Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».
Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы
Отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.
Разногласия между службами неизбежны, но их можно свести к минимуму, если при разработке целей каждого подразделения учитывать цели других служб и открыто обсуждать существующие различия.
Можно создать инициативную группу по маркетингу, которая включает руководителей ведущих служб и отделов предприятия. Главная задача такой группы - это анализ механизма исследования внешней среды:
Так в предлагаемой структуре произойдет усиление маркетинговой ориентации механизма исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК - Волги» - «Мордовэнерго», выделена самостоятельная служба маркетинга с подчинением заместителю генерального директора по маркетингу. Это необходимо для повышения возможностей маркетологов добиваться исследования концепции маркетинга со стороны других служб предприятия.
В новой структуре заместителю генерального директора по маркетингу будут подчиняться различные группы, так или иначе имеющие отношение разработке стратегии маркетинга.
Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы. Они должны работать в тесном контакте с отделом маркетинга, от которого должны получать необходимую методическую помощь и информацию.
Таким
образом, считаю целесообразным предложить
изменить организационную структуру,
чтобы обеспечить координацию усилий
всех подразделений предприятия по достижению
конкретной цели: производство конкурентной
продукции, удовлетворяющей потребности
покупателей лучше, чем продукция конкурентов.
3.2
Внедрение современных
методов анализа
внешней среды в деятельность
предприятия
Механизм исследования внешней среды в отечественной энергетической промышленности является чрезвычайно специфичным.
Эффективное построение механизма исследования внешней среды, лежит в плоскости синтеза зарубежного опыта промышленного механизма исследования внешней среды и отечественных наработок в этой области.
Именно поэтому я предлагаю отказаться и от стандартных процедур исследования внешней среды, которые получили распространение при внедрении механизма исследования внешней среды технологий по западному образцу, и от исследования внешней среды как придатка службы сбыта.
Повышение эффективности анализа через интенсификацию механизма исследования внешней среды требует применения разнообразных инструментов, главным из которых должна стать специализированная маркетинговая информационная система.
Маркетинговая информационная система (МИС) исследования внешней среды - это совокупность персонала, оборудования, методов и процедур, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Формирование систем обработки данных станет надежным подспорьем для процесса планирования, серьезно повысит его эффективность, обеспечит его целостность, позволит обеспечить достойную систему контроля. Одним из главных пользователей информационной системы исследования внешней среды станет отдел маркетинга, который будет объединять основные информационные потоки предприятия. Главной задачей маркетинговой информационной системы исследования внешней среды является получение, анализ, обработка, распределение информации по стратегическому планированию в режиме реального времени, хранение этой информации.
Основой маркетинговой информационной системы, является подсистема внутренней отчетности, в которой отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях.
Анализ внутренней информации, менеджеру по маркетингу, позволяет выявить перспективные возможности предприятия и проблемы.
Подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло на рынке, а подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент.
Маркетинговое наблюдение представляет собой постоянную деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимую как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.
Маркетинговые исследования внешней среды предполагают проведение и подготовку различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Маркетинговые исследования проводят периодически, когда появляются проблемы.
В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, представляющая собой взаимосвязанный набор систем данных, методик и инструментов, помогающих предприятию анализировать и интерпретировать внутреннею и внешнюю информацию.
Основными преимуществами использования маркетинговых информационных систем исследования внешней среды, являются:
- предупреждение кризисов в деятельности фирмы;
- широкий охват информации;
- скорость анализа;
- координация планов маркетинга;
- представление результатов в количественном виде.
Для создания маркетинговой информационной системы исследования внешней среды, необходимо использовать уже существующую на предприятии АСУ (автоматизированная система управления. Прежде чем возможно будет сформировать полноценную маркетинговую информационную систему управления, необходимо пройти несколько этапов.
На первом этапе происходит формирование АСУ в индексном виде, где каждому виду продукции, каждой операции, посреднику, поставщику и прочим реквизитам присваиваются индексы в соответствии с классификатором, который разработан на предприятии. Предлагается простая система построения индекса, где генеральная совокупность поэтапно делится на составляющие. Перевод на индексную систему не должен занять более 5 месяцев.
На втором этапе происходит формирование локальных баз данных подразделений предприятий. Для этого создаются персональные машины – это хранители баз данных в цехах и подразделениях предприятия, на которых согласно классификатору начинается обработка данных. Первоначально данные экспортируются в МS Exсеl или МS Ассеss из наиболее удобного формата по разработанной структуре.
Происходит переформирование существующих структур таблиц в удобные для соответствующего отдела. Кроме того, подразделения вырабатывают необходимые им формы таблиц и аналитические формы.
На третьем этапе происходит объединения персональных компьютеров в локальную сеть с внутренне ориентированным сервером, который осуществляет прием, переработку и хранение всех данных, циркулирующих внутри организации. Кроме того, возможна покупка или разработка собственного программного обеспечения для управления сформированной системой баз данных отделов, и начинается работа в режиме реального времени.
На четвертом этапе информационная система организации включаются через глобальные сети контрагенты предприятия: потребители, государственные фискальные органы, дистрибьюторы, поставщики, финансовые организации, информационные и издательские серверы по электронным компонентам. На основе заказов и потенциальной перспективной потребности, формируются заказы по производимой продукции, и делаются заказы по материалам. Данная система позволит сформировать расчетную систему с банками, получать информацию по транспортным организациям, совершать почтовые рассылки, организовывать поиск через подключенные локальные сети потенциальных потребителей, получать маркетинговую информацию.
Поскольку уже в настоящее время до 35% контрагентов Филиала ОАО «МРСК - Волги» - «Мордовэнерго» имеют доступ в Интернет, эту систему можно формировать.
На
пятом этапе формируется
Автоматическое поступление и обработка данных позволят достаточно эффективно работать с большими массивами информации тратить в 10-15 раз времени меньше на обработку и анализ информации, транспонирование таблиц.
Мощный импульс к развитию предприятия, который по определению должна принести маркетинговая информационная система, даст вполне ощутимые положительные результаты - сокращение времени обработки информации в 10-15 раз, а также материальный выигрыш - до 5-15% прибавочных процентов прибыли только за счет повышения эффективности работы с информационным обеспечением, не говоря от собственно эффекта планирования - важнейшей функции управления, обеспечивающей выживание предприятия в долгосрочном периоде.
Для
принятия решений об эффективности
внедрения на предприятие Маркетинговой
информационной системы, проанализируем
изменение выручки от реализации
(таблица 3.1)
Таблица
3.1 – Изменение выручки от реализации
ОАО «МРСК-Волги»-«
Наименование
показателя |
Расход по месяцам, тыс. руб. | Всего,
тыс. руб. | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Выручка от реализации | 125786 | 115000 | 110791 | 105972 | 100967 | 90765 | 90959 | 97176 | 99797 | 100951 | 131925 | 135756 | |
МИС |
500,0 | 400,0 | 250,0 | 200,0 | 200.0 | 250,0 | 250,0 | 300,0 | 300,0 | 350,0 | - | - | 3000,0 |
Наибольшие средства будут затрачены в январе, феврале, октябре, сентябре и в августе. Рост выручки реализации представлен на рисунке 3.1.
Рисунок
3.1 – Изменение выручки от реализации
ОАО «МРСК-Волги»-«
Сравним увеличение выручки от реализации с затратами на внедрение Маркетинговой информационной системы и определим ее эффективность.