Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и оценка внешней среды предприятия на примере Филиала ОАО «МРСК-Волги»-Мордовэнерго. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследование внешней среды как объекта управления, характеристики элементов внешней среды;
- изучения методов анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго»;
- разработки направлений совершенствования процессов исследования внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».
Введение 6
1 Внешняя среда как объект управления организацией 9
1.1 Понятие и роль внешней среды предприятия 9
1.2 Факторы внешней среды предприятия 14
1.3 Методы анализа внешней среды предприятия 18
2 Анализ внешней среды Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 28
2.1 Исследование макросреды предприятия 28
2.2 Анализ влияния факторов мезоокружения на деятельность Филиала ОАО «МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» 34
2.3 Исследование микросреды предприятия ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» 37
3 Предложения по совершенствованию процесса анализа внешней среды предприятия 43
3.1 Рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды объекта исследования 43
3.2 Внедрение современных методов анализа внешней среды в деятельность предприятия 46
Заключение 55
Список используемой литературы
Филиал ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» наряду с прочими дочерними компаниями РАО «ЕЭС России», в отличие от конкурентов активно участвует в процессе реструктуризации российской электроэнергетики. При этом своей задачей, энергокомпания видит формирование инфраструктуры розничного рынка электрической энергии в пределах Мордовской энергосистемы. И создание условий для появления новых субъектов предпринимательской деятельности на розничном энергорынке на территории республики.
В ходе реформирования компания намерена решать задачи разделения монопольных и конкурентных видов деятельности путем создания самостоятельных профильных энергетических компаний. Результатами реформирования Мордовской энергосистемы должны стать создание развитой инфраструктуры розничного энергорынка, появление на нем экономически эффективных и финансово устойчивых энергетических компаний, привлекательных для прямых и портфельных инвесторов, развитие энергосбытового бизнеса в регионе при сохранении государственного и корпоративного контроля за функционированием энергетики Республики Мордовия.
Одной
из важнейших задач Филиала является
расширение участия Общества в тепловом
бизнесе на территории г. Саранска.
2.3
Исследование микросреды
предприятия ОАО «МРСК_Волги» -
«Мордовэнерго»
На
предприятии «МРСК-Волги»-«
Природный газ поставляется такими предприятиями как: ООО «Мордоврегионгаз» через газосбытовую организацию ОАО «Мордовгаз» и «Чамзинкамежрайгаз». Учет поступающего природного газа производится согласно ГОСТ 8.563.1-97, ГОСТ 8.563.2-97,ГОСТ 8.563.3.97 и Правил ПР 50.2.022.99.
Стратегической целью Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» является обеспечении потребителей энергией, соответствующей стандартам качества, произведенной с применением ресурсосберегающих технологий на современном оборудовании.
Важнейшим фактором среды прямого воздействия для предприятий энергетики являются потребители. В связи с этим необходимо провести анализ энергосбытовой деятельности Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго».
Анализ динамики изменения
Оборот услуг Филиала «МРСК» - «Волги» - «Мордовэнерго» в 2007 год по отраслям народного хозяйства представлен на рисунке 2.1
Рисунок
2.1 - Оборот услуг Филиала «МРСК» - «Волги»
- «Мордовэнерго» в 2007 году
Оборот услуг Филиала «МРСК» - «Волги» - «Мордовэнерго» в 2008 год по отраслям народного хозяйства представлен на рисунке 2.2
Рисунок
2.2 – Оборот услуг Филиала «МРСК»
- «Волги» - Мордовэнерго» в 2008 году
Оборот
услуг Филиала «МРСК» - «Волги» -
«Мордовэнерго» в 2009 году по отраслям
народного хозяйства представлен на рисунке
2.3
Рисунок 2.3 - Оборот услуг Филиала «МРСК» - «Волги» - «Мордовэнерго» в 2009 год
Рассмотрим
объём платы услуг отпущенных Филиалом
«объём платы услуг отпущенных Филиалом
«МРСК-Волги»-«Мордовэнерго» в 2009 году,
по сравнению с 2007, 2008 годами (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Отпущенная потребителям электроэнергия в стоимостном выражении, млн. руб.
Объем отпущенной электроэнергии по категориям потребителей | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп роста, 2008г. к 2007г. % | Темп роста, 2009г. к 2008г. % |
Всего,
в том числе |
2448,7 | 3034,6 | 3380,7 | 123,9 | 111,4 |
Промышленность | 1541,6 | 1911,4 | 1070,3 | 123,9 | 56,0 |
Строительство | 43,4 | 46,2 | 44,6 | 106,5 | 96,5 |
Население | 47,6 | 45,8 | 33,9 | 98,01 | 74,0 |
Сельское хозяйство | 178,9 | 161,5 | 153,5 | 90,2 | 95,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 719,0 | 806,5 | 963,7 | 112,2 | 119,5 |
Транспорт и связь | 427,0 | 412,6 | 307,6 | 167,0 | 74,6 |
Прочие отрасли | 121,0 | 531,2 | 177,3 | 439,2 | 33,4 |
Таким образом, по данным таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что объём платы услуг отпущенных Филиалом в 2008 г. по с сравнению с 2007 г. возрос на 585,9 млн.руб., темп роста составил 123,9 %, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 346,1 млн.руб., темп прироста составил – 111,4%
В разрезе отраслей народного хозяйства при увеличении оборота услуг, динамика такова:
-
промышленность – оплата
- строительство - оплата отпущенной энергии в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросла, темп роста составил 106,5 % (абсолютный прирост составил 2,8 млн.руб.) , в 2009 г. в сравнении с 2008 г. можно отметить снижение, темп снижения 96,5% (абсолютное снижение составило 1,6 млн.руб.);
- сельское хозяйство - в 2008 г. по сравнению с 20077 г. снижение составило – 90,2% (17,4 млн.руб.), , в 20099 г. в сравнении с 2008 г. – 95,0% (8 млн.руб.);
- транспорт и связь в 2008 г. по сравнению с 2007 г. темп роста составил 167,0% (165,6 млн.руб.), в 2009 г. в сравнении с 2008 г. снижение составило 74,6 % (105,0 млн.руб.);
Филиал ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» видит свою цель в достижении максимальной экономической эффективности, прибыльности, инвестиционной привлекательности и открытости для потребителей и инвесторов.
Надежное обеспечение потребителей энергией напрямую зависит от финансового положения энергокомпании, а оно, в свою очередь, от того, насколько добросовестно предприятия и граждане оплачивают потребленные тепло и свет. Перед Филиалом ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» стоит серьезная задача повышения эффективности энергосбытовой деятельности и снижения дебиторской задолженности. И в настоящее Общество успешно решает эту задачу, проводя активную работу по взысканию задолженности с потребителей и обеспечивая оплату текущего потребления электроэнергии в полном объеме «живыми» деньгами.
Компании удалось добиться значительного сокращения задолженности предприятий и организаций, финансируемых из бюджета, а также долгов оптовых покупателей - перепродавцов (ОПП). Успешная энергосбытовая политика Общества позволяет компании своевременно готовиться к прохождению осеннее зимних максимумов нагрузок, следить за исправностью оборудования и формировать необходимые запасы топлива.
Компания
готова гарантировать надежное и
качественное обслуживание потребителей
в течение всего периода
Таким образом, анализ, проведённый в курсовой работе, позволяет сделать выводы о том, что субъекты органов государственного правления выполняют только административную функцию, в рамках которой осуществляется планирование, организация, координация, мотивация, регулирование и контроль над деятельностью энергетического комплекса Республики Мордовия.
Выявлено, что конкурентное окружение Филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Мордовэнерго» представлено несколькими предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Мордовия.
Можно отметить, важным фактором является взаимодействие с окружающей средой (экология). Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и объемы сточных вод.
В результате проведенного анализа можно констатировать значительное влияние факторов макроокружения на деятельность ОАО « Мордовэнерго».
Объём платы услуг отпущенных Филиалом «МРСК» - «Волги» -«Мордовэнерго» в 2008 г. по с сравнению с 2007 г. возрос на 585,9 млн.руб., темп роста составил 123,9 %, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 346,1 млн.руб., темп прироста составил – 111,4%
Хотелось
бы отметить, что Филиал ОАО «МРСК
- Волги» - «Мордовэнерго» видит свою
цель в достижении максимальной экономической
эффективности, прибыльности, инвестиционной
привлекательности и открытости для потребителей
и инвесторов.
3
Предложения по
совершенствованию
процесса анализа
внешней среды предприятия
3.1
Рекомендации по стратегическому
управлению предприятием
на основе анализа внешней
среды объекта исследования
Для того чтобы предлагать какие-либо рекомендации по стратегическому управлению предприятием на основе анализа внешней среды на ОАО «МРСК - Волги» - «Мордовэнерго», необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий.
Проблемы, выявленные в ходе анализа внешней среды Филиала ОАО «МРСК - Волги» - «Мордовэнерго», свидетельствует о том, что дальнейшее развитие механизма исследования внешней среды требует организации действенной группы маркетинга, потому что на предприятии данный механизм и служба развиты слабо.
Существует
только служба маркетинга и сбыта, но
его, по сути дела, он не в полной мере
осуществляет исследование внешней
среды, поскольку он не выполняет
большую часть функций
Для управления разработкой механизма исследования внешней среды на предприятии в настоящее время используется региональная структура. Региональная структура – это такая структура, которая позволяет более углубленно изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона, а также более адекватно формировать рекламу и другие маркетинговые мероприятия с учетом региональных особенностей. Основным недостатком региональной ориентации является существование подразделений, которые выполняют дублирующие друг друга функции.
Однако, на мой взгляд, в связи с существующей проблемой отсутствия комплексного подхода в сфере механизма исследования внешней среды, рано использовать данную структуру. Поэтому предлагаю на первоначальном этапе остановиться на функциональном отделении группы маркетинга и сбыта для формирования единого комплекса маркетинга, налаживания новой системы взаимоотношений с подразделениями и службами предприятия для реализации маркетингового подхода к управлению предприятием.
Смысл предлагаемого изменения организационной структуры заключается в том, чтобы обеспечить координацию усилий всех подразделений предприятия по достижению конкретной цели: производство конкурентной продукции, удовлетворяющей потребности покупателей лучше, чем продукция конкурентов. Предприятие в этом случае пассивно реагирует на рыночные изменения, проводит продуманную, скоординированную политику завоевания рынка, приспосабливая ассортимент выпускаемой продукции к запросам потребителей, активно формирует потребности и спрос.
Трудность получения такого результата заключается в том, что каждое подразделение имеет свои собственные цели, которые часто отличаются от целей исследования внешней среды. Поэтому, с точки зрения маркетинга: