Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».
Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы
Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда обладает подвижностью. Под подвижностью среды понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. По словам многих исследователей, окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.
Кроме перечисленных характеристик внешнего окружения существует ещё одна - это ее неопределенность. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если мало информации или есть сомнение в её точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Так как с каждым днём бизнес все более и более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, уверенность в ее точности снижается.
Поэтому, труднее принимать эффективные решения, когда внешнее окружение не определённо.
Анализ внешней среды - первый этап управления. От качества анализа зависит правильность выбора цели, количество найденных альтернатив стратегий, ее выбор и реализация.
Внешняя среда состоит из макро-, мезо- и микроокружения.
Анализ макроокружения включает:
-
его всестороннее изучение с
целью отслеживания
- их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.
Такой анализ позволяет:
- лучше понимать значение происходящих в организации событий, действовать как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы, сосредотачивать внимание на первых признаках страиегических перемен;
-
точнее оценить обстановку, в
которой функционирует
- повысить качество принимаемых стратегических решений.
Мезоокружение представляет собой совокупность внешних факторов, с которыми субъект взаимодействует на системном уровне.
На
мезоокружении, в отличие от макроокружения,
организация уже может
Первое
направление анализа
- объем продаж, потенциал и темп их увеличения;
- реальная и ожидаемая прибыль;
- конкурентные силы, действующие на рынке и другое.
Второе
направление анализа
Такое изучение производится по следующим позициям:
- число и относительные размеры главных действующих и потенциальных конкурентов, производящих данную группу, данный или конкурирующий класс товаров, характеристика их частных и интегральных преимуществ или недостатков, целей, стратегий, имиджа, конкурентных позиций;
- интенсивность и острота конкуренции, степень ее давления на организацию, характер соперничества;
- возможность появления новых конкурентов;
-
число покупателей и их
- факторы, вызывающие изменения в конкуренции и структуре конкурентных сил.
Третье направление предполагает выяснение общей привлекательности сферы деятельности и ее перспектив.
Четвертое
направление анализа
Анализ мезоокружения позволяет:
-
определить реальные угрозы, исходящие
от конкурентов в своей и
чужих сферах деятельности, заблаговременно
обнаруживать и осмысливать
- лучше оценить обстановку в сферах, где организация может применять свои способности;
-
определять возможные пути
-
выявлять источники ресурсов, осуществлять
более эффективное
- облегчать управление рисками;
- осуществлять системный подход к управлению в целом.
Микроокружение образует те субъекты и процессы, с которыми организация непосредственно взаимодействует или сама может оказывать влияние на них.
В целом положение организации зависит от того, на сколько хорошо она управляет контролируемыми факторами окружения и подстраивается под неконтролируемые.
Таким
образом, менеджер должен выявить существенные
факторы во внешнем окружении, тенденция
их развития и находить способы их
регулирования.
1.2
Факторы внешней среды
предприятия
Во
внешней среде предприятия
Политическая обстановка. При всей неоднозначности оценок происходящих в России перемен можно практически безусловно констатировать определенную политическую стабильность как в сфере собственно политических институтов России, так и в отношении к ним общества, социальных слоев. Упорядочиваются в том числе отношения между сферами политики и бизнеса.
Юридические факторы. Среди основных правовых достижений в процессе формирования рыночных отношений в России — законодательные акты, регулирующие отношения собственности. предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу. товарные знаки и др. Одним из первых, еще в 1991 г., был принят российский Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Поиск эффективных мер правового регулирования рыночной экономики идет и в регионах. Дальнейшее совершенствование отечественного законодательства и правоприменительной практики можно ожидать в связи с процедурой вхождения России во Всемирную торговую организацию; определением конкретных четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, где до сих пор сосредоточен немалый потенциал конфликтов; наведением порядка в межбюджетных отношениях, четким распределением ресурсов и налоговых поступлений.
Макроэкономические факторы. Они характеризуются, прежде всего, такими показателями, как валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, объемы продукции промышленности и сельского хозяйства, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров.
Информационные факторы. Несмотря на определенное разочарование реальными темпами развития высоких информационных технологий в сравнении с прогнозами, именно эти технологии остаются наиболее прибыльными и, что самое главное, обещающими радикальный рост производительности труда, особенно в менеджменте.
В сфере менеджмента фирм и структур государственного управления новые информационные технологии задействованы довольно активно. Они охватывают процедуры стратегического и бизнес - планирования, бухгалтерского учета и контроля, маркетингового анализа, организации сбыта, продаж. Однако это пока, к сожалению, не относится к управлению собственно производственными, конструкторскими и другими базисными процессами.
Научно-технические и технологические факторы. Современный технико-технологический уровень выпускаемой продукции в большой степени определяется долей соответствующего оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет. Эта доля в России за 10 лет значительно сократилась. Однако более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет, что более чем вдвое превышает показатели экономически развитых стран. Крайне низка производительность труда в реальном секторе. Если в сырьевых отраслях и энергетике она близка к среднемировым показателям, то в остальных гораздо ниже - 20-24% от аналогичных показателей, например, США.
Основными направлениями восстановления конкурентоспособности российской науки начала 21века можно считать следующие:
-
восполнение внутренних
- противодействие утечке мозгов;
-
повышение престижности
-
забота о состоянии
преодоление тенденций ухудшения возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала.
Демографические факторы. Среди них выделяются: численность, структура, динамика и занятость населения.
Потребители. Если в 1999 г. главным фактором роста российской экономики был экспорт, то уже в 2000 г. он потерял доминирующее значение как фактор роста ВВП; основной положительный вклад внесли внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Расширение платежеспособного спроса домашних хозяйств было обеспечено за счет роста реальных располагаемых денежных доходов, который носил «догоняющий» характер и компенсировал их стагнацию в 1999 г. При этом к концу 2000 г. потребительский спрос начал все в большей мере переключаться на импортные товары вследствие опережающего роста цен на отечественные товары относительно динамики изменения курса доллара.
В России, вслед за развитыми рыночными странами, начал формироваться новый тип потребителя, характеризуемый следующими отличительными чертами:
- ориентацией на постматериальные субъективные ценности долгосрочного назначения, и прежде всего на услуги, способствующие развитию личности, личной свободы, переход к изощренному спросу;
-
возросшей значимостью личного
времени и экономии усилий
на выбор и приобретение
-
снижением приверженности к
- повышением значимости персональных коммуникаций, индивидуального маркетинга и признанием необходимости роста затрат на них;
- возросшим маркетинговым профессионализмом и освоением прав потребителей, развитием движения в защиту прав потребителей;
- большим вниманием к проблемам и способам охраны окружающей среды, ее экологии («зеленый маркетинг), этики;
-
требованием адаптации
Вместе с тем надо признать: российские потребители по структуре потребления в своем большинстве находятся существенно ниже уровня среднего класса и предъявляют не очень притязательный спрос: доминируют Покупки предметов первой необходимости и обязательные выплаты. Принимая решение о покупке, россияне ориентируются пока в первую очередь на такие показатели, как уровень цены и близость к дому, простота осуществления покупки. Явно на недостаточном уровне находится значимость таких факторов, как уровень качества товара и соответствующие гарантии, а особенно развитость сервиса.