Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

Содержание

Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кусовая.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

      Контрагенты в целом. Для российской социально-экономической среды в последние 10 лет характерно отсутствие доверия экономических агентов друг к другу как во внутренних, так и в международных отношениях. Особенно наглядно это проявляется в отношении к финансовым институтам, в основе которого — отсутствие доверия вкладчика к финансовому институту (банку) и банка к заемщику. Непосредственное следствие этого — слабость самих финансовых институтов. Важно, что такого рода проблему нельзя решить административными рычагами; нужна длительная, кропотливая работа, ответственная политика властей и Ответственное поведение, незапятнанная «кредитная история» экономических агентов.

      Конкуренты. Нехватка капиталовложений, недостаточное внимание к инновациям привели к резкому сокращению выпуска продукции, конкурентоспособной на мировых рынках по соотношению показателей цена—качество. Один из важнейших инструментов борьбы зарубежных конкурентов с российскими экспортерами - антидемпинговое законодательство. Основные перспективы отечественных предприятий связаны с вступлением России во Всемирную торговую Организацию.

      Поставщики и посредники. Эксперты констатируют серьезнейшие перемены в системе сбыта, квалифицируя их буквально как революцию. Торговые марки резко усилившихся посреднических систем и крупных сбытовых сетей стали вытеснять марки производителей. Последние и сами стали вынужденно все чаще использовать не столько фирменные и даже товарные, сколько торговые марки. 

     1.3 Методы  анализа внешней среды предприятия 

     Методы  исследования внешней среды, как  определенная совокупность средств  и приемов исследования, определяют содержание процесса исследования внешней среды.

     Существует  множество методов исследования внешней среды, которые используются компаниями на практике.

     Охарактеризуем  основные из них:

     РЕSТ-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основной причиной изучения экономики, является создание картины распределения ресурсов на уровне государства. Она является важнейшим условием деятельности предприятия. С помощью социальной компоненты РЕSТ-анализа, определяются не менее важные потребительские предпочтения. Технологическая компонента является последним фактором. Главной её целью исследования считается выявление тенденций в технологическом развитии, которые являются причинами появления новых продуктов, а также изменений и потерь рынка.

      Основные  положения РЕSТ-анализа: «анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны». Но нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, потому что реальная жизнь значительно шире и много образнее. РЕSТ-анализ не является общим для всех предприятий, поэтому для каждого  предприятия существует свой особый набор ключевых факторов (таблица 1.1). 
 
 

Таблица 1.1 - «РЕSТ-анализ»

Политические  факторы P Экономические факторы E
1.   1.  
2.   2.  
   
Социальные  факторы S Технологические факторы  T
1.   1.  
2.   2.  
   
 

     Матрица анализа внешних  стратегических факторов необходима для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на  окружение компании. Для составления данной матрицы, в первую очередь, необходимо определить три или четыре наиболее явных фактора в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении организации, в этом может помочь РЕSТ - анализ.

     Матрица определения приоритетных внешних  факторов. При помощи матрицы анализа внешних стратегических факторов, мы можем определить те, которые влияют или могут повлиять на будущее окружение организации.

     Недостатком этой матрицы является то, что она  не может дать информации о том, какие  факторы могут оказать на  организацию  и на её деятельность наименьшее влияние, или же наоборот – наибольшее. Поэтому для компаний применяется матрица определения приоритетных внешних факторов, так как она определяет важность внешних стратегических факторов.

     Анализ  данной матрицы помогает выявить планируемую вероятность проявления данных внешних стратегических факторов и степень их влияния на деятельность компании.

     В результате данного анализа мы сможем выявить потенциальные возможности и угрозы, которые могут быть использованы в дальнейшем в SWOT- анализе (таблица 1.2). 
 
 
 

Таблица 1.2 - «Матрица анализа внешних стратегических факторов»

Факторы макросреды
        Окружение компании
правительство поставщики конкуренты клиенты другое
Политические          
1.          
2.          
3.          
Экономические          
1.          
2.          
3.          
Социальные          
1.          
2.          
3.          
Технологические          
1.          
2.          
3.          
 

     Карта стратегических групп применяется при анализе конкурентной среды, для выявления конкурентов со схожими стратегиями. Она помогает  значительно лучше понять конкурентное окружение компании, и группировать конкурентов по  признаку. То есть, она выявляет конкурентов, которые чем то схожи с компанией которая анализируется, и которые требуют более пристального внимания. А также карта стратегических групп помогает выявить те компании, которые в отличие от анализируемой занимают другие позиции на рынке и следуют другому курсу развития.

     Для составления карты стратегических групп, в первую очередь необходимо начертить двух мерный график и выделить две характеристики, по которым можно охарактеризовать организацию. Оси абсцисс и оси ординат необходимо назвать этими характеристиками. Затем каждую компанию в отрасли надо охарактеризовать. Окончательным этапом составления карты стратегических групп, является группировка компаний, которые стоят по характеристикам наиболее близко  друг к другу (рисунок 1.1). 

Рисунок 1.1 - «Карта стратегических групп» 

Характеристика 1

                    Характеристика 2 

     Основной  задачей листа анализа конкурентов является определение влияния таких параметров, как: технологические, социальные, политические, экономические, на пять всем известных сил Портера – на появление потенциально новых конкурентов, на появление продуктов заменителей, на сильную позицию поставщиков, на сильную позицию покупателей, на отраслевую конкуренцию (таблица 1.3). 
 
 
 

Таблица 1.3 - «Лист анализа конкурентов»

Опасность появления потенциально новых конкурентов Выс. Низк. Опасность появления  продуктов заменителей Выс. Низк.
1.     1.    
2.     2.    
       
Рыночная  власть покупателей Выс. Низк. Рыночная власть поставщиков Выс. Низк.
1.     1.    
2.     2.    
       
Интенсивность конкуренции Выс. Низк.
1.    
2.    
   
 

       Профильная матрица конкурентов определяет основных конкурентов, анализируемой компании, а так же их сильные и слабые стороны по отношению к ней. Профильная матрица конкурентов анализирует внешние и внутренние факторы организации. В целом данная матрица помогает получить важную стратегическую информацию для анализа компании.

     Что бы её составить, надо во-первых определить наиболее важные факторы, которые определяют успех компании в исследуемой отрасли. Например, такие факторы как: конкурентоспособность цены, реклама, качество продукта, финансовое состояние, управление, глобальный рост,  доля рынка, лояльность клиентов, лояльность покупателей. Во-вторых, необходимо определить вес в % каждого из этих факторов для успеха компании.

     В-третьих, оцениваются сильные и слабые стороны компании: основное преимущество, основной недостаток, второстепенное преимущество, второстепенный недостаток.

     В-четвертых, определяется результат равный сумме произведений веса на ранг. В результате мы получает числа, которые отражают позицию фирмы относительно её конкурентов.

     Полученные  числа отражают только субъективную оценку человека, который проводит анализ. И поэтому, если результаты одной фирмы лучше другой, например на 20%, то это не говорит о том, что на рынке данная фирма лучше другой на 20% (таблица 1.4). 

Таблица 1.4 - «Профильная матрица конкурентов»

Факторы успеха Вес Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
Рейтинг Результат Рейтинг Результат Рейтинг Результат
Конкурентоспособность              
Лояльность  покупателей              
Доля  рынка              
...              
Итого:              

Информация о работе Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго