали изменения
в экономике и социальной сфере.
В общем
ряду реформ второй половины XIX века существенное
место занимали земская, судебная, школьная
и университетская реформы. В 1864 - 1874 годах
были проведены преобразования в области
обороны, в ходе которых был изменен порядок
комплектования армии и флота.
В итоге
этих реформ в России изменилась вся общественная
структура, в том числе государство, право,
социально-экономический строй. Поэтому
вполне уместна оценка этого периода нашей
истории как «революции сверху». Ее значение
состояло в том, что она позволила вывести
Россию из глубокого экономического и
политического кризиса и дать мощный толчок
развитию страны без серьезных потрясений
и социальных катаклизмов, без «революции
снизу», которая редко обходится бескровно.
Одной
из последних дореволюционных реформ
в России была земельная реформа, проводившаяся
под руководством министра внутренних
дел Петра Аркадьевича Столыпина. Обращаясь
с трибуны Государственной Думы к депутатам
левых фракций, он емко и точно выразил
суть российских реформ и задачи реформаторов:
«Вам, господа, нужны великие потрясения,
а нам нужна великая Россия!» К сожалению,
преобразования XIX века не увенчались
конституционной реформой, а деятельность
Столыпина была прервана его убийством.
Следующий этап масштабных экономических
и социальных реформ был проведен в нашей
стране после Октябрьской революции 1917
года. Его результатом стало полное искоренение
неграмотности среди населения, индустриализация
страны. Определенные успехи были достигнуты
в области жилищного строительства, проводились
реформы в сельском хозяйстве.
Далее решения «сельскохозяйственного»
пленума ЦК КПСС 1965 года кардинально поменяли
ситуацию в аграрном секторе в лучшую
сторону. Тогда для оказания помощи селу
были привлечены существенный административный
ресурс и необходимые средства. Был получен
и определенный результат.
Позже, уже в 80-е годы XX века, были приняты
продовольственная и жилищная программы,
которые предусматривали достаточно масштабные
инвестиции в развитие строительства
и сельского хозяйства, но, к сожалению,
они так и не были выполнены.
После распада СССР Россия взяла курс
на проведение рыночных реформ. Однако
к этому времени сложилась принципиально
новая политическая и экономическая ситуация.
Нарушились экономические связи. Был потерян
ряд важных территорий. Россия как бы отдалилась
от Европы, стала еще более северной и
континентальной страной.
Нельзя
сказать, что данный курс не дал обществу
каких-либо позитивных импульсов. Однако
цена этих реформ, как известно, оказалась
слишком высока. Особенно в социальной
сфере. Так как произошло массовое обнищание
населения, были потеряны важнейшие социальные
завоевания: права на отдых, труд, бесплатное
образование, лечение и т.д.
Очевидно,
главная причина кроется в том, что реформами
занимались люди, лишенные, говоря словами
философа Ивана Ильина, «государственного
настроения души». Их основные усилия
были направлены на то, чтобы насильственно
внедрить на российской почве методики,
заимствованные на Западе.
В результате во второй половине 90-х годов
XX века в России сложилась специфическая
ситуация недореформированной экономики,
нереформированной социальной сферы и
несовершенного гражданского общества.
Из отечественного опыта реформ и преобразований
следует, что только вложения в человека
способны помочь уйти от экономики «ресурсной
и индустриальной» к экономике знаний,
к экономике «ежедневной технологической
революции», которая создается личными
усилиями активных, здоровых, образованных
граждан. А развитие потенциала личности
напрямую зависит от доступности и качества
образования, здравоохранения, информации,
коммуникаций и т. д. Понимание подобных
задач и стремление найти наиболее эффективную
форму для их решения привели к идее проектного
подхода.
На
совместном заседании членов Правительства
и парламента Российской Федерации, а
также руководителей регионов России
5 сентября 2005 года Президент России В.В.
Путин обозначил практические шаги по
реализации приоритетных национальных
проектов в таких областях, как здравоохранение,
образование, жилье и аграрно-промышленный
комплекс.
Весьма
значимо выделение в социальном
развитии ключевых направлений: «Образование»,
«Здоровье», «Доступное
и комфортное жилье»,
«Развитие 0АПК». Именно такой совокупностью
целесообразно представлять составляющие
понятия «инвестиции в человека». Достижение
существенных прорывов в развитии по этим
направлениям послужит и укреплению социальной
стабильности, и созданию атмосферы в
обществе, способствующей развитию деловой
активности.
Национальные
проекты можно рассматривать как инструменты
социальной политики. Это– принципиально
новая управленческая методика с применением
прозрачной системы целевых показателей.
Она включает в себя комплекс правовых,
организационных и финансовых мер, предпринимаемых
федеральным центром, ее субъектами, с
целью позитивного изменения в определенных
социальных областях и, таким образом,
качественного улучшения жизни населения.
Финансирование
национальных проектов не может исчерпываться
исключительно ресурсами федерального
бюджета. Должны учитываться средства
бюджетов всех уровней, государственных
внебюджетных фондов, других источников,
главным из которых являются частные инвестиции.
В перспективе было бы полезно разрабатывать
и специальные комплексные бюджеты национальных
проектов, исполнение которых стало бы
предметом реального частно-государственного
партнерства.
Улучшение
качества жизни населения, создание условий
для обеспечения позитивных структурных
изменений в экономике и социальной сфере,
обеспечение макроэкономической стабильности,
повышение эффективности и прозрачности
управления собственно финансами – все
это имеет непосредственное отношение
к национальным проектам. Это может быть
основой современной социальной модели
для России. Однако ее действенность зависит
от того, как государство, бизнес, граждане
понимают свою ответственность перед
обществом и насколько они готовы к взаимодействию
и партнерству.
Исполнение
национальных проектов требует существенной
модернизации многих технологических
блоков бюджетной системы. Деньги,
выделяемые непосредственно
на национальные проекты,
составляют всего 5–7%
от объема государственного
финансирования соответствующих секторов
и отраслей.
Средства, выделяемые на реализацию приоритетных
национальных проектов, отличаются по
своим целям, объемам, логике и срокам
ожидаемого эффекта. Объединяет их то,
что эта государственная поддержка направлена
на российскую экономическую систему,
влияющую прямо или косвенно на все институты
российского общества.
Успех
реализации проектов в немалой степени
зависит от выработки механизмов реализации
приоритетных национальных проектов (организационный,
финансовый, контрольный и т.д, от четкой
координации усилий и слаженности действий
федеральных органов, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований и, конечно,
прежде всего, от непосредственного участия
самого населения в процессе их реализации.
Обеспечение
реализации приоритетных национальных
проектов на региональном и муниципальном
уровне имеет большое значение, так как
помимо национальных проектов на региональном
уровне реализуются региональные целевые
социально-экономические программы.
Любой
национальный проект должен иметь признаки
масштабных целенаправленных действий
по решению особо значимых задач и представлять
собой ограниченный по срокам и результатам
набор конкретных действий, направленных
на выполнение конкретных целей. Финансирование
проекта должно основываться на консолидации
средств. Это соответствует концепции
реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации, предусматривающей
формирование бюджетов всех уровней в
рамках и на базе соответствующих бюджетных
целевых программ.
Приоритетные проекты – их можно назвать
«ближними целями» – не отменяют определенные
ранее стратегические задачи по модернизации
здравоохранения и образования, формированию
платежеспособного массового рынка жилья.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста. В следствие этого была предложена система национальных проектов.
При проработке национальных проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Почему именно они?
“Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.” (Из выступления В.В. Путина, 5 сентября 2005 года)
Приоритетные
национальные проекты должны соотноситься
с национальной идеей государства,
которая, в свою очередь, должна учитывать
основные его проблемы. Позитивное развитие
государства предполагает решение этих
проблем. Именно от четырех приоритетов
прямо зависит качество жизни общества.
Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.
Информация о работе Анализ национальных проектов в жилищной сфере