Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».

Содержание

Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кусовая.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

     Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда обладает подвижностью. Под подвижностью среды понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. По словам многих исследователей, окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

     Кроме перечисленных характеристик внешнего окружения существует ещё одна - это ее неопределенность. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если мало информации или есть сомнение в её точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Так как с каждым днём бизнес все более и более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, уверенность в ее точности снижается.

     Поэтому, труднее принимать эффективные решения, когда внешнее окружение не определённо.

     Анализ  внешней среды - первый этап  управления. От качества анализа зависит правильность выбора цели, количество найденных альтернатив стратегий, ее выбор и реализация.

     Внешняя среда состоит из макро-, мезо- и  микроокружения.

     Анализ  макроокружения включает:

     - его всестороннее изучение с  целью отслеживания специфических  тенденций и обнаружения признаков возможных изменений;

     - их прогнозирование и оценку  направленности с точки зрения  их вероятного воздействия на  организацию.

     Такой анализ позволяет:

     - лучше понимать значение происходящих в организации событий, действовать как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы, сосредотачивать внимание на первых признаках страиегических перемен;

     - точнее оценить обстановку, в  которой функционирует организация,  роль национальных и международных  влияний;

     - повысить качество принимаемых стратегических решений.

     Мезоокружение представляет собой совокупность внешних  факторов, с которыми субъект взаимодействует  на системном уровне.

     На  мезоокружении, в отличие от макроокружения, организация уже может оказывать  определенное влияние, однако лишь в совокупности с другими субъектами, то есть оно будет равнодействующей индивидуальных воздействий.

     Первое  направление анализа мезоокружения  – изучение рынка в целом. Его  конкретными объектами являются:

     - объем продаж, потенциал и темп  их увеличения;

     - реальная и ожидаемая прибыль;

     - конкурентные силы, действующие  на рынке и другое.

     Второе  направление анализа мезоокружения  – изучение конкуренции и конкурентов.

     Такое изучение производится по следующим  позициям:

     - число и относительные размеры  главных действующих и потенциальных конкурентов, производящих данную группу, данный или конкурирующий класс товаров, характеристика их частных и интегральных преимуществ или недостатков, целей, стратегий, имиджа, конкурентных позиций;

     - интенсивность и острота конкуренции, степень ее давления на организацию, характер соперничества;

      - возможность появления новых  конкурентов;

      - число покупателей и их способность  диктовать свои условия;

      - факторы, вызывающие изменения в конкуренции и структуре конкурентных сил.

      Третье  направление предполагает выяснение  общей привлекательности сферы  деятельности и ее перспектив.

      Четвертое направление анализа мезоокружения  сконцентрировано на определении выгод  конкурентной борьбы с точки зрения преобретаемых навыков и опыта.

      Анализ мезоокружения позволяет:

      - определить реальные угрозы, исходящие  от конкурентов в своей и  чужих сферах деятельности, заблаговременно  обнаруживать и осмысливать значение  происходящих изменений;

      - лучше оценить обстановку в  сферах, где организация может  применять свои способности;

      - определять возможные пути достижения  устойчивых преимуществ перед  конкурентами и новые сферы,  в которых они могут быть  реализованы;

      - выявлять источники ресурсов, осуществлять  более эффективное распределение  заказов;

      - облегчать управление рисками;

      - осуществлять системный подход  к управлению в целом.

      Микроокружение  образует те субъекты и процессы, с которыми организация непосредственно взаимодействует или сама может оказывать влияние на них.

      В целом положение организации  зависит от того, на сколько хорошо она управляет контролируемыми  факторами окружения и подстраивается под неконтролируемые.

      Таким образом, менеджер должен выявить существенные факторы во внешнем окружении, тенденция  их развития и находить способы их регулирования.  

      1.2 Факторы внешней среды предприятия 

      Во  внешней среде предприятия действует значительно большее количество факторов. Она  включает в себя как: макрофакторы — политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально-культурные и т.п., так и факторы микросреды — результаты выбора организацией конкретных целевых групп потребителей, конкурентов, поставщиков и посредников, типов материалов и технологий, источников капитала, трудовых ресурсов.

      Политическая  обстановка. При всей неоднозначности оценок происходящих в России перемен можно практически безусловно констатировать определенную политическую стабильность как в сфере собственно политических институтов России, так и в отношении к ним общества, социальных слоев. Упорядочиваются в том числе отношения между сферами политики и бизнеса.

      Юридические факторы. Среди основных правовых достижений в процессе формирования рыночных отношений в России — законодательные акты, регулирующие отношения собственности. предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу. товарные знаки и др. Одним из первых, еще в 1991 г., был принят российский Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Поиск эффективных мер правового регулирования рыночной экономики идет и в регионах. Дальнейшее совершенствование отечественного законодательства и правоприменительной практики можно ожидать в связи с процедурой вхождения России во Всемирную торговую организацию; определением конкретных четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, где до сих пор сосредоточен немалый потенциал конфликтов; наведением порядка в межбюджетных отношениях, четким распределением ресурсов и налоговых поступлений.

      Макроэкономические  факторы. Они характеризуются, прежде всего, такими показателями, как валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, объемы продукции промышленности и сельского хозяйства, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров.

      Информационные факторы. Несмотря на определенное разочарование реальными темпами развития высоких информационных технологий в сравнении с прогнозами, именно эти технологии остаются наиболее прибыльными и, что самое главное, обещающими радикальный рост производительности труда, особенно в менеджменте.

      В сфере менеджмента фирм и структур государственного управления новые  информационные технологии задействованы  довольно активно. Они охватывают процедуры  стратегического и бизнес - планирования, бухгалтерского учета и контроля, маркетингового анализа, организации сбыта, продаж. Однако это пока, к сожалению, не относится к управлению собственно производственными, конструкторскими и другими базисными процессами.

      Научно-технические  и технологические факторы. Современный технико-технологический уровень выпускаемой продукции в большой степени определяется долей соответствующего оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет. Эта доля в России за 10 лет значительно сократилась. Однако более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет, что более чем вдвое превышает показатели экономически развитых стран. Крайне низка производительность труда в реальном секторе. Если в сырьевых отраслях и энергетике она близка к среднемировым показателям, то в остальных гораздо ниже - 20-24% от аналогичных показателей, например, США.

      Основными направлениями восстановления конкурентоспособности  российской науки начала 21века можно считать следующие:

      - восполнение внутренних ресурсов  за счет как бюджетного, так  и вневедомственного финансирования, переоснащение парка научного оборудования;

      - противодействие утечке мозгов;

      - повышение престижности занятия  научной деятельностью; 

      - забота о состоянии материально-технической  базы;

      преодоление тенденций ухудшения возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала.

      Демографические факторы. Среди них выделяются: численность, структура, динамика и занятость населения.

      Потребители. Если в 1999 г. главным фактором роста российской экономики был экспорт, то уже в 2000 г. он потерял доминирующее значение как фактор роста ВВП; основной положительный вклад внесли внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Расширение платежеспособного спроса домашних хозяйств было обеспечено за счет роста реальных располагаемых денежных доходов, который носил «догоняющий» характер и компенсировал их стагнацию в 1999 г. При этом к концу 2000 г. потребительский спрос начал все в большей мере переключаться на импортные товары вследствие опережающего роста цен на отечественные товары относительно динамики изменения курса доллара.

      В России, вслед за развитыми рыночными  странами, начал формироваться новый  тип потребителя, характеризуемый  следующими отличительными чертами:

      - ориентацией на постматериальные субъективные ценности долгосрочного назначения, и прежде всего на услуги, способствующие развитию личности, личной свободы, переход к изощренному спросу;

      - возросшей значимостью личного  времени и экономии усилий  на выбор и приобретение товаров  и услуг;

      - снижением приверженности к определенным маркам и доверительности в отношении к рекламе, другим традиционным способам продвижения товаров и услуг;

      - повышением значимости персональных коммуникаций, индивидуального маркетинга и признанием необходимости роста затрат на них;

      - возросшим маркетинговым профессионализмом и освоением прав потребителей, развитием движения в защиту прав потребителей;

      - большим вниманием к проблемам  и способам охраны окружающей  среды, ее экологии («зеленый маркетинг), этики;

      - требованием адаптации транснациональных технологий и инструментов маркетинга к особенностям России, ее конкретных регионов.

      Вместе  с тем надо признать: российские потребители  по структуре потребления  в своем большинстве находятся  существенно ниже уровня среднего класса и предъявляют не очень притязательный спрос: доминируют Покупки предметов первой необходимости и обязательные выплаты. Принимая решение о покупке, россияне ориентируются пока в первую очередь на такие показатели, как уровень цены и близость к дому, простота осуществления покупки. Явно на недостаточном уровне находится значимость таких факторов, как уровень качества товара и соответствующие гарантии, а особенно развитость сервиса.

Информация о работе Анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго